Главная страница

Игры на развитие слухового внимания. «Отгадай,что звучит» Оборудование


Скачать 265.55 Kb.
Название Игры на развитие слухового внимания. «Отгадай,что звучит» Оборудование
Дата 27.02.2016
Размер 265.55 Kb.
Тип Документы

Игры на развитие слухового внимания.

«Отгадай,что звучит»

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы. Которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, бумага, фольга, дудка, погремушка и т.п.

Ход игры: Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком и т.д. и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Вместо ширмы можно предложить ребенку просто сесть спиной к взрослому.

Одинаковые и разные звуки»

Оборудование: игрушка, издающая писк, свисток, колокольчик, бубен, детское пианино, гармоника.

Ход игры: Логопед, находясь за ширмой или сзади ребенка, приводит в звучание сначала различные, а затем одинаковые игрушки (игрушка, издающая писк, - свисток; колокольчик – бубен; детское пианино – гармоника т.д.) Ребенок отвечает на вопрос: «Одинаковые или разные звуки?»

«Определи одинаковые звуки»

Оборудование: музыкальные инструменты.

Ход игры: Ребенку косынкой завязывают глаза и предлагают самостоятельно воспроизвести по очереди звучание двух игрушек и определить, одинаковые звуки или нет (предметы, одинаково звучащие, должны быть различны по форме, чтобы ребенок ориентировался только на звук). Далее формируются умения различать неречевые звуки по характеру их звучаний.

«Солнце или дождик»

Оборудование: бубен или барабан.

Ход игры: Логопед говорит, что сейчас дети пойдут на прогулку. Погода хорошая. Светит солнышко. В это время тихо звенит бубен. Затем педагог говорит, что погода испортилась и пошел дождь. Бубен звучит громко и дети прячутся от дождя. Дети должны внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

«Сторож»

Оборудование: флажок (или другая игрушка), бубен.

Ход игры: Ребенок становится спиной к стулу, на котором лежит флажок (или любая другая игрушка). Педагог с бубном в руках стоит на некотором расстоянии. Другой ребенок очень тихо подходит к стулу, чтобы взять флажок. Когда он находится близко от цели, звучит бубен. По этому сигналу оба ребенка стараются схватить флажок. Кто сделает это первым, становится «сторожем». Затем ребенка следует учить обнаруживать различия между одинаковыми и разными акустическими сигналами на материале резко различающихся и близких звучаний.

«Покажи, что звучит»

Педагог воспроизводит звуки одним из предметов, спрятанных за ширмой. Затем ребенку предлагают показать прозвучавший предмет и еще раз его озвучить, проверив себя.

«Будь внимательным»

По инструкции взрослого ребенок выполняет различные движения, соотнося их с разными звучаниями. Например, на звук свистка должен поднять руки вверх, а на звук дудочки – удерживать руки впереди. А на звук шарманки – развести их в стороны.

«Узнай по звуку»

Ребенку предлагают закрыть глаза («наступила ночь»), внимательно послушать, сказать, какие звуки он услышал (стук в дверь, пение птиц, мяуканье кошки, звон колокольчика, кашель т.п.). Предлагается прослушивание двух-пяти звучаний. Ребенок по команде «День!» открывает глаза, указывает на звучавшие предметы или их изображения и называет запомнившиеся звуки или предметы, их издающие. Затем слуховое восприятие развивается в процессе узнавания и дифференциации неречевых звучаний по из акустическим свойствам (громкость, длительность, высота).

«Найди игрушку»

Оборудование: бубен или барабан.

Ход игры: Логопед назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или отвернуться к нему спиной. Потом прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т.д.) и предлагает водящему найти ее, ориетируясь на силу ударов в барабан. Можно варьировать звуки, направляющие поиски ребенка, например, звенеть колокольчиком, хлопать в ладоши, стучать молоточком и т.п.

Хлопни в ладоши над головой, если будет названо живое и маленькое: муравей, птица, слон, бегемот, булавка, комната, капля, божья коровка, дом, гусеница, муха, бассейн, пчела, монета, компьютер, кухня, мел, ластик, иголка, шкаф, пуговица, жук, конфета, дверь, кнопка, таракан, озеро, изюм, море.

«Близко-далеко»

Воспроизводится аудиозапись голосов животных (птиц). Далее регулятором громкость звучания увеличивается или уменьшается. Ребенок должен ответить предложением, далеко или близко слышится звук (например, мяуканье кошки).

«Тишина»

Ребенок, закрыв глаза, «слушает тишину». Через 1-2 минуты ему предлагается открыть глаза и рассказать и нарисовать то, что он услышал.

«Покажи звук»

Ребенку дают две карточки: на одной изображена короткая полоска, на другой – длинная. Воспитатель бубном издает длинные и короткие звучания, а ребенок показывает карточку, соответствующую длительности звука

«Долгий звук – короткий звук»

Ребенок воспроизводит звучания на музыкальных инструментах, но прежде, чем играть. Предупреждает. Коротко или долго будет длиться звучание.

«Высоко-низко»

Ребенок идет по кругу. Логопед воспроизводит низкие и высокие звуки (например, на металлофоне, пианино, гармонике). Услышав высокие звуки, ребенок поднимается на носочки; услышав низкие звуки – приседает.

