Главная страница

Курочка-ряба


Скачать 52.88 Kb.
Название Курочка-ряба
Дата 03.03.2016
Размер 52.88 Kb.
Тип Урок

Тема урока: Курочка-ряба

Тип урока :    интегрированный урок по биологии и литературе

Форма урока :  комбинированный  урок с применением групповой и индивидуальной работы учащихся

Методы: наблюдение, сюжетно-информационные беседы, рассказ, инструктивное объяснение.

Технологии:  интерактивные с применением компьютера

Цели и задачи: 

  1. пропедевтическое знакомство с новым предметом,

  2. ознакомление с классом “Птицы”,

  3. развитие интереса к фольклору и литературе,

  4. связь предметов с жизнью,

  5. Развитие самостоятельной работы с материалом,

  6. развитие коммуникативных навыков,

  7. развитие навыков работы с тестами, Интернетом, дополнительной литературой,

  8. воспитание любви к природе,

  9. формирование чувства любви к традициям народов мира, толерантности.



  1. Организационный момент.

Класс на группы, выбираются капитаны групп.

  1. Введение. Значение куриной символики в фольклоре и литературе.

    1. Ученик читает сказку, группа инсценирует ее.

Жили-были дед да баба, 
была у них курочка Ряба,
снесла курочка яичко, 
но не простое –золотое
дед бил, бил –не разбил
баба била –била –не разбила 
мышка бежала, хвостиком задела,
яичко упало и разбилось,
дед плачет, баба плачет 
а курочка кудахчет:
кудах-тах-тах
не плачь дед, не плачь баба!
я снесу вам яичко не простое, золотое!

Обучающиеся формулируют тему урока (Птицы. Куры.) цели (основные признаки отряды куриных, строение яйца, типы птенцов, символика яйца в мифологии и литературе).

    1. Вступление. Учитель литературы

Петух, курица, цыпленок входят в нашу жизнь с самого детства. Очень по-разному. Кому-то повезет видеть и наблюдать петуха на деревенском дворе. Но и городской ребенок знает эту знаменитую троицу. Только очень часто городской ребенок видит их как сказочных персонажей, в песенках, в стихах, на экране и страницах детских книг. Итак, курочка и петушок – наши добрые знакомые. Название “кура” - заключает значение “реветь” и “кричать”. Идея в названии пения - петушиный крик. Именно в этой петушиной характеристике складывается фразеология.

Учащиеся по группам приводят примеры фразеологизмов.

Учитель литературы. Мы встречаем наглядные метафорические образы в пословицах и поговорках. .( Учащиеся по группам приводят примеры. Задание дается заранее).

III. Знакомство с новым материалом.

Учитель биологии. Куры относятся к классу «Птиц», отряд «Куриные», семейство «Куры». Сейчас вам предлагается выполнить в группах тест и выбрать известные вам признаки характеристики отряда куриных.

Выбрать необходимые данные из предложенного перечня:

Лапки:

а) четырехпалые, короткие
б) четырехпалые, ноги длинные,

в) между пальцами плавательная перепонка
г) ноги короткие, первый и четвертый пальцы обращены назад

Клюв:

а) прямой, длинный, острый
б) клюв короткий, сильный
в) клюв прямой, долотообразный
г) клюв широкий, образует цедильный аппарат

Крылья:

а) короткие, широкие
б) крылья недоразвиты
в) крылья мощные, широкие

Характер пищи:

а) Растительная пища
б) мелкие животные
в) насекомые, черви
г) рыба

Характер полета:

а) тяжелый, хлопающий
б) парящий

в) медленный
г) полет скользящий

Тип развития

а) выводковый
б) гнездовый.

Самопроверка по слайду.

Учитель биологии Итак, собран портрет (характеристика) представителей отряда куриных.

3. Размножение и забота о потомстве. (учитель биологии)

Куры – птицы выводковые. Самка откладывает яйца. Выводковые птицы – это те, у которых птенцы покрыты пушком и сразу после рождения могут бегать за мамой, сами питаться.

