Главная страница

Классный час по толерантности "Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности" Цель занятия


Скачать 142.16 Kb.
Название Классный час по толерантности "Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности" Цель занятия
Дата 29.02.2016
Размер 142.16 Kb.
Тип Классный час

Внеклассная работа. Классный час по толерантности "Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности"




Цель занятия:

  • Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями;

  • Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;

  • Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков;

  • Воспитывать чувство милосердия к окружающим людям.

Оборудование. Цветик-семицветик, буквы для составления слов, карточки с высказываниями выдающихся людей о человечности и красоте, карточки с качествами толерантного человека, книга В.Катаева «Цветик-семицветик», карточки с данными о параолимпийских играх, портрет Натальи Януто, Карточки с заданиями для работы в группах, стихотворение Сергея Ольгина, азбука Брайля.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия.

«Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности».
Ромен Ролан

«Я человек» каждый ли человек на Земле может так сказать про себя?

Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем кроме внешних признаков должен обладать человек?

Человек должен иметь добрые и чистые мысли, хорошие качества характера (души), доброе и любящее сердце. Человек должен быть человечным.

Мудрые мысли, которые только что прозвучали можно выразить словами М.Пришвина «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека».

(Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на земле, создано хорошими людьми).

III. Работа над содержанием слова «толерантность»

Я попрошу вас назвать ещё одно очень важное качество, которым должен обладать каждый человек, а помогут вам в этом буквы, из которых следует составить слово.

Т О С Т Ь Л Е Н О Р А Н Т (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)

А кто из вас может объяснить значение этого слова?

Толерантность - (от лат. слова tolerantia– терпение), это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, готовность к взаимодействию с людьми иной культуры, национальности, религии или социальной среды, это возможность услышать другого, понять иного.

Какие качества толерантного человека вы можете назвать?

  • терпимость (умение спокойно и без вражды относиться к словам, мыслям и поступкам других людей)

  • справедливость

  • совесть (чувство ответственности за своё поведение; оценка своих поступков)

  • сострадание

  • уважение себя, мнений и поступков других людей

  • сдержанность (отсутствие агрессии)

  • прощение

  • принятие другого (не отталкивать от себя людей, а помогать им по необходимости)

  • милосердие (учитывать настроение окружающих)

  • уважение прав своих и другого человека

  • великодушие

  • примирение со сложившимися ситуациями

  • отсутствие оскорблений и не унижений по отношению к  другим

  • негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме

  • отсутствие ненависти, зависти и призрения

Приобретая все эти качества, человек становится миролюбивым и доброжелательным (желающим добра другому) по отношению к  любому человеку, который встречается ему на пути.

Мир создал людей разных внешне и внутренне, разных по состоянию души, по физическому и умственному развитию.

V. Беседа по содержанию произведения В.Катаева «Цветик-семицветик»

Я предлагаю вам вспомнить произведение В. Катаева , откуда взяты эти строки:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по моему вели.
Вели, чтобы…

Правильно, это произведение называется «Цветик-семицветик».

- Кто был главным героем этого произведения? (девочка Женя)

- Что необычного удалось приобрести девочке? (Цветик-семицветик, который ей подарила старушка).

- Чем был необычен этот цветок? (Мог исполнить любое желание).

- Какое первое желание  Жени было исполнено? (Жёлтый лепесток – она оказалась дома со связкой баранок).

- Какое второе желание загадала Женя? (Красный лепесток – мамина вазочка склеилась).

- Где удалось очутиться Жене после третьего желания? (Синий лепесток – на Северном полюсе).

- Каким было четвёртое желание девочки? (Зелёный лепесток - очутиться дома).

- Куда был потрачен пятый оранжевый лепесток? (Женя получила все игрушки, которые есть на свете).

- Как отреагировала Женя на сюрприз с игрушками? (Фиолетовый лепесток- возвращение игрушек в магазины).

- И так остался последний голубой лепесток. Кто из вас помнит, на что хотела потратить его девочка? (Конфеты, велосипед, билет в кино, сандалеты).

- Какое же решение приняла Женя с последним лепестком? (Помогла выздороветь Вите, который не мог двигаться самостоятельно).

- Как вы думаете, какое из всех семи желаний было обдумано?

Правильно самое обдуманное и правильное желание было седьмое.

- С какой стороны предстала перед нами Женя, загадывая 7-е желание?

Она увидела, поняла и приняла незнакомого ей человека таким, какой он есть. Жене захотелось  помочь Вите почувствовать себя здоровым, таким, как все.

- Не всякая болезнь излечима, а следовательно много среди нас людей, которые нуждаются в чьей то поддержке со стороны.

Доводилось ли вам  встречать на своём пути  людей, которым нужна чья-то помощь или поддержка, как в данной сказке?