«Угадай, что звучит»

Перед ребенком на столе лежать две игрушки: одна звучит низко, другая – высоко (барабан и игрушка, издающая писк; погремушка и свисток; барабан и колокольчик и т.д.). По словесной команде взрослого («Высокий звук!» или «Низкий звук!») ребенок выбирает подходящую игрушку и проверяет свой выбор, воспроизводя звучание.

«Похожие звуки»

Перед ребенком выставляют ряд картинок, на которых изображены различные животные и предметы (картинок больше, чем последующих звучаний). Ребенок называет предметы на картинках. Ему предлагают внимательно прослушать звучания (высокие и низкие), выбрать подходящую картинку и объяснить свой выбор.

«Гость с другой планеты»

Попробуй произнести то, что сказал гость с другой планеты, когда прибыл на землю:

БАХ ТУХ МУН (Приветствую вас!)

КЯМ МОП ДУТ (Этот букет вам!)

ТУКЕН ДА ТУН КУВАН (Как у вас жарко!)

ТИПУ БАМЯ ГУМИ (я прибыл с далекой планеты!)

ДЫТУНА БАПУХА ГУДАЙКА (Наши ученые наблюдают ха вашей планетой!)

ВАТКУНЯ ФТУМАКА БНЫГАТА (я скоро опять прилечу на землю!)

  1. Послушай названия предметов, а затем повтори их в другом порядке: от самого маленького к самому большому: СЛОН-ВОЛК-ЖУК-КОТ; УТКА-ЛЕБЕДЬ-ВОРОНА-ВОРОБЕЙ; ВИШНЯ-СЛИВА-АНАНАС-АРБУЗ; КИТ-ДЕЛЬФИН-ЩУКА-ЕРШ; ОКЕАН-ПРУД-МОРЕ-ЛУЖА.

  2. Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть: картошка, ложка, окрошка; апельсин, блин, мандарин; конфета, котлета, ракета; миска, сосиска, ириска; банан, диван, барабан; пироги, сапоги, утюги; лимон, вагон, бульон; мед, компот, плот; пирожок, творожок, горшок; булочка, будочка, дудочка; салат, халат, мармелад; жакет, букет, пакет; суп, зуб, дуб.

  3. Послушай и повтори ритм, который отхлопает взрослый. Повтори хлопки не глядя, только на слух.

Ритмический рисунок (Х-хлопок) Х-Х ХХ-Х ХХ-ХХ ХХХ-Х ХХ-ХХХ Х-ХХ-ХХ ХХ-Х-ХХХ.

  1. Послушай, какие плоды растут в сказочном королевстве. Объясни – из каких знакомых слов составлены их названия: ОГУРБУЗЫ, ПОМИДЫНИ, БАКЛАЧАК, УКРУШКА, ГРУМИДОРЫ, ЧЕСЛУК, СЛИЖОВНИК, МОРКОФЕЛЬ, ВИШБРИКОС.

  2. Найди и исправь ошибки в названиях картинок.

МЕГЕМОТ, БЕГЕМОТ, ДИГИМОТ, ГИБИДОТ. БИГЕТОТ; КОНТЕТА, КОНФЕТА, ФОНФЕТА, НАКФЕТА, КОНКЕТА, ТАНФЕТА; МЕДМЕДИ, МЕДВЕДИ, НЕДМЕДИ, МЕДДЕДИ, НЕВМЕДИ, ВЕДМЕДИ; МИТАНИН, ВИТАМИН, ВИТАНИН, НИТАНИТ.

Далее проводится работа по развитию слухового внимания на речевом материале.

  1. Покажи и назови предметы в том порядке, в котором они перечислены в стихотворении:

В зимний холод нам нужны:

Свитер, теплые штаны,

Шапка, шарф и сапоги,

Куртка, варежки, носки.

  1. Найди и объясни ошибки в шуточных стихах:

К нам пришли зверята: К нам пришли зверята:

Белочки, ежата, Щуки и телята,

Утюги, моржи, Кошки и вороны,

Голуби, стрижи. Тигры, макароны.

  1. Исправь ошибки в описании сказочных героев.

Колобок залез на дерево. Красная Шапочка сняла свою белую панаму. Буратино достал из огня золотой ключик.

  1. Объясни, могут ли происходить в жизни перечисленные события.

Свинья летает. Рыба бежит к морю. Петух кукарекает. Муравей тащит бревно. Соловей ловит медведя. Мама младше дочки. Дедушка старше внука. В холодильнике жарятся котлеты. Мышка ловит кошку. Муха больше слона и т.д.

Эффективны следующие игры по развитию слухового внимания и памяти.

  1. Хлопни в ладоши над головой, если будет названо живое и маленькое: муравей, птица, слон, бегемот, булавка, комната, капля, божья коровка, дом, гусеница, муха, бассейн, пчела, монета, компьютер, кухня, мел, ластик, иголки, шкаф, пуговица, жук, конфета, дверь, кнопка, озеро, таракан, изюм, море.

  2. Попробуй повторить то, что произносил гость с другой планеты, когда прибыл на землю:

БАХ ТУХ МУН (Приветствую вас!)