4 Многообразие представителей отряда куриных Выступление учеников. (Задание дается заранее).

(рассказ по картинкам в группах: фазан, павлин, дятел, ласточка, рябчикиндейка, лебедь, страус, гуси, воробей, куропатка, выпь, вертишейка, перепел, тукан, глухарь, цапля, пингвин, стриж).

Строение куриного яйца (работа с учебником)

5 Особенности и специфика празднования Пасхи (рассказ учителя литературы)

Особое, главенствующее местно в пасхальной обрядности отводится крашеному яйцу – символу Пасхи. Его и едят первым за пасхальным столом, и дают родным, соседям, пришедшим поздравить, берут с собой, когда идут в гости, обязательно раздают нищим и оставляют в церкви. Крашеное пасхальное яйцо с давних времен служит символом всеобщей радости, соединявшей людей в день Воскресения Христа. Традиция эта уходит своими корнями в далекое прошлое и существует везде, где распространено христианство: в России и Греции, Египте и Грузии, Палестине и Индии, у православных и католиков, григориан и коптов.

По преданию, Мария Магдалина, которой первой явился воскресший Христос, после Его вознесения отправилась проповедовать его слово в западные страны. Явившись в Рим, она встретила императора Тиберия, преподнесла ему красное яйцо и сказала: «Христос воскрес!» Мария Магдалина использовала существовавший в античные времена обычай дарить яйца в знак приветствия и благорасположения к Новому году и ко дню рождения, но наполнила его новым смыслом.

6. Строение яйца (слайд) Рассказ учителя биологии.

IV. Физкультминутка (Танец «Маленьких цыплят-утят»)

V. Закрепление нового материала.

1. Символика куриного яйца(выступление детей) (Задание дается заранее).

  • В древней мифологии яйцо - это мир: и небо, и земля и подземное царство. Вот свидетельство Иоанна Дамаскина “Небо и земля по своему подобны яйцу- скорлупа аки небо, плево аки облацы, белок аки земля”. Мировое космическое яйцо живет в представлении древних народов. Из яйца рождается божественный творец,перворожденный,сияющий как Солнце. Дети Зевса – родились из яйца,снесенного Ледой. Это греческий миф. В сказке о курочке Рябе и золотом яичке, курочка Ряба чудесная птица,которая перекликается с образом Жар-Птицы. Первое яйцо курочки Рябы волшебно. До сих пор сохраняется примета: если гладить лицо первым яйцом рябой курицы, кожа будет чистой. . Еще один обычай связан с яйцами: катать яйца на Светлой неделе (пасхальной неделе) , биться яйцами. Этот обычай – отражение мифологической связи “ змея и яйца”. Змей. в славянских сказках Кощей, погибает. Кощей от “костей”,худой и злой )

  • Народная мудрость на пасхальном обычае строит пословицу: “Дорого яичко великому дню - дорога, ценна помощь вовремя. А вот если помощь оказана никчемная, то она “выеденного яйца не стоит!”. При том, что “носиться, как курица с яйцом- уделять слишком много времени несущественному делу! Писанки обычно варили и раскрашивали. Аксаков С. Т, в произведении “Детские годы Багрова внука”, подробно описывает процесс украшения писанок, очень часто на яйцах писали “ХВ” (Христос Воскрес ) .

  • Особенно богатая коллекция пасхальных яиц была у ювелира с мировым именем Карла Фаберже (54 яйца) , несколько штук сохранилось в ружейной палате (например, яйцо с сюрпризом) Остальные сохранились в частной коллекции.

  • Герой Иван- царевич в сказке «Царевна- лягушка» находит смерть Кощея в яйце на кончике иглы.

2. Загадки о курах и яйцах по группам. (Задание дается заранее).

VI. Рефлексия.

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Что на уроке было необычно? (интегрированный)

VII. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание.

Написать сочинение – описание «Мое любимое животное» (не забыть указать биологические особенности животного).