|
А. С. Макаренко «Как уберечь ребёнка от употребления психоактивных веществ»
Е.А.Баева
педагог – психолог МБОУ «СОШ с
углублённым изучением иностранных
языков №4» г. Курчатов
Научить человека быть счастливым нельзя,
но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
А. С. Макаренко
«Как уберечь ребёнка от употребления психоактивных веществ»
Сегодня вашему ребенку могут предложить наркотики в любом учебном заведении, во дворе и на дискотеке. Вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может». Но рынок сбыта очень близко – это наши дети. И распространители наркотиков – часто являются сами подростки. Поэтому единственная возможность оградить своего ребёнка от употребления наркотических средств и психоактивных веществ – воспитать его таким образом, чтобы у него не было потребности прибегать к «воображаемому» счастью, чтобы реальная жизнь делала его счастливым.
Ребенок – это зеркало, отражающее своих родителей. Мы воспитываем ребенка своим примером – не своими советами, нравоучениями, нотациями, а своим поведением, своей повседневной жизнью. Согласно данным опросов, наиболее частым мотивом употребления наркотиков является «неудовлетворенность жизнью и желанием отвлечься от нее», а микросреда, в которой вращается современный ребёнок, весьма неблагоприятна.
Рассмотрим самые ведущие к употреблению детьми психоактивных веществ, причины и факторы:
- социально – педагогическая запущенность;
- глубокий психический дискомфорт, который вызван неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т.д.);
- отклонения в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастные кризисы, акцентуации характера (по гипертимному, неустойчивому, конформному, истероидному и эпилептоидному типу);
- отсутствие условий для самовыражения;
- безнадзорность и смещение социальных и личных жизненных целей и планов с позитивных на негативные.
Особую роль и значение играет социально – педагогическая безнадзорность детей и подростков, развивающаяся на фоне равнодушия и невнимательности к ним окружающих. В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, своей ненужности и незащищённости. Возникают чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению ко взрослым. А микросреда, в которой будет «вращаться» современный ребёнок, весьма неблагоприятна.
Работа родителей для профилактики употребления детьми в будущем психоактивных веществ:
– необходимо создать приятную атмосферу в семье. Если ребенку с родителями плохо, он, как правило, начнет искать, к кому бы ему эмоционально «прикрепиться». Скорее всего, это будет подростковая компания. А так как употребление ПАВ, среди подростков сейчас распространены, существует вероятность того, что компания окажется зараженной наркотическим «вирусом». Попав в такую группу, подросток будет следовать ее нормам: одеваться, как одеваются в этой группе, говорить на ее жаргоне, и он будет эмоционально готов принимать ПАВ или наркотики, если их принимают ребята в группе. Это называется социальной зависимостью;
- поддерживайте с ребенком эмоциональный контакт: вникайте в его интересы, сопереживайте его увлечениям, показывайте ему свою любовь. Как легко отмахнуться от маленького: «Потом пойдем в зоопарк, не видишь, я устала..», «Сейчас не могу тебя слушать, я занята»... А ведь дети так любят что-либо делать вместе с родителями. И время, проведенное с ними, – лучший способ достичь духовной близости.
Между прочим, сами юные наркоманы среди причин, которые их подтолкнули к употреблению наркотиков, чаще всего называют неблагоприятный климат в семье;
- воспитывайте любовь к жизни. Не надо, чтобы ребенок каждый день от нас слышал, как тяжела жизнь, сколько вокруг плохих людей, какие ужасные дороги, какая гадкая погода... Следует твердить о том, как хорошо быть здоровым, сколько интереснейших занятий и замечательнейших мест есть на свете, и какое счастливое будущее ждет вашего ребенка. Ведь если мы сами не верим, что жизнь прекрасна и удивительна, что же мы можем противопоставить «наркокультуре», утверждающей, что без наркотиков в этой жизни и радоваться нечему?;
- старайтесь проводить с ребёнком как можно больше времени, делайте все вместе с ним: рисуйте, ходите в театр, делайте домашнюю работу, занимайтесь спортом, обсуждайте прочитанные книги. Будьте в курсе его школьной жизни, приглашайте к себе домой его друзей. Не контролируйте его, а живите с ним одной жизнью, любите своего ребенка и принимайте его таким, какой он есть;