- О каких людях я спрашиваю?

Встречаются люди с физическими недостатками или с обиженной судьбой, люди с нарушением здоровья, с тяжелыми заболеваниями, с последствиями травм, которым тяжело и без дополнительной обиды. Любая обида несёт человеку переживания, печаль, уныние и волнение (это очень плохие спутники жизни, от которых надо избавляться).

Как вы думаете, о ком пойдёт сейчас речь?

Правильно, о людях с ограниченными возможностями

VI. Работа в группах  (прорабатывание вопросов и выдвижение предложений)

Человек с ограниченными возможностями такой же человек, как и все. Он нуждается в счастье, радости, общении, любви, страдает от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждается в поддержке. Он приспосабливается к обществу обыкновенных людей, а мы должны ему помочь.

Представьте, что вы идёте по улице, где много людей. Каких людей с ограниченными возможностями вы можете встретить на своём пути? (Слабовидящие, слабослышащие, те, кто передвигается на инвалидной коляске).

Какие чувства возникают у вас, когда вы встречаете на своём пути такого человека?

Сейчас я предлагаю разбиться на 3 группы по цветам. Каждой группе будет предложено проработать вопросы: «Что могут, чего не могут люди определённой группы с ограниченными возможностями? Чем мы могли бы им помочь?»

1 группа. СЛАБОВИДЯЩИЕ ЛЮДИ

  • Могут ли работать на компьютерах, врачами, лётчиками, учителями, водителями автомашин, сборщиками в цехах, инженерами?

  • Могут ли сами перейти через дорогу?

  • Могут ли обойти препятствие на дороге?

  • Могут ли читать книги?

  • Могут ли  быть изобретателями и учёными?

  • Могут ли заниматься спортом?

  • Могут ли учиться в обычной школе?

Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или  наше общество?

2 группа. СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ЛЮДИ

  • Могут ли работать  учителями, инженерами, конструкторами, водителями автомашин, хирургами, лётчиками?

  • Могут ли заниматься спортом?

  • Могут ли быть учёными?

  • Могут ли учиться в обычной школе?

  • Могут ли слушать радио, смотреть телевизор?

  • Могут ли быть изобретателями, учёными?

  • Могут ли быть артистами?

Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или  наше общество?

3 группа. ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПЕРЕДВИГАЮТСЯ НА КОЛЯСКАХ

  • Могут ли учиться в обычной школе?

  • Могут ли пользоваться общественным транспортом?

  • Могут ли беспрепятственно ходить на работу?

  • Могут ли работать  конструкторами, компьютерщиками, юристами, врачами, водителями автомашин, лётчиками?

  • Могут ли посещать театр, цирк, зоопарк?

  • Могут ли заниматься спортом и в каким видом?

  • Могут ли быть артистами кино?

Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или  наше общество?

Ребята, из ваших ответов видно, что люди, имеющие ограниченные возможности, порой не могут делать самые простые для всех нас вещи, например: перейти дорогу, или прочитать  книгу, или послушать радио, или зайти в трамвай, троллейбус, автобус, или подняться по лестнице в магазин, аптеку, в свой подъезд и т.д.

Давайте дадим слабовидящим людям возможность быть с нами на равных правах.  Что им  для этого нужно?(Ответ: очки,  азбука  Брайля, специальное компьютерное 
оборудование для проговаривания текста, собака-поводырь, трость с сигнализацией на 
препятствие, светофор с сигнализацией и др.)

Попробуем наглядно представить азбуку Брайля.

Ребята, возьмите лист  бумаги. Начертите  несколько клеточек. В каждой клеточке сделайте  проколы, можно ручкой. Переверните лист бумаги и пальцами нащупайте выпуклые точки. Определенное количество таких  точек соответствует какой-либо букве. Таков принцип Азбуки Брайля.  По этой азбуке в специальной школе учатся слабо видящие  дети, по этой азбуке читают  слабовидящие  люди. Книги у них очень толстые, т.к. изготовлены из картона. Давайте попытаемся запомнить несколько букв из этой азбуки (практическая работа)

Давайте поможем  слабослышащим людям. Что нужно этим людям,  чтобы  они слышали и понимали нас? (Ответ: слуховой аппарат, азбука жестов).
Азбука   жестов -  это,  когда  каждой   букве   алфавита  соответствует определенное  положение пальцев рук.  По азбуке  жестов  учатся слабовидящие дети в специальных школах.

Давайте поможем  людям  на инвалидных колясках. Что  нужно этим  людям, чтобы  они  могли  жить  и работать? (Ответ: электрическая легкая  коляска, приспособления  для  приготовления  пищи, уборки квартиры,  для  пользованияванной,  транспорт  с  подъемником,   компьютер,  пандусы   в  жилых  домах, магазинах,  театрах и т.д.,  широкие двери  в лифтах  и  жилых помещениях  и офисах и т.д.).

