|
Социальный проект " Толерантность дорога к миру". Проект
Социальный проект
“Толерантность – дорога к миру”.
Проект разработали:
Варнакова М.В., учитель музыки и
классный руководитель МБОУ «СОШ №1
г. Калининска Саратовской области»
Муштатенко И.А., Литвинова М.А.,
воспитатели 6-9 классов
ОКУ «Санаторная школа-интернат г. Калининска»
Калининск 2015
Проект “Толерантность – дорога к миру”.
“Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни общества” стало первоочередной задачей воспитания. Поэтому я обращаюсь к главам государств и правительств мира, министрам и чиновникам, ответственным за образование на всех уровнях, к мерам больших и малых городов, деревень и посёлков, ко всем учителям, религиозным сообществам, журналистам и родителям: воспитывайте и учите наших детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учите их основам человеческого общежития, учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов”. (Федерико Майор, генеральный директор ЮНЕСКО)
Актуальность темы:
Никто не рождается жестоким и бессердечным. К подобному состоянию человек приходит постепенно, по мере получения отрицательного жизненного опыта и под влиянием обстоятельств. Каждый человек в любой сложившейся ситуации не должен ожесточиться, не потерять любви к этому миру со всеми его недостатками. А главное – не видеть во всех людях врагов.
В России проживают 146 миллионов 100 тысяч человек. Как нам услышать и понять друг друга? Что нужно сделать для этого? А нужно совсем немного; научиться принимать другого человека таким, какой он есть, и уметь быть терпимым по отношению к нему.
Именно школа оказывается тем пространством взаимодействия, той актуальной средой, которая ответственна за формирование толерантности в обществе. Формирование толерантности – задача, которую необходимо решать сегодня в первую очередь. Причем наиболее эффективна эта работа будет, только тогда, когда будет вестись с раннего детства.
Основная идея проекта по формированию толерантных качеств образовательной среды заключается в том, чтобы создать условия для развития ценностных качеств личности школьника. Акцент при этом делается на те качества, которые помогают ценить культурное и социальное различие между людьми, воспитывают терпимое, толерантное отношение к окружающим.
Следует заметить, что формирование личности невозможно без создания соответствующей среды, благоприятной для развития мировоззренческих установок школьника. Поэтому в данном случае целесообразно использовать комплексный подход, заключающийся в продуктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: воспитателей, администрации школы, учащихся, общественных организаций.
Описание проекта
Слово «толерантность» лучше всего переводится как «терпимость». Это - способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности. Воспитывая толерантность в детях, мы обеспечиваем более мирное и продуктивное будущее нашей страны и всего мира. Главная причина нетерпимости в мире - различия между людьми - различиям во внешности, языке, взглядах и т.д.
На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии.
Проект направлен на решение проблемы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.
Цель проекта:
Привлечь воспитанников к изучению проблемы толерантности.
Укоренение в группе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества.
Задачи проекта:
Формирование интереса к изучению и осознанию важности проблемы толерантности;
Воспитание толерантности, чувства уважения, сопереживания, гуманности;
Развитие творческих способностей; организация просветительской работы;
Организация межличностного взаимодействия в духе толерантности в ходе работы над проектом.
Основное содержание:
Одна из задач воспитателя при организации деятельности учащихся – регулирование межличностных отношений. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения школьников, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе. Наиболее благоприятной для формирования толерантности является внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются её границы и учащиеся могут проявить своё личностное отношение к широкому кругу людей. Для этой цели могут использованы виды внеурочной работы, содержание которых способствует формированию нравственных взаимоотношений между людьми.
Принципы осуществления проекта:
Принцип диалогичности и сотрудничества.
Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия.
Принцип опоры на активность участников проекта.
Создание условий для вовлечения участников программы в деятельность, в результате которой формируют толерантные установки.
Принцип связи воспитания толерантности с жизнью.
Ориентация на ситуацию в обществе вообще и на жизненные ситуации взаимодействия участников программы с миром, отсутствие расхождения слова и дела.
Принцип уважительного отношения к личности.
Независимо от позиции мировоззрения, уважительное отношение (не обязательно соглашаясь) к личности всех участников проекта.
Принцип воспитывающей рефлексии.
Создание условий для рефлексии участников программы, произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений.
Реализация проекта
Проект реализуется в несколько этапов:
На первом этапе происходит знакомство воспитанников и воспитателей с понятием «толерантность» и расширение информационного поля относительно данного понятия.
Основные формы: классные часы, беседы, диспуты.