КЯМ МОП ДУТ (Этот букет вам!)

ТУКЕН ДАТУН КУВАН (Как у вас жарко!)

ТИПУ БАМЯ ГУМИ (я прибыл с далекой планеты!)

ДЫТУНА БАПУХА ГУДАЙКА (Наши ученые наблюдают за вашей планетой!)

ВАТКУНЯ ЖТУМАКА БНЫГАТА (я скоро опять прилечу на землю!)

  1. Послушай названия предметов, а затем повтори их в другом порядке: от самого маленького к самому большому: слон-волк-жук-кот; утка-лебедь-ворона-воробей; вишня-слива-ананас-арбуз; кит-дельфин-щука-ерш; океан-пруд-море-лужа.

  2. Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть: картошка, ложка, окрошка; миска, сосиска, ириска, банан, диван, барабан; пироги, сапоги, утюги; лимон, вагон, бульон; мед, компот, плот; пирожок, творожок, горшок; булочка, будочка, дудочка; салат, халат, мармелад; жакет, букет, пакет; суп, зуб, дуб.

  3. Послушай и повтори ритм, который отхлопает взрослый. Повтори хлопки не глядя, только на слух.

Ритмический рисунок (Х – хлопок) Х-Х ХХ-Х ХХ-ХХ ХХХ-Х ХХ-ХХХ Х-ХХ-Х ХХ-Х-ХХ

  1. Послушай какие плоды растут в сказочном королевстве. Объясни – из каких знакомых слов составлены их названия: огурбузы, помидыни, баклачок, укрушка, грумидоры, чеслук, слижовник, моркофель, вишбрикос.

  2. Найди и исправь ошибки в названиях картинок: мегемот, бегемот, дигимот, гибидот, бигетот. Контета, конфета, фонфета, накфета, конкета, танфета. Мидмеди, медведи, недмеди, меддеди, невмеди, ведмеди. Митанин, витамин, витанин, нитанит, митавин, фитанин.


Большое значение имеют тренировочные упражнения, направленные на формирование умений различать направление звучания, источник звучания, расположенный спереди или сзади, справа или слева от ребенка. Так развивается пространственный слух.
«Покажи, где звук»

Ребенок с завязанными глазами находится в центре комнаты. Взрослые или другие дети становятся спереди и сзади (или справа и слева) от него и по очереди приводят в звучание музыкальные игрушки. Ребенок с завязанными глазами движением руки показывает, где он слышит звуки, т.е. определяет направление источника звуков.

«Где котенок, где щенок?»

Два-четыре магнитофона устанавливают в разных точках помещения. Ребенок с закрытыми глазами последовательно прослушивает в аудиозаписи голоса животных (кошка и собака), показывает направления звучаний. После этого включают сразу два магнитофона, и ребенок обеими руками показывает, где слышатся голоса. Далее он определяет принадлежность услышанных голосов и показывает (по памяти), где «сидел» щенок, а где котенок.
Игра «Найди ошибку»

Цель: упражнять детей в определении количества слогов в слове.

Оборудование: поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых слоговая схема слова (одно-, двух- и трехсложные слова); предметные картинки.

Ход игры: Логопед знакомит детей с маленьким необычным поездом. У поезда три вагончика с соответствующими эмблемами (слоговыми схемами слов). В каждом из вагончиков «едут» картинки. Однако поезд отправляется до следующей станции только в том случае, если названия картинок соответствуют эмблемам (слоговым схемам слов). Логопед сообщает, что поезд не едет, значит надо искать ошибки. Дети под руководством логопеда находят ошибки и исправляют их.

Игра «Собери игрушки»

Цель: Тренировать детей в определении места звука С в слове.

Оборудование: набор игрушек, три коробки с прикрепленными к ним схемами, звукового состава слов.

Ход игры: детям предлагается внимательно рассмотреть и назвать набор игрушек. Затем логопед просит детей разложить игрушки по трем коробкам в соответствии со схемами звукового состава слов, наклеенными на коробках.

Примечание. Возможно проведение игры в форме соревнования двух команд детей.

Игра «Бусы»

Цель: упражнять детей в подборе слов разного слогового состава.

Оборудование: фрагменты нанизанных на шнуры бус (по количеству детей в группе).

Ход игры. Логопед показывает детям части бус, нанизанные на шнуры (фрагменты состоят соответственно из одной, двух и трех бусинок). Логопед предлагает детям подобрать слова, в которых было бы столько частей (слогов), сколько бусинок на шнуре. Если ребенок дает правильный ответ, его часть бус соединяют с другими. Логопед поощряет детей, ответивших правильно, подчеркивает, что благодаря им бусы получились длинными.

Игра «Построй домики»

Цель: тренировать детей в составлении слов из слогов.

Оборудование: изображения домиков (вырезаны по контуру, разрезаны вертикально на две части с фигурным вырезом – по типу пазлов – с написанными на них слогами.

Ход игры. Логопед показывает детям части домиков. Обращает из внимание на слоги, написанные на каждой из частей. Затем предлагает построить домики, соединяя каждые две части так, чтобы из слогов получилось слово.

Сложившие домики правильно получают звания «лучший строитель».

