|
Содержание программы
Содержание программы
Направления и цели
|
Содержание формы работы
|
Сроки
|
«Я член своего коллектива» - создание сплоченного коллектива, через создание дружеской обстановки, обстановки уважения и взаимопонимания.
Задачи:
- развить понятие толерантность, углубить понимание его значения;
- отработать умение видеть межиндивидуальные различия и показать, что такое толерантное отношение к различиям;
научить чувству солидарности и гордости за свой класс;
-сформировать представление о толерантном поведении в условиях конфликта интересов; способствовать участию в общешкольных делах.
|
1.Диагности:
- по определению межличностных отношений;
- изучение мотивов участия в школьной деятельности и общественной активности учащихся; эмоциональное состояние ребенка в классе (М.П.Бутяновой).
2.Анкетирование:
- жизненные ценности; уровень воспитанности; дружный ли наш класс; « Какой я друг?»; комфортность в классном коллективе;
3.Индивидуальные беседы, консультации психолога; Беседа «По каким критериям судить о воспитанности людей».
4.Классные собрания:
- выбор актива класса; результаты работы актива класса (отчет); что планируем на каникулы (выбор мероприятий); Оформляем портфолио класса; Работа учкома с отстающими в учебе;
5.Тематические классные часы:
- « Приятно познакомиться!»
- «Что такое духовное богатство человека» - « Ура! Мы пятиклашки!»
- «Герои и антигерои»
Тренинг « Что такое хорошо, а что такое плохо?», «Мы строим дом вместе», «Комплимент» и т.д.
-« Что такое толерантность?»
- Расскажи о любимом виде спорта;
- Психологический классный час «Зажги звезду!»;
- Я в школе, я дома, я среди друзей;
- « Архив нашего 5 класса»- итоги за год;
- « Чего ты достиг за год?»
6.Внеклассные мероприятия:
-День знаний (поход в парк)
- Туристический поход «Природа родного края» Царев курган
- Агитбригада « Примерный пешеход» выступление на городском конкурсе;
- Бассейн «Водолей» группа здоровья;
- Подготовка сценария
«Здравствуй, здравствуй Новый Год!»
- Поездка в аква-парк «Виктория» г.Самара
- Конкурс «Молодцы- удальцы!»
- Конкурс « А, ну - ка, девушки!»
- Посещение выставочного центра «Радуга» Г.Самара
- «День здоровья» спортивный праздник
- Праздник « День рождения класса!»
|
Сентябрь
В теч.года
В теч.года
В теч.года
В теч.года
Раз в неделю
В теч.года
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
май
Сентябрь
октябрь
Ноябрь
В теч.года
Декабрь
январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Май
|
«Мои родные и я»
- формирование обстановки уважения и взаимопонимания с родными и близкими людьми.
Задачи:
- вырабатывать четкое понятие толерантности;
- научить терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами и социальными группами;
-сделать взаимоотношения в семье более ровными и доброжелательными.
|
1.Диагностики:
- социальный паспорт класс;
- определение темперамента;
- уровень школьной тревожности;
2.Анкетирование:
- Тест «Я родитель, я - приятель!?»
- анкета «Отношения в семье»;
3.Тематические классные часы:
- Мой распорядок дня
- День пожилого человека (подготовка поздравительных открыток своим бабушкам, подготовка концерта для них)
- Я в школе, я дома, я среди друзей;
- Будьте терпимей к своим близким.
-Что вы знаете о профессиях своих родителей? (рассказы детей)
- «Семейные традиции, празднование масленицы»
- Заботливое отношение к родителям – признак высокой культуры;
- Прощеное воскресенье
- « Древо моей семьи»
4.Внеклассные мероприятия:
- Праздник « День матери»
- Поход в театр всей семьей
- Новогодний огонек
- Семейные посиделки «День 8 марта!»
- Семейный праздник
«Как здорово, что все мы здесь, сегодня собрались…»
5.Родительские собрания:
- «Давайте познакомимся»
- «Толерантная личность»
- « Роль семьи в формировании личности»
- « Типы семейного воспитания»
- «Поощрение и наказание в воспитание ребенка»
|
Сентябрь
В теч. Года
1 полуг.
2 полуг.
Сентябрь
Ноябрь
Ноябрь
декабрь
март
апрель
апрель
май
октябрь
ноябрь
декабрь
март
май
сентябрь
ноябрь
январь
март
апрель
|
« Люди вокруг меня» -
ориентировано на привитие детям понимания и почитания людей пожилого возраста и людей с ограниченными физическими и умственными способностями, забота о младших.
Задачи:
- создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми;
- способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации;
- создать Декларацию принципов толерантности.
|
1.Тематические классные часы:
- «Все мы разные»
- « День народного единства»
- «Законы охраняющие личность человека»
- « Твое поведение в общественных местах»
2.Литературные конференции:
- По произведению Троепольского « Белый Бим Черное ухо»
- По произведению Погорельского « Черная курица»
- По произведению Тургенева « Муму»
- По произведению Короленко «Слепой музыкант»
3.Внекласные мероприятия (сотрудничество с ДЮЦ):
- Подготовка праздника « Книжкины именины» для детей инвалидов
- Поздравление учителей – пенсионеров с праздником
- Игра для учащихся 1-4 кл. «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»
- Кукольный спектакль « Колобок» для детей инвалидов
- «День влюбленных» - концерт для пожилых пар
- « Проводы Масленицы» - праздник для детей инвалидов
- Выпуск поздравительных открыток для ветеранов В.О.В. и подготовка к концерту посвященному «Дню Победы!»
