|
Курочка-ряба
Тема урока: Курочка-ряба
Тип урока : интегрированный урок по биологии и литературе
Форма урока : комбинированный урок с применением групповой и индивидуальной работы учащихся
Методы: наблюдение, сюжетно-информационные беседы, рассказ, инструктивное объяснение.
Технологии: интерактивные с применением компьютера
Цели и задачи:
пропедевтическое знакомство с новым предметом,
ознакомление с классом “Птицы”,
развитие интереса к фольклору и литературе,
связь предметов с жизнью,
-
Развитие самостоятельной работы с материалом,
развитие коммуникативных навыков,
развитие навыков работы с тестами, Интернетом, дополнительной литературой,
воспитание любви к природе,
формирование чувства любви к традициям народов мира, толерантности.
Организационный момент.
Класс на группы, выбираются капитаны групп.
-
Введение. Значение куриной символики в фольклоре и литературе.
Ученик читает сказку, группа инсценирует ее.
Жили-были дед да баба,
была у них курочка Ряба,
снесла курочка яичко,
но не простое –золотое
дед бил, бил –не разбил
баба била –била –не разбила
мышка бежала, хвостиком задела,
яичко упало и разбилось,
дед плачет, баба плачет
а курочка кудахчет:
кудах-тах-тах
не плачь дед, не плачь баба!
я снесу вам яичко не простое, золотое!
Обучающиеся формулируют тему урока (Птицы. Куры.) цели (основные признаки отряды куриных, строение яйца, типы птенцов, символика яйца в мифологии и литературе).
Вступление. Учитель литературы
Петух, курица, цыпленок входят в нашу жизнь с самого детства. Очень по-разному. Кому-то повезет видеть и наблюдать петуха на деревенском дворе. Но и городской ребенок знает эту знаменитую троицу. Только очень часто городской ребенок видит их как сказочных персонажей, в песенках, в стихах, на экране и страницах детских книг. Итак, курочка и петушок – наши добрые знакомые. Название “кура” - заключает значение “реветь” и “кричать”. Идея в названии пения - петушиный крик. Именно в этой петушиной характеристике складывается фразеология.
Учащиеся по группам приводят примеры фразеологизмов.
Учитель литературы. Мы встречаем наглядные метафорические образы в пословицах и поговорках. .( Учащиеся по группам приводят примеры. Задание дается заранее).
III. Знакомство с новым материалом.
Учитель биологии. Куры относятся к классу «Птиц», отряд «Куриные», семейство «Куры». Сейчас вам предлагается выполнить в группах тест и выбрать известные вам признаки характеристики отряда куриных.
Выбрать необходимые данные из предложенного перечня:
Лапки:
а) четырехпалые, короткие б) четырехпалые, ноги длинные,
в) между пальцами плавательная перепонка
г) ноги короткие, первый и четвертый пальцы обращены назад
Клюв:
а) прямой, длинный, острый
б) клюв короткий, сильный в) клюв прямой, долотообразный
г) клюв широкий, образует цедильный аппарат
Крылья:
а) короткие, широкие б) крылья недоразвиты
в) крылья мощные, широкие
Характер пищи:
а) Растительная пища б) мелкие животные
в) насекомые, черви
г) рыба
Характер полета:
а) тяжелый, хлопающий
б) парящий
в) медленный
г) полет скользящий
Тип развития
а) выводковый б) гнездовый.
Самопроверка по слайду.
Учитель биологии Итак, собран портрет (характеристика) представителей отряда куриных.
3. Размножение и забота о потомстве. (учитель биологии)
Куры – птицы выводковые. Самка откладывает яйца. Выводковые птицы – это те, у которых птенцы покрыты пушком и сразу после рождения могут бегать за мамой, сами питаться.
4 Многообразие представителей отряда куриных Выступление учеников. (Задание дается заранее).
(рассказ по картинкам в группах: фазан, павлин, дятел, ласточка, рябчик, индейка, лебедь, страус, гуси, воробей, куропатка, выпь, вертишейка, перепел, тукан, глухарь, цапля, пингвин, стриж).
Строение куриного яйца (работа с учебником)
5 Особенности и специфика празднования Пасхи (рассказ учителя литературы)
Особое, главенствующее местно в пасхальной обрядности отводится крашеному яйцу – символу Пасхи. Его и едят первым за пасхальным столом, и дают родным, соседям, пришедшим поздравить, берут с собой, когда идут в гости, обязательно раздают нищим и оставляют в церкви. Крашеное пасхальное яйцо с давних времен служит символом всеобщей радости, соединявшей людей в день Воскресения Христа. Традиция эта уходит своими корнями в далекое прошлое и существует везде, где распространено христианство: в России и Греции, Египте и Грузии, Палестине и Индии, у православных и католиков, григориан и коптов.
По преданию, Мария Магдалина, которой первой явился воскресший Христос, после Его вознесения отправилась проповедовать его слово в западные страны. Явившись в Рим, она встретила императора Тиберия, преподнесла ему красное яйцо и сказала: «Христос воскрес!» Мария Магдалина использовала существовавший в античные времена обычай дарить яйца в знак приветствия и благорасположения к Новому году и ко дню рождения, но наполнила его новым смыслом.
6. Строение яйца (слайд) Рассказ учителя биологии.
IV. Физкультминутка (Танец «Маленьких цыплят-утят»)
V. Закрепление нового материала.
1. Символика куриного яйца(выступление детей) (Задание дается заранее).
-
В древней мифологии яйцо - это мир: и небо, и земля и подземное царство. Вот свидетельство Иоанна Дамаскина “Небо и земля по своему подобны яйцу- скорлупа аки небо, плево аки облацы, белок аки земля”. Мировое космическое яйцо живет в представлении древних народов. Из яйца рождается божественный творец,перворожденный,сияющий как Солнце. Дети Зевса – родились из яйца,снесенного Ледой. Это греческий миф. В сказке о курочке Рябе и золотом яичке, курочка Ряба чудесная птица,которая перекликается с образом Жар-Птицы. Первое яйцо курочки Рябы волшебно. До сих пор сохраняется примета: если гладить лицо первым яйцом рябой курицы, кожа будет чистой. . Еще один обычай связан с яйцами: катать яйца на Светлой неделе (пасхальной неделе) , биться яйцами. Этот обычай – отражение мифологической связи “ змея и яйца”. Змей. в славянских сказках Кощей, погибает. Кощей от “костей”,худой и злой )
-
Народная мудрость на пасхальном обычае строит пословицу: “Дорого яичко великому дню - дорога, ценна помощь вовремя. А вот если помощь оказана никчемная, то она “выеденного яйца не стоит!”. При том, что “носиться, как курица с яйцом- уделять слишком много времени несущественному делу! Писанки обычно варили и раскрашивали. Аксаков С. Т, в произведении “Детские годы Багрова внука”, подробно описывает процесс украшения писанок, очень часто на яйцах писали “ХВ” (Христос Воскрес ) .
Особенно богатая коллекция пасхальных яиц была у ювелира с мировым именем Карла Фаберже (54 яйца) , несколько штук сохранилось в ружейной палате (например, яйцо с сюрпризом) Остальные сохранились в частной коллекции.
Герой Иван- царевич в сказке «Царевна- лягушка» находит смерть Кощея в яйце на кончике иглы.
2. Загадки о курах и яйцах по группам. (Задание дается заранее).
VI. Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке?
Что на уроке было необычно? (интегрированный)
VII. Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание.
Написать сочинение – описание «Мое любимое животное» (не забыть указать биологические особенности животного).
|
|
|