(Выслушиваются ответы  детей, их дополнения).

Итак, ребята, вы увидели,  что люди с ограниченными возможностями - это такие же  люди, как и все.

Из-за несчастного случая или  болезни они  попали  в  тяжелое положение. Как и все нуждаются в счастье,  радости,  общении и сильнее других людей страдают  от одиночества, равнодушия, непонимания. Они нуждаются в помощи здоровых людей.

Помните, ребята: «Есть превосходные  люди,  которые  невыносимы  и  есть другие, которые нравятся со всеми недостатками». Эти прекрасные слова сказал французский философ Ф.де Ларошфуко

VII. Сообщения учащихся о героизме людей с ограниченными возможностями.

Сейчас вы узнаете о человеческой  стойкости, мужестве и несгибаемой силе духа людей с ограниченными возможностями, но безграничными способностями.

ГЕРОИ КИЛИМАНДЖАРО. "Чтобы  доказать себе,  что ты не хуже, а может, и лучше  других,  нужно раз в жизни  стиснуть  зубы  и  напрячь  все  силы, но покорить свою вершину", - сказали российские инвалиды Андрей Козуб, Вячеслав Суров и др. и покорили горную вершину высотой 5895 м,  доказав тем  самым не только  себе,  но  и  всем,  что сила духа и мужество  могут преодолеть  все препятствия.

НИНА МАЛЕР - психолог из Швейцарии.

Мужество и  энергия Нины, которая после болезни потеряла возможность не только двигаться, но даже дышать самостоятельно,  потрясла всех. Она в Швейцарии создала даже Фонд помощи инвалидам России. Она работает на компьютере с помощью струи воздуха из дыхательной трубки, делая 140 знаков в минуту.

МЭРИ  ВЕРДИ - девочка на инвалидной коляске, очень захотела танцевать. Она  училась грациозно вращаться  и  делать  изящные  движения. Однажды Мэри решила принять участие в конкурсе танцев, но не предупредила организаторов о том, что  она  инвалид. Онемевшая публика следила за ее выступлением, а один из  судей даж открыл рот от удивления. Мэри создала  группу "Танцующие колеса".

- Я  научилась  не просто существовать, но и творить  свою жизнь. Через танец мы показываем, что человеческие возможности безграничны. Если захотеть можно достигнуть всего.

ПАРАОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ. Вы наверное знаете о параолимпийских играх –международных спортивных соревнованиях для инвалидов. Они  традиционно проводятся после главных  Олимпийских игр, а начиная с 1992годя – в тех же городах. Летние параолимпийские игры проводятся с 1960года, а зимние – с 1976года (они проводятся регулярно раз в четыре года)

Название «параолимпийские» образовано от греческой приставки «пара» - «около, наряду»; имеется в виду параллелизм и равноправие данных соревнований олимпийским соревнованиям.  Вы можете прочитать, какие виды спорта входят в параолимпийские игры.на карточках, которые лежат на ваших партах.

Летние виды спорта: тяжелая атлетика, легкая атлетика, стрельба из лука, плавание, дзюдо, велосипедный спорт, теннис на колясках, фехтование, футбол 7x7, футбол 5x5, баскетбол на колясках, выездка, стрельба, волейбол, регби на колясках, танцы на колясках, голбол, настольный теннис, гребля, парусный спорт.

Зимние виды спорта: лыжные гонки и биатлон, горные лыжи, хоккей с шайбой, керлинг

Наталья Януто. Можно позавидовать её стойкости и воле. Она родилась и живёт в посёлке Белозёрском Московской области. После несчастного случая девочка,прикованная к постели , сжала кулаки и стала биться  за своё право быть счастливой.  Сначала увлеклась бисероплетением, а спустя несколько лет на Чемпионате Европы дважды поднялась на самую высокую ступеньку пьедестала по армспорту. Она плакала от бессилия, болей, равнодушия окружающих. Но жизненные трудности лишь закалили её характер. Она завоёвывала золотые, серебряные, бронзовые медали в упорной борьбе.И перед чемпионатом Европы она твёрдо решила: не уступлю Днём и ночью она качала бицепсы, доставая гирю из под своей подушки. Наташа соревновалась с титулованными спортсменами, но сумела всем доказать, что  если есть желание и упорство, то можно добиться всего. Она победила.Две золотые медали, два хрустальных кубка, два диплома и звание Чемпионки Европы по армспорту. А ещё она мечтает попробовать свои силы в марафоне. Она верит, что ей покорится любая дистанция, ведь, её возможности неограниченны.

VIII. Создание нового цветика-семицветика с правилами толерантного человека.

Из выше сказанного, я предлагаю вам вместе со мной вывести ряд правил, которые помогут правильно себя вести с людьми, имеющими ограниченные возможности.

