Главная страница

Преподаватель русского языка и литературы кгоу нпо «пу №3» г. Хабаровска


Скачать 84.21 Kb.
Название Преподаватель русского языка и литературы кгоу нпо «пу №3» г. Хабаровска
Дата 15.02.2016
Размер 84.21 Kb.
Тип Документы

Преподаватель русского языка и

литературы КГОУ НПО «ПУ № 3»

г. Хабаровска

ДЕМИДОВА Светлана Борисовна
«Фундаментальные академические знания в эпоху Интернет и электронных справочников перестают быть капиталом. От человека, теперь требуется не столько обладание какой бы то ни было специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы. Если знания сами по себе больше не ценность, то какой результат образования необходим личности и востребован обществом.

Приоритетным стал вопрос о том, что должен получать конкретный учащийся на каждом этапе своего обучения, каким должен быть результат работы системы образования с точки зрения подготовки ребенка к жизни в социуме?

В рамках образовательного стандарта по каждому предмету выделено фундаментальное ядро содержания образования — свод основных понятий, идей, видов деятельности, необходимых человеку в его повседневной жизни. Сюда относятся знания, необходимые человеку для успешной профессиональной деятельности, знания общекультурного характера, а также набор социально-личностных качеств. Стандарт, таким образом, устанавливает самые общие требования к результатам образования, необходимые для успешной социализации.

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность. Именно поэтому развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы считаю основополагающим.

Не секрет, что в училище поступают дети не самые успешные. Набирая учащихся в группы, нам приходится сталкиваться со следующими трудностями:

Во-первых, формируются разные группы: одна – дети контактные, общительные. Они знают, что такое коллектив, требования, правила коллектива. Вторая же группа – «замкнутые». В лучшем случае эти дети общались с двумя – тремя сверстниками. Обычно у таких детей и появляется дискомфорт, неуверенность в себе, страх быть не принятым.

Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в образовательных учреждениях была интересной, радостной, полной творческого труда. На уроке должна царить атмосфера взаимопонимания и сотрудничества. Для этого я привлекаю своих учеников к учительским функциям. Так появились ассистенты, лаборанты, информаторы, консультанты. Стараюсь, чтобы даже самый слабенький ученик чувствовал себя нужным на уроке. Это способствует раскрепощенности учащегося и, как следствие, его развитию.

Интеграция урочной и внеклассной деятельности позволяет обеспечить беспрерывность процесса развития и воспитания творческой личности. Развитие творческих способностей осуществляю через технологию развития критического мышления, проектно – исследовательскую, компьютерные и игровые технологии.

Необходимо с первых минут урока мобилизовать на работу как группу в целом, так и каждого учащегося в отдельности. Ведь начало урока – это так важно! От него зависит, захотят ли ученики узнать новое. Учитель – личность творческая, и всегда может найти для начала урока что-то яркое, особенное, запоминающееся. Это может быть небольшая инсценировка или игра, викторина или проникновенное слово учителя и так далее.

Сделать урок более эффективным, добиться высокого результата в обучении способствует приобщение учащихся к исследовательской деятельности, так как в ее основе лежит развитие познавательных навыков и творчества, умений самостоятельно добывать знания.

«Включение» ученика в процесс добывания знаний начинаю с 1-го курса. Стараюсь, чтобы ребята самостоятельно выводили правила. При изучении фонетики и знакомстве с орфоэпическим словарем, предлагаю учащимся самостоятельно составить презентации на эту тему или словарик типичных орфоэпических ошибок наших учащихся. Итог работы – выступление на уроках. Как правило, такая работа имеет продолжение: ребята начинают собирать не только орфоэпические ошибки и не только у учащихся нашего училища.

Словарная работа на уроке тоже превращается в мини – исследование. Ученики по очереди знакомят группу со словарными словами (самостоятельно выясняют лексическое значение слова, его происхождение, употребление). Такая работа обогащает словарный запас, приучает учеников пользоваться словарями, развивает познавательную активность и склонность к творчеству.

Активно использую в работе технологию критического мышления, особенностью которой является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Данная технология характеризуется следующей структурой:

- активизация познавательной деятельности;

- осмысление материала через активное чтение и слушание;

- через размышление и анализ к творческой интерпретации.

