Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей в школе в рамках профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ
Э.А. Занозина
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №41 им. В.В. Сизова» г. Курска
«...Я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле во ржи. Тысячи малышей, и кругом — ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью... И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Вот и вся моя работа…. Стеречь ребят над пропастью во ржи…»
Приведенный отрывок из книги Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» очень точно, по-моему мнению, характеризует работу социального педагога в современной школе. Сложность современных социальных процессов, их высокий динамизм нередко порождают разного рода отклонения в поведении школьников. Все чаще в нашем обществе появляется тенденция неблагополучных семей, рождающаяся вследствие самоустранения родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Не всегда такого рода неблагополучие сразу бросается в глаза, иной раз оно скрыто довольно глубоко. И лишь тогда, когда с подростком случается беда, вскрываются ее корни, имеющие свое начало в укладе его семьи, искаженных моральных и жизненных ценностях. Основной смысл работы социального педагога – вовремя предотвратить эту надвигающуюся беду, постараться ее не допустить.
В нашей школе немного учащихся из неблагополучных семей, но все эти семьи, как правило, многодетные. Чаще всего это дети родителей, страдающих алкоголизмом, дети из неполных семей, в которых родитель не справляется с миссией воспитания ребенка, а также из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию и ведущих антиобщественный образ жизни. Обучаясь, в большинстве своем, в классах VII вида, такие дети во внеучебное время предоставлены сами себе, имеют массу свободного времени, проведение которого слабо, а порой и вовсе не контролируется взрослыми членами их семей. Именно эти дети в первую очередь подвержены разного рода пагубным зависимостям от психоактивных веществ и смесей (ПАВ), впоследствии переходящим в устойчивую наркозависимость. У таких детей наблюдается отсутствие способности адекватно оценивать свои поступки, теряется причинно-следственная связь с их результатами, им часто присуще постоянное чувство тревожности. В таком состоянии подростки часто склонны к воровству, использованию ненормативной лексики, часто лгут. ПАВ и наркотики помогают подросткам «быть спокойнее», снять нервное напряжение, расслабиться, уйти от «нерешаемых» жизненных проблем, снять трудности в общении, преодолеть стеснительность, повысить уверенность в своих возможностях. Наркотик создает иллюзию прекрасной приспособленности и вполне удовлетворительной самореализации. Ситуацию усугубляет доступность ПАВ, подростки представляют широкий коммерческий интерес для сбытчиков, в круг общения детей из неблагополучных семей часто входят люди, уже попробовавшие и испытавшие «удовольствие» и активно рекламирующие его. Именно в этот момент на помощь подростку, находящемуся на жизненном перепутье, должен прийти взрослый, объяснить и научить детей переживать огорчения и превратности судьбы без гнева и ругани, показать, как прекрасен мир без наркотиков и обозначить множество альтернатив.
В стенах школы, при внимательном и добросовестном отношении к делу ее работников, факты употребления детьми ПАВ, наркотиков скрыть очень сложно. Следовательно, ситуацию можно контролировать и даже кардинально улучшить.
Очень важно правильно и вовремя диагностировать психологический климат в таких семьях. Практически все родители из неблагополучных семей относятся к категории безработных, имеют недостаток образования. Работать с ними крайне не просто, постоянно должна присутствовать зона особого внимания в области этики межличностных отношений. Каждое верно подобранное слово педагога несет определенные воспитательные последствия, либо не несет таковых в противном случае. Все неблагополучные семьи стоят на внутришкольном учете, который носит профилактический характер (по решению Совета профилактики), они всегда находятся в зоне повышенного внимания социального педагога. Крайне необходимо подростка из такой семьи окружить недостающими вниманием и заботой, дать возможность почувствовать радость общения с другими детьми, пережить чувство успеха, словом, повысить социальную роль ученика в отношениях с одноклассниками путем вовлечения в различные формы учебной и внеучебной деятельности.
Именно на это нацелена моя деятельность в качестве социального педагога при работе с неблагополучными семьями, основные направления которой следующие:
• помощь семьям в проблемах, связанных с учебой, воспитанием ребенка;
• оказание помощи ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость;
• привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально значимых мероприятий, акций;
• распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуации на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;
• проведение группового и индивидуального консультирования детей и их родителей по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций, снятия стресса, воспитания детей в семье и т.д.;
• выявление запросы, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;
Для нашего района актуальна нехватка различных секции и подростковых клубов, разнообразных трудовых, туристических и краеведческих отрядов. То есть в организационном плане внеучебное время школьника недостаточно занято. Социальный педагог совместно с заместителем директора по воспитательной работе становятся организаторами внеурочного времени школьника, помогая налаживанию эффективного взаимодействия обучающихся и их родителей при проведении внеклассных мероприятий.
Кроме того, в школе, при непосредственном участии социального педагога проводится обширная работа по вовлечению обучающихся из неблагополучных семей в различные спортивные секции и кружки. Так, например, многие из, так называемых «трудных» детей, посещают школьный клуб «Подросток и закон». Цель работы клуба состоит в том, чтобы помочь детям «перешагнуть" через возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь, используя необходимые правовые знания. Одним из направлений деятельности клуба является профилактическая работа среди детей и подростков на антинаркотическую тематику. Воспитанники данного клуба участвуют в целевых городских воспитательных программах «Мы можем все» и «Спасибо, нет!». На базе православного храма, находящегося в микрорайоне, работает спортивная секция по рукопашному бою, которую ведет выпускник школы Подгорный Александр, где занимаются «трудные» дети и дети многодетных и малообеспеченных семей.
Это немногое из того, что администрация школы может и старается предложить для возможности учеников из неблагополучных семей занять свое свободное время с пользой для здоровья и развития различных способностей, склонностей.
Но главное – всегда в своей работе необходимо помнить простую истину – все в интересах ребенка и всегда на стороне ребенка. Если постараться сформировать у детей жизнеутверждающее положительное отношение к окружающему миру, людям, то результат сразу станет очевиден. Это часто довольно трудно, но как говорил К.С. Станиславский, «… трудное надо сделать привычным, привычное – легким, а легкое – приятным…».
|