Игра «Кубик»

Цель: упражнять детей в определении количества звуков в слове.

Оборудование: кубик с разным количеством кружков на гранях.

Ход игры. Логопед предлагает детям поиграть в игру с кубиком. Каждый из детей бросает кубик и определяет, сколько кружков на верхней грани. Затем среди картинок на доске он должен выбрать такую, в названии которой столько звуков, сколько было на грани кубика. Выигрывают те дети, которые выполняют задание верно.

Игра «Шары»

Цель: совершенствовать навык фонематического восприятия, умение дифференцировать звуки С и З.

Оборудование: картинки со звуками С и З.

Ход игры. На картинке изображены девочки Зоя и Соня, державшие в руках воздушные шары. Детям предлагается украсить воздушные шары, выбрав из раздаточного материала соответствующие картинки: Зое – со звуком З, Соне – со звуком С.

Игра «Построим пирамидку»

Цель: формировать умение определять количество звуков в словах.

Оборудование: 1. Рисунок пирамиды, выполненный из квадрата – кармашки для вкладывания картинок. В основании пирамиды – 5 квадратиков, вершину составляет два квадратика. 2. Предметные картинки, названия которых включают от двух до пяти звуков: еж, ус, мак, рак, жук, сыр, ухо, ком, сом; рыба, ваза, роза, лиса, утка, жаба; сумка, шапка, ветка, чашка, туфли, кофта, миска, кошка, мышка.

Ход игры. Логопед демонстрирует пирамиду, поясняет: «Эту пирамиду мы будем «строить» из картинок. На вершине должны быть картинки, названия которых состоять из одного слога, ниже – из двух, еще ниже – из трех. Сколько кармашков в основании пирамиды? Сколько слогов в таких словах?

Игра «Как их зовут?»

Цель: закреплять у детей умение сложных форм звукового анализа и синтеза слов.

Оборудование: 1. Карточки с изображениями девочек и мальчиков (четырех-пяти). Сверху каждой расположены 4-5 «кармашка» для предметных картинок, внизу – «кармашки» для букв. 2. Предметные картинки (лошадь, арбуз, рак, астра, шар, утка, рыба, апельсин; мышь, автобус, шишка, антенна; рука, осы, мак, аист; карточки с буквами а, у, о, с, л, м, ш, р.

Ход игры. Логопед предлагает узнать, имена девочек и мальчиков, изображенных на карточках. Для этого нужно определить первые звуки в словах - названиях предметов, нарисованных на картинках в верхних кармашках. Дети называют: «Лошадь, арбуз, рак, астра». Из первых звуков слов составляют имя «Лара» и т.д.

Игра «Собери пары»

Цель: Научить находить сходные по звуковому наполнению слова, устанавливать, чем они отличаются.

Описание игры: Игровой набор состоит из парных предметных картинок, названия которых представляют из собой слова – паронимы: уточка – удочка, тачка – дачка, плоты - плоды, шар – жар и т.д.

Ход игры: Весь набор картинок перемешивается и раздается играющим поровну. Задача играющих – быстрей освободиться от своих картинок, подобрав к ним парные. В каждый ход все играющие выкладывают на стол по одной картинке и называют их. Парные картинки откладываются в сторону, остальные дети забирают себе. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не распределятся по парам. Выигрывает тот, кто раньше отдаст все картинки. Во время игры дети должны называть свои парные картинки и устанавливать, какими звуками они отличаются.

ПРИМЕРНЫЙ КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИГРЫ

Коса-коза мишка-миска кашка-каска тачка-дачка

Зуб-дуб лейка-рейка дом-том чашка-шашки

Лист-лифт рак-лак сова-софа класс-глаз

Печка-пешка сазан-фазан бочка-почка

Лото «Паронимы»

Цель: развитие умения различать слова-паронимы на слух.

Ход игры: игра состоит из больших карт, на которых нарисовано несколько картинок, названия которых могут составлять пары слов-паронимов, но парные картинки не находятся на одной карте. У логопеда – маленькие карточки с написанными словами.

Логопед называет вслух слово. Тот ребенок, у которого на карте изображен данный предмет, должен поднять руку и произнести название в своей картинке. При правильном ответе логопед разрешает ему закрыть эту картинку фишкой – названием данного слова (в таком случае дети будут упражняться в глобальном чтении). Если он ошибся, и на самом деле ведущем было названо парное слово, игрок получает штрафное очко. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свои картинки и меньше получит штрафных очков.

Игра: «Проверь по узоры».

Цель: научить узнавать в словах твердые и мягкие согласные звуки на этапе собственного громкого проговаривания.

Ход игры: на каждой карте помещены картинки, содержащие в названиях какую-нибудь пару твердых и мягких согласных звуков (заданные звуки обозначаются буквами, которые помещены в правом верхнем углу карты). Задача играющего – определить наличие твердого или мягкого звука в названии каждой картинки и положить соответствующую фишку: на картинку с твердым звуком в названии – синюю фишку, а на картинку с мягким звуком зеленую. После этого ребенку дают ключ на котором нанесен правильный узор, и он должен проверить правильность выполнения задания. Если малыш сам не умеет, сделайте это вместе и покажите, как надо сравнивать узоры.