На втором этапе создаются условия для выражения воспитанниками, педагогами, своего отношения к проблеме толерантности.
Основные формы: конкурс рисунков, экскурсии
На третьем этапе создаются условия для использования полученных на первом и втором этапах знаний, в ходе чего происходит формирование толерантных установок у учащихся.
Основные формы: мероприятия, праздники, создание и реализация проектов, исследования.
Критерии оценки реализации проекта:
Результат первого этапа – наличие знаний о проблеме толерантности у воспитанников и воспитателей.
Мероприятия, направленные на выявление уровня знаний:
опросы воспитанников и педагогов;
деловые игры по теме, интерактивные беседы;
анализ уровня знаний.
Результат второго этапа – наличие отношения к проблеме толерантности у учащихся и педагогов.
Мероприятия, направленные на выявление отношения к проблеме толерантности:
проведение конкурсов по данной тематике;
проведение экскурсий по данной тематике;
-
анкетирование учащихся и педагогов;
создание условий для появления проектов и инициатив по данной тематике.
Анализируются количественные и качественные показатели.
Результат третьего этапа – сформированные толерантные установки или устойчивая мотивация к их формированию.
Мероприятия, направленные на выявление уровня овладения толерантными способами взаимодействия с людьми, их эффективность:
анализ мероприятий;
анкетирование;
анализируются количественные и качественные показатели
I этап – Информационный
№ п/п
|
Название мероприятия
|
Время проведения
|
Предполагаемый результат
|
Ответственные
|
1.
|
Опросник "Толерантный ли ты человек?"
|
Сентябрь - октябрь
|
Совместное формирование понятий "толератность" и "интолерантность"
|
Воспитатели
воспитанники 6-9 классов
|
2.
|
Деловые игры по теме, интерактивные беседы
|
Октябрь
|
Сформированное у учащихся отношение к толерантности как к ценности
|
Воспитатели
|
3.
|
Работа школьной библиотечной выставки «Проблемы толерантности в литературе»
|
В течение полугодия
|
Расширение информационного поля по проблеме толерантности
|
Библиотекарь
|
4.
|
Классные часы
|
Октябрь
Ноябрь
|
Информированность учащихся о проблеме толерантности.
Методические разработки классных часов.
|
Воспитатели
|
5.
|
Диспут «Дружба настоящая и мнимая»
|
Октябрь
|
Создание ситуации необходимости толерантных отношений между воспитанниками,
|
Воспитатели и воспитанники 6-9 классов
|
II этап – Формирование отношения к проблеме толерантности
№ п/п
|
Название мероприятия
|
Время проведения
|
Предполагаемый результат
|
Ответственные
|
1. 1
|
Экскурсии в Мечеть, Православный храм
|
Ноябрь
|
Появление у учащихся отношения к проблеме толерантности.
|
Воспитатели и воспитанники 6-9 классов
|
2. 2
|
Посещение РИФ
|
Декабрь
|
Появление у учащихся отношения к проблеме толерантности.
|
Воспитатели и воспитанники 6-9 классов
|
3
|
Конкурс рисунков
|
Ноябрь Декабрь
|
Проявление у учащихся отношения к проблеме толерантности.
|
воспитанники 6-9 классов
|
III этап – Анализ количественных и качественных показателей
Мероприятия, направленные на выявление уровня овладения толерантными способами взаимодействия с людьми, их эффективность:
анализ мероприятий;
анкетирование;
анализируются количественные и качественные показатели
защита проекта.
Работа над проектом была разделена на 3 раздела:
Наш дом – Россия.
«Дорога к человечности»
«Я и мои друзья»
Основные планируемые результаты:
В области обучения:
сотрудничество, дух партнерства;
признание многообразия;
признание равенства других.
В области воспитания:
уважение человеческого достоинства;
уважение прав других;
терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
В области психического развития:
способность поставить себя на место другого;
уважение права быть иным.
В области социализации:
готовность мириться с существованием другого мнения на одну и ту же проблему;
принятие другого человека таким, какой он есть;
отказ от доминирования, причинения вреда.
Целевые показатели:
-
Благоприятная атмосфера в коллективе
Количество и качество мероприятий, организуемых и проводимых самими учащимися
Потребность учащихся быть толерантными
Целевые группы
- Воспитатели. Они хотят воспитать нравственную личность, уважающая интересы, особенности, мнение другого человека.
-Учащиеся. Для них проект – один из способов проявления себя как свободомыслящей креативной личности;
Риски и ограничения
Недостаток финансирования.
Отсутствие интереса со стороны учащихся.
|
|
|