(Работа продолжается в тех же группах. По ходу формулирования правил создаётся новый цветик-семицветик)

Как вы поведёте себя при встрече с человеком, который имеет какие-либо ограниченные возможности? (Правильно, не надо смотреть так пристально, чтобы привлечь к себе внимание самого человека, так как это может поставить его в неловкое положение)

Крепится 1 лепесток – «увидеть» человека с ограниченными возможностями, но сделать вид, что не заметил его недостатков.

Такие люди встречаются повсюду, они могут жить по соседству, либо прогуливаться в вашем дворе. Т.е. вам приходится встречаться с этим человеком очень часто. Какой следующий шаг вы предлагаете предпринять, чтобы человек забыл про свои проблемы?

Крепится 2 лепесток – «установить» контакт, а не отвернуться от человека с ограниченными возможностями.

Крепится 3 лепесток  - «понять» проблему человека.

А как можно понять проблему другого?

В этом нам поможет игра «Слепой и поводырь"

Крепится 4 лепесток – «принять» человека таким какой он есть, осознать достоинства человека.

Отнестись к нему, как к равному человеку.

Крепится 5лепесток – «заинтересоваться» успехами человека.

(Поддержать инициативу и творческое проявление человека).

Крепится 6лепесток – Что-то «перенять» и что-то дать взамен

Крепится 7лепесток – «помочь реализовать» человеку свои возможности и ощутить себя нужным для окружающих.

Мы должны научиться законам человеческого существования и законам совместного проживания.

IX. Итог занятия.

Счастье – это когда тебя понимают. каждому из нас нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Любому человеку нужно. чтобы он чувствовал себя необходимым , чтобы у него был оценённый окружающими его людьми успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.

У нас вырос новый цветик-семицветик. Такого волшебного цветка найти врят ли удастся. Но я думаю, что этот цветок  должен произрастать в душе каждого человека и тогда жизнь будет намного прекраснее.

В заключении я прочитаю стихотворение инвалида Сергея  Ольгина, которое еще  раз покажет, как трудно жить инвалидам, но  не смотря на трудности, они не сдаются.

С ВАМИ ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ.

Хоть каждый шаг дается нелегко нам,
Хоть каждый час - паденье и подъем,
Под этим старым синим небосклоном
Мы любим жизнь и жить не устаем.

Порой бывает - жизнь сдается черной,
И не в туманном сне, а наяву,
На дно невзгоды тянут, но упорно
Мы все же остаемся на плоту.

Мы ненавидем, если нас жалеют,
И в трудной повседневности своей
Становимся сильней и здоровее
При помощи единства и друзей.

Так не пугай нас, трудная дорога.
Лютуй зима. грозой гроза греми.
Друзья, мы вместе можем сделать много,
Чтобы остаться на земле людьми.

Сломать никак несчастья нас не могут,
Не стынет на морозе наша кровь,
Приходят вовремя всегда к нам на подмогу
Надежда, вера, мудрость и любовь!

Сергей Ольгин

Мы увидели, что люди с ограниченными возможностями сильные, умные, независимые, выносливые и т.п.

Спасибо всем за активное участие в обсуждении данного вопроса.

Самоанализ воспитательного мероприятия

Классный час по толерантности

ЛЮДИ, КАЖДЫЙ ДЕНЬ ОКУНАЙТЕСЬ В ИСТОЧНИК ЧЕЛОВЕЧНОСТИ»
Планируя и проводя в 4 классе данное воспитательное мероприятие, я ставила перед собой следующую цель:
формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.
Эту цель я решала через следующие задачи:

  • Познакомить учащихся с понятием «толерантность»;

  • Выявить основные черты толерантности;

  • Воспитывать чувство уважения к окружающим людям, к их мнению, к образу жизни и поведению;

  • Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями;



Получилось

Не получилось

Взять на заметку

лексико-семантический анализ слова Толерантность. Удалось рассмотреть его внутреннюю смысловую структуру
Работа в творческих группах позволила учащимся раскрыть свои * творческие способности, *показать свои знания, умения. Работая в группах, дети *учились слышать и слушать друг друга, высказывать свое мнение и уважать мнение других, *учились работать сообща.
Практическая работа в группах оказала наибольшее влияние на учащихся: выполняя задания, они почувствовали эмоции и мысли людей с ограниченными возможностями.



Некоторые сообщения, подготовленные учащимися дома, воспроизводились чтением с листа, что затрудняло понимание.


На этапе рефлексии времени на стихотворение не хватило, поэтому занятие несколько смазалось. Надо было четче отработать временные промежутки.

Больше выделять заданий на самостоятельную работу дома.

Привлечь к обсуждению родителей, хотя бы в виде предварительного анкетирования.