Игра: «Кто быстрее?»

Цель: научить различать звуки С и Ш в словах по представлению.

Ход игры: для игры используется картинка – иллюстрация к сказке «Красная Шапочка». У каждого играющего картинка и набор фишек разного цвета: желтого и коричневого. Дети рассматривают картинку и накладывают фишки разного цвета на картинки, содержащие в названии звуки С и Ш выигрывает тот, кто быстрее закроет все нужные слова.

Игра: Найти место для своей картинки.

Цель: Активизация словаря, дифференциация разных звуков.

Оборудование: Картинки, в названии которых, например, есть звуки Ш и Ж.

Ход игры: Дети сидят за столами. Логопед показывает им картинки, где изображен шар. Говорит: «Когда выход воздух из шара, слышно: Ш-Ш-Ш.… Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показываю им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жужжит жук: Ж-Ж-Ж…» Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду называть и показывать картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук Ш или Ж. Если слышите звук Ш, то картинку надо положить слева, а если услышите звук Ж, то ее надо положить справа». Логопед показывает, как нужно выполнять задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.

Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук Ж стоит в конце слова или перед глухими согласными

Игра «Помоги Зайчику перейти через речку»

Цель: упражнять детей в слуховом различении изолированного звука З в ряду других звуков.

Оборудование: игрушечный зайчик, кубики.

Ход игры. Логопед просит детей помочь зайчику перейти через болото. Для этого им предлагается хлопать в ладоши, когда услышат звук З. Далее логопед произносит изолированные звуки, при правильно сделанных хлопках игрушечный зайчик «перепрыгивает» с одного «камешка» (кубика) на другой. Если дети делают ошибку, зайчик возвращается на предыдущий кубик. Игра продолжается, пока зайчик не прейдет через болото.

Игра «Исправь ошибки Незнайки»

Цель: тренировать детей в правильном употреблении предлогов в предложениях.

Оборудование: перечень предложений (цветы стоят на/в/ вазе; дети играют над/под/ деревом и т.д.).

Ход игры. Логопед предлагает детям оценить предложения, написанные Незнайкой. Дети определяют ошибки Незнайки, заменяют неправильно употребленный предлог правильным.

Игра «Накорми Великана»

Цель: упражнять детей в образовании существительных множественного числа.

Ход игры. Логопед просит детей помочь Коту в сапогах накормить Великана. С этой целью дети образуют существительные мн. ч., обозначающих продукты питания, овощи и фрукты (конфета – конфеты, котлета – котлеты и т.п.).

Игра «Отгадай букву»

Цель: закреплять зрительные образы букв у детей; развивать у них пространственное воображение.

Оборудование: листы бумаги с незавершенными изображениями букв.

Ход игры. Логопед показывает детям то, что написал художник Тюбик. Оказывается, что художник Тюбик не закончил работу: он не дописал буквы. Детям предлагается отгадать, какие буквы он хотел написать.

Игра «Вставь нужную букву»

Цель: тренировать детей в выполнении операции по звукобуквенному анализу слов.

Оборудование: карточки с написанными на них словами; игрушка Дед Буквоед.

Ход игры. Логопед показывает детям карточки с написанными на них словами, в которых пропущены буквы. Он объясняет детям, что некоторые буквы в словах съел Дед Буквоед. Дети отгадывают, какие буквы «съел» Дед Буквоед в каждом из слов.

Игра: «Слова-перевертыши».

Цель: активизация словаря, обучение слоговому анализу слова.

Оборудование: кукла-инопланетянин.

Ход игры: Логопед объясняет, что сегодня на занятие к ребятам прилетел с другой планеты гость-инопланетянин. Дети его поймут, если поменяют местами слоги в словах, которые он произносит, например ЛОК (кол), ЗАКО (коза), САКО (коса) и др. Логопед следит, чтобы при перевертывании не допускались ошибки.

Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному, а разгадывать всей группой, кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.

Игра «Придумай слово»

Цель: тренировать детей в выборе слов с заданным звуком.

Оборудование: Робот (игрушка).

Ход игры. Логопед знакомит детей с Роботом. Сообщает, что он любит слушать и произносить слова со звуком Р. Дети подбирают слова с указанным звуком. Если слово подобрано верно, у Робота зажигается лампочка.

Игра «Утенок гуляет»

Цель: развивать навык позиционного анализа в словах.

Оборудование: слова: хвост, мох, халат, бухта, тахта, засох, хлеб, хворост, пихта, хворь.

Ход игры: Перед каждым ребенком лежит полоска, разделенная на три части. Дети получают по маленькому пластмассовому утенку. Логопед объясняет, что он будет произносить слова, а дети – ставить утенка на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук Х в произнесенном слове (в начале, в середине, в конце).

В качестве примера приведем описание игры «В магазине».

Цель: упражнять детей в выделении и правильном произношении слов с заданным звуком; продолжить работу по развитию диалогической речи детей.

Оборудование: разнообразные предметы, игрушки («товары»), стол.