- учите детей самоуважению. Предрасположенность к употреблению алкоголя, ПАВ, наркотиков непосредственно связана с тем, насколько человек себя уважает. Психологи утверждают, что дети, имеющие высокий уровень самоуважения, чаще отвечают «нет», когда им предлагают попробовать спиртное или наркотики. Сформировать самоуважение у ребенка можно, если часто хвалить его даже за незначительные успехи, если помогать ему ставить перед собой реальные цели, если привлекать его к совместной с вами работе, чтобы он чувствовал себя частью команды и получал удовлетворение от выполненных обязанностей;
- почаще хвалите своих детей, обнимайте, говорите, что вы их любите;
- критикуйте и оценивайте не его личность, а отдельные поступки. Не скупитесь на улыбки и поощряйте даже малейшие достижения, так как известно, что к употреблению наркотиков наиболее склонны подростки с низкой психоэмоциональной устойчивостью, склонные неадекватно реагировать на стресс, не умеющие найти выход из психотравмирующей ситуации, имеющие высокий уровень притязаний и низкую самооценку;
- помогите своему ребенку сформировать собственное отношение к наркотикам. Не опоздайте! Вовремя дайте ребенку всю необходимую информацию. Научите его отвечать решительным отказом на предложение попробовать наркотики. Эксперименты детей с психоактивными веществами начинаются уже с 3–4 класса. Ваша информация должна опередить негативное влияние наркоманов, их рекламу «самого крутого и модного кайфа». Не оставьте вашего ребенка безоружным! В 12–14 лет дети знают о наркотиках многое, они говорят о них друг с другом. Дайте ребенку понять, что с вами тоже можно об этом говорить. Если вы избегаете этой темы, ребенок будет искать информацию у других людей и не дай бог попадёт на тех людей, кто употребляет или продает наркотики. Только сначала подготовьтесь к разговору, чтобы не оказалось, что ребенок знает о психоактивных веществах больше, чем вы. Поводом для разговора может послужить фильм, статья, конкретная жизненная история. При разговоре не читайте лекций, не напирайте на вредность наркотиков для здоровья. Цирроз печени в 40 лет, гепатит В, СПИД – все это для ребенка пустые слова, так как у него пока ещё хороший запас здоровья от рождения и ему не понять этих слов, поэтому никакой ценности в их глазах они не имеют. А сыграйте на том, что заложено в самой природе подростка, – стремлении к независимости;
- объясните ему, что, как только ребенок приблизится к наркотикам, он утратит всякую самостоятельность. Он превратится в заложника или в товар. На нем будут зарабатывать большие деньги, а он, просто, расплатится своей жизнью;
- научите, как себя вести, когда наркоман появляется среди знакомых. Любой подросток может оказаться в ситуации, когда наркотики начал употреблять кто-то из его друзей или знакомых. В этом случае очень важно сразу повести себя правильно. Не вызываться на роль спасителя: не надо надеяться, что можно самому вылечить друга. Наркомана должны лечить врачи. Единственное, что подросток может сделать, – это объяснить своему другу, что, если он не прекратит принимать наркотики, ваш ребенок вынужден будет с ним расстаться. Внушите подростку, что своим уходом он может подтолкнуть «падшего» к лечению, в то время как, оставаясь рядом, будет выступать в роли сообщника. Нельзя покрывать наркомана перед его родственниками. Наоборот, надо постараться его убедить «раскрыться» перед родителями, родители ему помогут. Никогда нельзя давать наркоману денег, устраивать ему ночевки...
Как можно заподозрить что ребёнок стал принимать психоактивные вещества?
Все ваши подозрения по отношению к сыну или дочери должны высказываться Вами тактично и разумно. Вы обязаны все взвесить, обсудить всей семьей и только в том случае, если не какой-то один, а практически все признаки измененного поведения появились в характере вашего ребенка, вы можете высказать вслух свои подозрения подростку.
Какие же это признаки?
1. Он (она) начал часто исчезать из дома. Эти исчезновения либо просто никак не мотивируются, либо мотивируются с помощью бессмысленных отговорок. Ваша попытка объяснить, что вы волнуетесь и расспросить о том, где же все-таки находился Ваш ребенок, вызывает злость и вспышку раздражения.
2. Он (она) начал очень часто врать. Эта ложь стала своеобразной. Молодой человек врет по любому поводу, не только по поводу своего отсутствия дома, но и по поводу дел на работе, в школе, в институте и т. д. Версии обманов либо абсолютно примитивны и однообразны, либо наоборот, слишком витиеваты и непонятны. Ваш ребенок перестал тратить усилия на то, чтобы ложь была похожа на правду.
