Главная страница

Содержание и методы коррекционной работы с подростками девиантного поведения в школе


Скачать 37.02 Kb.
Название Содержание и методы коррекционной работы с подростками девиантного поведения в школе
Дата 09.03.2016
Размер 37.02 Kb.
Тип Документы

Содержание и методы коррекционной работы с подростками девиантного поведения в школе
Девиантное поведение подразумевает под собой отклонение, поступки и действия, не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе. (В.Е Каган, психиатр).

Девиантное поведение имеет многообразие форм проявления, начиная от незначительных проступков и кончая стойкими психическими отклонениями, и многообразие причин возникновения, начиная от генетических и кончая социальными факторами. Наибольшее распространение имеют сравнительно несложные варианты девиантности детей и подростков, причины которых лежат в социальной сфере. В этом случае целенаправленные корригирующие воздействия педагогического и психорегулирующего характера могут дать устойчивый эффект, если в наибольшей мере отражают индивидуальные особенности адресата - в данном случае девиантного подростка. Подобные воздействия должны быть оптимально сопряженными и взаимно дополняющими.

Формирование девиантного поведения у подростков наиболее часто проявляется в семьях, где материальный уровень жизни низкий, родители злоупотребляют алкоголем, ведут асоциальный образ жизни. У подростков из таких семей выявлены нарушения нервно-психической сферы в виде неврозов, энуреза, девиаций поведения. С низким уровнем жизни семьи связаны повышенная заболеваемость, травматизм подростков, высок риск эмоциональных нарушений. Сведения о таких детях подаются школьному врачу детскими поликлиниками, другими учреждениями с целью наблюдения за ними и лечения в соответствующих медицинских учреждениях.

В школе осуществляется коррекция девиантного поведения подростков, предполагающая организацию системы мероприятий на различных уровнях социальной организации (общегосударственном, правовом, экономическом, медико–социальном, педагогическом, социально-психологическом), которая должна быть реализована поэтапно.

Специалисты школы создали и апробировали комплекс социально-коррекционных методик, приемов и упражнений, реализуемых во внеурочное время.

Индивидуальная коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление подростков, склонных к девиациям, и оказание коррекционного воздействия с целью создания условий для приспособления к жизни в социуме, преодоление или ослабление недостатков или дефектов развития отдельных категорий подростков.

Для эффективной деятельности общеобразовательной школы по коррекции девиантного поведения подростков осуществляется комплексный подход к решению проблемы различных групп специалистов.

Взаимодействие классного руководителя, социального педагога, психолога и школьного врача имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у подростка или группы в поведении, прогнозирование развития личности подростка и его поведенческих проявлений, возможного развития группы школьников и организацию работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения школьников.

Система лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на коррекцию девиантного поведения, проводимая в школе включает психогигиенические, коррекционные, лечебно-педагогические, общеоздоровительные мероприятия, психофармакологию, психотерапию. При этом учитываются индивидуальные медико-биологические особенности подростка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально-психологических факторов в генезе девиации. Эти данные определяют условия оказания помощи (амбулаторно, стационарно, полустационарно). Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания. Проводится тщательное соматическое обследование.

Психолого-педагогические средства коррекции девиантного поведения дают особый эффект, если применяются в форме сопряженного физического и когнитивного воздействия. Такое воздействие может применяться как в виде психомоторных упражнений, игр с элементами двигательных и когнитивных действий, а также традиционных средств физической культуры, адекватных возрасту занимающихся, с корректировкой, соответствующей их индивидуально-типовым особенностям.

Формами коррекционной помощи при работе с девиантными детьми и подростками являются: моторная и психомоторная коррекция, а также коррекция когнитивных расстройств в форме упражнений и игр, основанных на сопряжении когнитивных и психомоторных компонентов, коррекция эмоционально-личностных нарушений, работа с родителями. Комплексная коррекционная программа способствует повышению уровня физического развития и физической подготовленности занимающихся, особенно в сфере физических качеств, связанных с тонкими мышечно-двигательными дифференцировками, а также дифференцировками пространственно-временных отношений взаимодействия субъекта и объекта физической деятельности.

В детской и подростковой психологии заключение о девиантном и гиперактивном поведении требует особой осторожности, ибо:

1)суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе находящиеся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития;

2)критериями для суждения о девиантном и гиперактивном поведении часто являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются.

В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности с одной стороны, а с другой – постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить.

Педагог должен быть более корректным с обучающимися и соблюдать их неотъемлемые права на честь и дос