Ход игры. Логопед предлагает детям поиграть «в магазин». На «прилавке» магазина раскладываются разнообразные предметы. Логопед – продавец. Он объясняет детям, что магазин «волшебный». Сегодня в нем продаются только те товары, в названиях которых есть звук Ш. Дети, являясь покупателями, могут по-разному выражать в речи свою просьбу, обращаясь к продавцу. Важно правильно выбрать «товар». Затем логопед может предложить детям по очереди становиться продавцами.

Игра «Перебеги дорогу»

Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Ход игры. Детям предлагаются встать в шеренгу. Логопед произносит слова, близкие по звучанию (лягушка, подушка, кукушка, хлопушка, ватрушка; дочка, кочка, точка, бочка, ночка и т.п.). При произнесении определенного слова логопедом (например, слова подушка; точка) дети должны перебежать «дорогу». Игра повторяется несколько раз. При этом логопед может использовать разные наборы слов.

Игра «Найди свой домик»

Оборудование: три стула-«домика», на каждом из них изображение одной из трех букв – А, О, У; предметные картинки.

Цель: тренировать детей в соотнесении первого звука в названии слова с изображением одной из гласных букв (А, О, У); развитие зрительно-моторной координации у детей.

Ход игры. На некотором расстоянии друг от друга расставлены стулья. На каждом из них прикреплено изображение одной из гласных букв (А, О, У). Логопед раздает детям картинки, названия которых начинаются со звуков А, О, У. Дети свободно передвигаются по ковру. По сигналу логопеда они должны собраться у своего «домика».

Игра «Живые буквы»

Цель: закреплять навыки звуко-буквенного анализа слов: мак, кот, кит, кок, ком.

Ход игры. Логопед прикрепляет на груди у детей карточки с буквами. Дети их называют. Затем педагог показывает картинку, дети называют ее и выстраиваются в шеренгу так, чтобы получилось ее название.
Игра с мячом: «Поймай и сосчитай»

Цель: развивать навыки деления слов на слоги.

Оборудование: слова: ива, тополь, ясень, сосна, ель, клен, дуб, осина, береза; мяч небольшого диаметра.

Ход игры. Дети встают в круг. Логопед бросает мяч одному из детей, произнося название дерева. Ребенок ловит мяч и, бросая его педагогу, произносит слово по слогам и называет количество слогов в нем.

Игра «Перейди через болото»

Цель: упражнять детей в определении заданного звука в составе слова - названия предмета; развитие двигательной активности у детей.

Оборудование: большие зеленые круги («кочки»); предметы, игрушки (руль, ракета, рыбка, шар и проч.).

Ход игры. На полу раскладываются изображения «кочек» (зеленые круги). Возле каждой из «кочек» кладут предметы (они могут заменяться по ходу игры на другие). Логопед предлагает детям прейти через «болото», наступая только на те «кочки», возле которых стоят предметы, в названиях которых есть звук Р.

Игра «Собери букет»

Цель: тренировать детей в составлении слов из заданных букв.

Оборудование: стилизованные картинки с изображением цветов на ковре. Затем каждому из детей дается образец (включает 3-4 стилизованных изображения цветов), в соответствии с которым он выбирает «букет». Дети свободно передвигаются по ковру, выбирая цветы. После того как дети соберут букет (из 3-4 цветов), они должны составить слово из букв, изображенных в центре каждого цветка.

Игра: Кто внимательнее?

Цель: Научить различать изолированные звуки С и Ш на слух, воспитание распределения внимания.

Ход игры: У детей флажки. Им предлагается послушать цепочки из звуков и найти заданные С и Ш. Когда будет звучать звук С, надо поднять вверх флажок, а когда будет произноситься Ш, надо хлопнуть в ладоши.

С – С – Ш – С – С – С – С – Ш – Ш.

Игра: В прятки со звуками С и Ш.

Цель: Научить различать на слух звуки С и Ш на материале слов.

Ход игры: Взрослый дает играющим инструкцию: «Если услышите в слове звук С, поднимите флажок; если услышите в слове звук Ш, хлопните в ладоши».

Примерный речевой материал для различения звуков С и Ш на слух в словах: каша, сани, мясо, шкаф, весы, песня, мешок, шляпа, кусок, шуба, штука, маска, душ.

Лото: Различи звуки.

Цель: Различение звуков С и Ш в самостоятельном произношении на материале слов.

Ход игры: У детей большие карты с предметными картинками, у ведущего – такие же на маленьких карточках. Игра проходит по общему правилу игры в лото: ведущий поднимает картинку, дети рассматривают и просят себе нужные изображения, стараясь четко произносить слово – название картинки. Для игры надо подобрать картинки, содержащие в названии только один звук из различаемых: или С, или Ш, - так как дети при произнесении картинок на каждой большой карте: животные, мебель, одежда, овощи, птицы, фрукты.

Примерный картинный материал для лото:

  1. Кошка, мышка, собака, лиса.

  2. Шкаф, кушетка, стол, кресло.

  3. Шуба, рубашка, сарафан, свитер.

  4. Редиска, салат, картошка, петрушка.

  5. Кукушка, коршун, сорока, ласточка.

  6. Слива, абрикос, вишня, черешня.

Игра: Кто внимательнее?

Цель: Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование: Картинки на определенный звук.