3. За достаточно короткий промежуток времени у вашего сына (дочери), практически, полностью поменялся круг друзей. Если вы с удивлением спрашиваете: «Куда исчез твой друг Петя, с которым вас раньше было не разлить водой?», Ваш ребенок пренебрежительно отмахивается и ссылается на свою и Петину занятость. Появившихся у сына новых друзей Вы либо не видите вообще, либо они не приходят в гости, а «забегают на секундочку» о чем-то тихо пошептаться у двери. Появилось очень большое количество «таинственных» звонков и переговоров по телефону. Причем, Ваш ребенок, практически, не пытается объяснить, кто это звонил, а в тексте телефонных переговоров могут попадаться слэнговые словечки, которые Вы можете увидеть в прилагаемом нами ниже словаре наркотического арго.
4. Вашего сына (дочь) полностью перестали интересовать семейные проблемы. Когда Вы рассказываете, например, о болезни или неприятности кого-то из близких, он только делает вид, что слушает. На самом деле думает о чем-то совершенно постороннем. Он изменился, стал по отношению к Вам более холодным, недоверчивым «чужим».
5. Он вообще изменился. В основном в сторону ничем не мотивируемой раздражительности, вспышек крика и истерик. Вы стали замечать, что у него внезапно и резко меняться настроение. Две минуты назад был веселый и жизнерадостный, очень коротко поговорил с кем-то по телефону — до вечера впал в мрачное расположение духа, разговаривает только междометиями и крайне раздраженно.
6. Он (она) потерял свои прежние интересы. Он (она) не читает книжек, почти не смотрит кино. Вы все чаще стали замечать, что он просто сидит с учебником, на самом деле даже не пытаясь делать уроки и готовиться к экзаменам.
7. У него изменился режим сна. Он может спать, не просыпаясь, целыми днями, а иногда Вы слышите, как он почти всю ночь ходит по своей комнате и спотыкается о предметы.
8. У Вас в доме стали пропадать деньги или вещи. Эти неприятные события на первых порах могут происходить крайне редко. Однако, хотя бы редкие попытки «незаметно» что-то украсть встречаются, практически, во всех семьях наших пациентов.
9. Вам все чаще кажется, что он (она) возвращается домой с прогулки в состоянии опьянения. Координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, молодой человек вообще пытается спрятать глаза и быстро сбежать в свою комнату.
Еще раз хотим обратить Ваше внимание на то, что отдельные, описанные выше признаки могут быть симптомами различных психологических трудностей подросткового и юношеского возраста. В некоторых случаях так могут начинаться заболевания психики. Вы можете начинать всерьез думать о наркотиках, только если Вы твердо уверены, что у Вашего ребенка есть признаки, по крайней мере, восьми из девяти, описанных выше изменений поведения.
Внешние признаки употребления психоактивных веществ
Здесь приведены наиболее типичные признаки употребления конкретных наркотиков, т. е. что происходит с наркоманом в результате приема того или другого наркотика. Если Вы находите у ребенка иглы, шприцы, похожую на укроп зеленую траву и подобные предметы, вам и самим должно быть понятно, что это значит. Однако есть и менее заметные признаки, по которым вы сможете понять, что беда постучала в ваши двери.
Итак, общие признаки употребления психоактивных веществ:
Внешний вид и поведение в той или иной мере напоминает состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта или при слабом запахе, не соответствующем состоянию; * Изменение сознания: сужение, искажение, помрачение;
Изменение настроения: беспричинное веселье, смешливость, болтливость, злобность, агрессивность, явно не соответствующие данной ситуации;
Изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации);
Изменение координации движений: их плавность, скорость, соразмерность (размашистость, резкость, неточность), неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя (особенно явное при закрытых глазах), нарушенный почерк;
Изменение цвета кожных покровов: бледность лица и всей кожи или, наоборот, покраснение лица и верхней части туловища;
Блеск глаз;
Сильно суженные или сильно расширенные зрачки, не реагирующие на свет;
Изменение слюноотделения: повышенное слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ, осиплость голоса;
Изменение речи: ее ускорение, подчеркнутая выразительность, или же замедленность, невнятность, нечеткость речи.
Помните! Чем раньше Вы заметите неладное, тем легче будет справиться с бедой.
Литература
1. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей // Издание 2-е, переработанное и дополненное // Под научн. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой – СПб., 2001.
2. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических психологов. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.- 448с.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?. – М.: ЧеРо, 2002.
4. Баярд Р., Баярд Дж., Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. – М.; Академический проект, 2003
5. Популярная психология для родителей / Под ред. А. Бодалева. М, 1998.
6. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью. – М.: 2003
7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., 1998.
8. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорово-жизненного стиля. — М, 2000 г.
9. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003 г
10. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Психолого-педагогические проблемы воспитания несовершеннолетних. Психология и педагогика в образовательной и социальной сферах. М.2000г.
|
|
|