|
Сентябрь
Ноябрь
Январь
Март
Октябрь
Ноябрь
Февраль
Апрель
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Февраль
Март
Май
|
Эффективность программы оценивается
Оценка результативности реализации программы осуществляется различными методами: анкетирование, наблюдение, беседа, тестирование, метод экспертных оценок. Изучив и проанализировав различную литературу по этому вопросу, я пришла к выводу, что о качественных показателях проявления толерантности можно судить только через определенное время, выраженное в действиях и поступках учащихся. Но на данный момент можно сказать, что программа работает. В классе взаимоотношения ребят стали более дружелюбные, находят место факты взаимопомощи, сочувствия, милосердия. Это видно из сравнения результатов методик проводимых ранее и повторно через полгода (Приложение 2, 3). Уже отвергнутых ребят в классе не наблюдается, программа помогла этим детям раскрыться перед одноклассниками с другой стороны. Число лидеров в классе сократилось до двух и это лидеры строители, а не разрушители. Проведя методику « Понятийный словарь» (Приложение 4), ребята показали хорошие результаты по теоретическому пониманию толерантности. В классный уголок поместили правила толерантного общения (Приложение 5), здесь же разместили «Экран настроения», где каждую неделю ребята пишут, что хорошего, а что плохого было сделано за неделю (Приложение 6). На одном из психологических классных часов ребята зачитывали свои сочинения на тему « Добро в моей жизни», из этих работ было видно, что ребята понимают значимость этого качества, как толерантность, для человека, а именно для себя.
Ребята проявляют повышенный интерес к участию в мероприятиях как классных, так и школьных. Которые стали проходить в атмосфере взаимоуважения и взаимопонимания.
Приложение 2
Методика по Н. И. Дереклеевой
Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:
Самый близкий мне человек, это…..
-
Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учебы время, это…
Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это…
Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это…
Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это…
Ребята, с которыми я не общаюсь в школе, это…
Ребята, с которыми мне приходится общаться в школе, по необходимости, это…
Ребята, интересы которых мне чужды, это…
Ребята, которые мне неприятны, это…
Ребята, которых я избегаю, это…
Приложение 3
Методика «Пьедестал» по Н. И. Дереклеевой
Учащимся класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всего ступенек – 5.У учащихся есть возможность среди пяти ступенек одну определить для себя, если ученик считает нужным это сделать.
3
2
5
4
1
Приложение 4
Методика « Понятийный словарь»
Учащимся предлагается развить понятия и привести доказательства своих мыслей.
Прощение - …
Сострадание - …
Милосердие - …
Уважение прав других - …
Сотрудничество - …
Терпимость - …
Дискриминация - …
Снисходительность - …
Доверие - …
Гуманизм - …
Доброжелательность - …
Эгоизм - …
Равнодушие - …
Цинизм - …
Агрессивность - …
Толерантность - …
Приложение 5
Правила толерантного общения
Уважай собеседника.
Старайся понять то, о чем говорят другие.
Отстаивай свое мнение тактично.
Ищи лучшие аргументы.
Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
Стремись учитывать интересы других.
Приложение 1 Изучение уровня воспитанности
5- всегда
4- часто
3- редко
2- никогда
1- у меня другая позиция
№
|
Качество личности
|
Самооценка
|
Оценка родителей
|
Оценка учителей
|
Оценка
одноклассников
|
Средний балл
|
Итоговый балл
|
1
|
Любознательность
|
|
|
|
|
|
|
|
Мне интересно читать
|
|
|
|
|
|
Я всегда выполняю домашнее задание
|
|
|
|
|
|
Я стремлюсь получать хорошие отметки
|
|
|
|
|
|
Я люблю читать
|
|
|
|
|
|
Мне интересно находить ответы на непонятые вопросы
|
|
|
|
|
|
2
|
Прилежание (отношение к учебе)
|
|
|
|
|
|
|
Я стараюсь в учебе
|
|
|
|
|
|
Я внимателен
|
|
|
|
|
|
Я самостоятелен
|
|
|
|
|
|
Я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью
|
|
|
|
|
|
Я занимаюсь регулярно без пропусков
|
|
|
|
|
|
3
|
Трудолюбие
|
|
|
|
|
|
|
Без труда не вынешь и рыбку из пруда
|
|
|
|
|
|
Бережливость к результатам труда человека
|
|
|
|
|
|
Самообслуживание
|
|
|
|
|
|
Я делаю все аккуратно и красиво
|
|
|
|
|
|
Я выполняю правила работы
|
|
|
|
|
|
4
|
Я и природа (отношение к природе)
|
|
|
|
|
|
|
Я берегу землю
|
|
|
|
|
|
Я берегу растения
|
|
|
|
|
|
Я берегу животных
|
|
|
|
|
|
Я берегу природу
|
|
|
|
|
|
5
|
Я и школа
|
|
|
|
|
|
|
Я выполняю правила для учащихся
|
|
|
|
|
|
|
Я выполняю правила внутришкольной жизни
|
|
|
|
|
|
|
Я участвую в делах класса и школы
|
|
|
|
|
|
|
Я добр по отношению к другим людям
|
|
|
|
|
|
6
|
Прекрасное в моей жизни
|
|
|
|
|
|
|
Я аккуратен и опрятен
|
|
|
|
|
|
|
Я соблюдаю культуру поведения
|
|
|
|
|
|
|
Ценю красоту в своих делах
|
|
|
|
|
|
|
Я вижу прекрасное в жизни
|
|
|
|
|
|
7
|
Я (отношение к себе)
|
|
|
|
|
|
|
Я самоуправляю собой, своим поведением
|
|
|
|
|
|
|
Соблюдаю гигиенические правила
|
|
|
|
|
|
|
Забочусь о здоровье
|
|
|
|
|
|
|
Умею правильно распределять время учебы и отдыха
|
|
|
|
|
|
|
У меня нет вредных привычек
|
|
|
|
|
|
|
|
|