Ход игры: Дети сидят за столами. Логопед говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесенных мною словах. Кто угадает, тот поднимет руку». Затем логопед показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука С: санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят: С. Логопед: «Правильно, все эти слова начинались со звука С. Назовите мне их». Дети вспоминают и называют их. А потом они сами должны придумать слова с этим звуком.

Игра: Испорченный телефон.

Цель: Найти ошибки в употреблении слов в стихотворении и сказать, какой звук заменялся, когда возникло неправильное слово.

- Будьте добры,

Позовите врача!

- Куда вы звоните?

Какого грача?

- Врача позовите,

Будьте добры!

- Чего вы хотите?

Какие бобры?

- Будьте бобры,

Позовите грача!

- Если бодры,

Так зачем же врача?

В. Баширов.

Игра: Найти место для своей картинки.

Цель: Активизация словаря, дифференциация разных звуков.

Оборудование: Картинки, в названии которых, например, есть звуки Ш и Ж.

Ход игры: Дети сидят за столами. Логопед показывает им картинки, где изображен шар. Говорит: «Когда выход воздух из шара, слышно: Ш-Ш-Ш.… Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показываю им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жужжит жук: Ж-Ж-Ж…» Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду называть и показывать картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук Ш или Ж. Если слышите звук Ш, то картинку надо положить слева, а если услышите звук Ж, то ее надо положить справа». Логопед показывает, как нужно выполнять задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.

Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук Ж стоит в конце слова или перед глухими согласными.

Игра: Собери пары.

Цель: Научить находить сходные по звуковому наполнению слова, устанавливать, чем они отличаются.

Описание игры: Игровой набор состоит из парных предметных картинок, названия которых представляют из собой слова – паронимы: уточка – удочка, тачка – дачка, плоты - плоды, шар – жар и т.д.

Ход игры: Весь набор картинок перемешивается и раздается играющим поровну. Задача играющих – быстрей освободиться от своих картинок, подобрав к ним парные. В каждый ход все играющие выкладывают на стол по одной картинке и называют их. Парные картинки откладываются в сторону, остальные дети забирают себе. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не распределятся по парам. Выигрывает тот, кто раньше отдаст все картинки. Во время игры дети должны называть свои парные картинки и устанавливать, какими звуками они отличаются.

ПРИМЕРНЫЙ КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИГРЫ

Коса-коза мишка-миска кашка-каска тачка-дачка

Зуб-дуб лейка-рейка дом-том чашка-шашки

Лист-лифт рак-лак сова-софа класс-глаз

Печка-пешка сазан-фазан бочка-почка

Лото «Паронимы»

Цель: развитие умения различать слова-паронимы на слух.

Ход игры: игра состоит из больших карт, на которых нарисовано несколько картинок, названия которых могут составлять пары слов-паронимов, но парные картинки не находятся на одной карте. У логопеда – маленькие карточки с написанными словами.

Логопед называет вслух слово. Тот ребенок, у которого на карте изображен данный предмет, должен поднять руку и произнести название в своей картинке. При правильном ответе логопед разрешает ему закрыть эту картинку фишкой – названием данного слова (в таком случае дети будут упражняться в глобальном чтении). Если он ошибся, и на самом деле ведущем было названо парное слово, игрок получает штрафное очко. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свои картинки и меньше получит штрафных очков.

Слова с ударными гласными в начале слова (используется для узнавания гласных в слове).

А: адрес, Алла, Ада, август, автор, азбука, аист, алый, ангел, арка, арфа, астра, атом;

О: Оля, обруч, облако, общий, овощи, овцы, озеро, окунь, орден, осел, осень, остров, отдых, отпуск;

У: Уля, угол, удочка, ужин, узел, узкий, улей, улица, умный, устный, утка, утро;

И: Ира, Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра.

Э: Эля, эхо, эта, этот.

Слова с ударными гласными в середине слова (используются для узнавания гласных в слове).

А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран;

О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон, сноп, порт.

У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук, руль, звук, жук, внук.

И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис.

Ы: дым, сын.

Слова с сонорными согласными звуками в начале слова (используется для выделения первого звука в слове).

Л-л': лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна, лиса, лист, лодка, луг, лук, лыжи.

М-м': мак, мама, март, маска, масло, мир, миска, море, мост, муха, мыло.

Н-н': нож, носки, ноты, нос, номер, нитки, низкий.

Р-р': радио, радуга, рак, ракета, рама, роса, рис, рейка, рельсы.

Слова с сонорными согласными на конце слова (используются для выделения последнего звука в слове).

Л-л': стол, стул, пыль, плыл, носил, косил, вокзал, пенал, узел, мел, орел, футбол, угол, пол, быль, мель, даль.

М-м': терем, крем, холм, лом, сом, атом, шум, дым, изюм.

Н-н': барабан, диван, океан, стакан, карман, банан, тюльпан, кран, каштан, орден, клен, пингвин, ужин, магазин, павлин, графин, горн, ремень, камень, пень.

Р-р': самовар, базар, сахар, шар, тигр, кедр, клевер, ковер, номер, веер, тренер, катер, вечер, мир, кефир, календарь, букварь, словарь.