Данную технологию использую при работе с текстом на уроках русского языка и литературы. Этот прием это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы. Он развивает языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок. Помогает до конца понять особенности текста, авторский замысел и, как итог, развивает литературно – творческие способности. Использование технологии критического мышления способствует формированию у учащихся логического мышления, коммуникативной компетенции, имеет важное значение не только в процессе подготовки к ЕГЭ, но и в решении задачи возвращения культуры массового читателя.

Хотелось бы остановиться на таком, на мой взгляд, эффективном методе развития образной речи, как «синквейн». Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, позволяет быстро получить результат. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.





Каждому участнику дается 5-7 минут на то, чтобы написать синквэйн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквэйнов они составят один, с которым будут оба согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими.

Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по – своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль.



Один из таких видов деятельности – игра. Она в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию творческих качеств личности. Есть темы, изучение которых провожу в форме игры. Игры – упражнения развивают память учащихся, внимание, сообразительность, их общий кругозор. Так при изучении «Лексики» использую игру «Переводчик»: кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами.

Учитель должен идти в ногу со временем. Сегодняшние ученики не мыслят себя без компьютера, да и учителя мечтают иметь такую чудо – технику в своем кабинете. Как же здорово иметь под рукой на электронных носителях и энциклопедии, и различные материалы к урокам (портреты, картины, иллюстрации, видеофрагменты, схемы и таблицы, тесты).



А сколько открывается возможностей для совместного творчества учителя и учеников. На первом месте пока стоит создание презентаций к урокам по биографиям писателей. Но мы пытаемся создавать и игровые слайды (показываем отсканированные рисунки, а группа пишет название произведения и автора; на слайде фраза из литературного произведения, а группа называет героя, которому она принадлежит). А так же учащиеся с интересом работают с игровыми программами по орфографии и пунктуации, выполняют различные тесты.

Еще одной формой работы является исследовательская работа. В основе концепции образования важное место занимает включение учащихся в процесс активного творчества. Данная форма работы способствует развитию творчески одаренных детей.



Если объединить все вышесказанное, получим систему развивающего обучения с использованием новых педагогических технологий, учетом принципов образования и воспитания и, главное, потребностей детей.

Я выделяю три фактора успешности этой системы: эффективность, продуктивность и результативность.

Показателями эффективности применения игровых технологий являются факторы:

- влияние на развитие личности и состояние психологического здоровья учащихся;

- совершенствование системы диагностики обучения, воспитания и развития обучающихся;

- творческий характер совместной деятельности учителя и учеников; позитивное отношение учащихся к изучаемому предмету; оптимальный психологический климат на уроках русского языка и литературы .

Гениальный русский ученый академик В. Казначеев в своих научных поисках пришел к выводу, что космос, Вселенная являются живой мыслящей субстанцией, а земля - живым существом, на поверхности которого живет человек. В этом мире все взаимосвязанно. Поэтому мы должны беречь землю, признавать законы Вселенной (чего, к сожалению, мы не делаем в век научно-технического прогресса), чтобы не стать колонией, а страной высокой духовности в духе Н. Бердяева, Соловьева. Значит, полноценным образование будет тогда, когда растущий человек станет постигать науки в неразрывном единстве с постижением духовно-нравственных законов развития жизни.

Развитие общества всегда на первый план выдвигает компетенции, которые отражают потребности времени. В проекте, предложенном Министерством образования и науки РФ "Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики", ставятся задачи по формированию ключевых компетенций: информационной, коммуникативной, самоорганизационной или самообразовательной. Оценить уровень развития информационной и коммуникативной компетенций представляется возможным. А вот как оценить уровень самоорганизационной и  самообразовательной компетенций? Тем более что они опосредуют и определяют формирование  первых двух. Самоорганизационная и самообразовательная компетенции являются сложными интегральными личностными образованиями, которые не поддаются оценке при помощи четких количественных показателей. Способами их формирования могут выступать специальные педагогические условия, образовательная среда, обусловливающая необходимость и потребность в самоорганизации и самообразовании. Если учитель смог сподвигнуть ребенка к самообразованию, самоорганизации, саморазвитию и самовоспитанию, вызвав в ученике волну собственных усилий, то тем самым он создал основу для формирования  и развития целостной личности ученика. Способами оценки уровня развития данных компетенций могут выступать традиционные психолого-педагогические диагностики и методы: наблюдение, беседа, интервьюирование, комплексный, сравнительный  и другие. Хочу отметить, что формирование и способы оценки данных ключевых компетенций во многом определяются уровнем компетенции учителя. Так как только личность учителя может сформировать личность ученика.