Слова с глухими согласными на конце слова (используются для выделения последнего звука в слове)

К: веник, звонок, щенок, кубок, гудок, чулок, замок, урок, каток, молоток, жук, лук, паук, галстук, бык.

П: сироп, укроп, карп, серп, суп.

С: квас, час, лес, пес, рис, бокс, нос, насос.

Т: бант, бинт, салат, халат, брат, пакет, билет, кит, щит.

Ф: шкаф, шарф.

Х: мох, горох, петух.

Ц: перец, ранец, дворец, огурец, песец, отец.

Ч: врач, меч, кирпич, луч, мяч.

Ш: шалаш, душ, ландыш, малыш, камыш.

Щ: плащ, лещ.

Игра: «Отстукивание слогов».

Цель: обучение слоговому анализу слов.

Оборудование: барабан, бубен.

Ход игры: дети садятся в ряд. Логопед объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое он должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо и громко слова, например КОЛЕСО. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Логопед дает детям разные по количеству слогов слова. Поощряет того, кто не сделал ни одной ошибки.

Игра: «Слова-перевертыши».

Цель: активизация словаря, обучение слоговому анализу слова.

Оборудование: кукла-инопланетянин.

Ход игры: Логопед объясняет, что сегодня на занятие к ребятам прилетел с другой планеты инопланетянин. Дети его поймут, если поменяют местами слоги в слове, например ЛОК (кол), ЗАКО (коза), САКО (коса) и др. Логопед следит, чтобы при перевертывании не допускались ошибки.

Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному, а разгадывать всей группой, кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.

Игра: «Проверь по узоры».

Цель: научить узнавать в словах твердые и мягкие согласные звуки на этапе собственного громкого проговаривания.

Ход игры: на каждой карте помещены картинки, содержащие в названиях какую-нибудь пару твердых и мягких согласных звуков (заданные звуки обозначаются буквами, которые помещены в правом верхнем углу карты). Задача играющего – определить наличие твердого или мягкого звука в названии каждой картинки и положить соответствующую фишку: на картинку с твердым звуком в названии – синюю фишку, а на картинку с мягким звуком зеленую. После этого ребенку дают ключ на котором нанесен правильный узор, и он должен проверить правильность выполнения задания. Если малыш сам не умеет, сделайте это вместе и покажите, как надо сравнивать узоры.

Игра: «Кто быстрее?»

Цель: научить различать звуки С и Ш в словах по представлению.

Ход игры: для игры используется картинка – иллюстрация к сказке «Красная Шапочка». У каждого играющего картинка и набор фишек разного цвета: желтого и коричневого. Дети рассматривают картинку и накладывают фишки разного цвета на картинки, содержащие в названии звуки С и Ш выигрывает тот, кто быстрее закроет все нужные слова.

Игры по определению первого звука в слове.

Лото «Назови картинку и найди первый звук».

Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребенком.

Ход игры: у детей – карты с нарисованными картинками (по четыре на каждой карте). Логопед называет любой гласный звук, дети произносят в слух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, логопед разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

Игра: «Составь слово».

Нужно выделять в словах первый звук и расставлять из полученных звуков слова. В комплект игры входят и буквы, которые накладываются на картинки, а затем составленное слово прочитывается. В начале применяются карточки из трех картинок, чтобы составлять слова из трех букв, затем берут карточки ребусы из четырех картинок.

Ход игры: у детей по одной карте, у логопеда – буквы. Он называет букву, но не алфавитное ее название, а как звук м-м'. Дети просят себе нужные буквы и накладывают на нужные картинки. Когда все буквы будут собраны, ребенок должен прочитать получившиеся слово. Если он затрудняется сам прочесть слово, взрослые ему помогают, и таким образом, обучает его первоначальному чтению. Буквы необходимые для игры (приведены их звуковые эквиваленты) должны быть в нужном количестве

.Игры на определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Игра-перфокарта «Закрась окошечко, где живет звук».

Цель: определения места звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.

Ход игры: для игры изготавливают папки-перфокарты, на которых помещают по три картинки, под каждой вырезают три отверстия «окошечки» для звуков. В правом углу перфокарты дано изображение букв.

Играют несколько человек не больше, чем имеется перфокарт. Играющие берут себе по одной перфокарте и, ориентируясь на букву, определяют место соответствующего звука в названии каждой картинки: находят каждому звуку его «квартиру». Найденное место закрашивается. Логопед проверяет правильность выполнения задания и разрешает взять следующую перфокарту. Выигрывает тот, кто проанализировал правильно большее количество перфокарт.

Игра: «Пройди вокруг и заблудись».

Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.

Ход игры: игра состоит из игровых полей (для каждого звука отдельное поле), на которых помещены картинки и схемы. От картинок к картинке проложены лабиринты, они отличаются от каждого участка схем и подходят к следующим картинкам. Только один лабиринт приведет к следующей картинке: тот, который отходит от верной позиции заданного звука (звук задан буквой, находящейся в углу игрового поля). Если игрок правильно определит место звука на каждой картинке, он пройдет лабиринт от картинки к картинке и вернется к началу движения (двигаться надо по часовой стрелке с любой картинки). Выигрывает тот, кто раньше вернется к началу на своем игровом поле.