|
Педагог Голубь Тамара Тимофеевна
Описание системы работы
по применению творческих игр для развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
педагог Голубь Тамара Тимофеевна
Опираясь на высказывания таких специалистов, как Д. Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и других о том, что игра относится к средствам интеллектуального развития детей дошкольного возраста, мы выбрали творческие игры в качестве средства развития интеллектуальных и творческих навыков и умений дошкольников.
Мы старались вовлечь детей в разнообразные виды и формы детской деятельности (игровой, художественной, познавательной, речевой, коммуникативной).
Исходя из положения о том, что развитая речь является показателем как интеллектуального так и творческой развития мы предлагали детям творческую игру «Придумай историю».
Цель: развитие речевой активности, активизация мыслительной деятельности, творческого воображения.
В процессе выполнения задания дети придумывали сюжетную историю, описывали характеры персонажей рассказа. Укажем, что игровая мотивация способствовала поддержанию интереса к выполняемой деятельности. В гости к детям приходил забавный щенок Кузя и просил научить его придумать разные истории, потому что вечером он встречается с друзьями и хочет удивить их интересными историями.
В процессе обучения детей такого рода творческой работе, мы предлагали им подсказки. Так, мы говорили, что в первую очередь надо было выбрать героев рассказа. С целью поиска героев мы подбирали интересные и привлекающие детей игрушки (также мы подбирали яркие и увлекающие детей картинки). Затем мы обращали внимание на то, что нужно ответить на вопрос: Что случилось с вашими героями?».
Мы на первых этапах обучения детей творческому рассказыванию показывали примеры такой работы:
- Я выбираю в качестве героев своего рассказа цыпленка и медведя. Теперь давайте подумаем вместе, что случилось с цыпленком?
Дети вместе со мною начинали придумывать ситуацию, возможно, исходя из личного опыта – цыпленок потерялся, он убежал от мамы, увидел красивую бабочку и подобное.
- У нас два героя – цыпленок и медвежонок. Как медвежонок встретился с цыпленком? Что они делали. Как завершилась история?
Мы придумывали много вариантов развития событий нашей истории и предлагали щенку Кузе послушать их. После каждой рассказанной истории щенок благодарил рассказчика и задавал уточняющие вопросы о характере героев.
Привлекая детей к такой деятельности в течении некоторого времени, было замечено, что их мыслительные, речевые и творческие способности активизируются с каждой новой игровой ситуацией всё больше. Они становились увереннее в своих силах, меньше стеснялись, их интерес к подобным играм становился более устойчивым. Отрадно было видеть радость в глазах детей от удачно выстроенного сюжета, общения с товарищами, похвалы щенка Кузи.
Так же мы предлагали детям такую интересную форму игрового взаимодействия, как придумывание небылиц, нелепиц, перевертышей.
Игровой мотиваций тут выступала народная игры - забава «Слова».
Детям рассказывали как в старые времена, когда не было телевизоров, компьютеров, дети играли в игры – забавы, например, в игру «Слова». В процессе ввода в игровую ситуацию из сундучка ряженья предлагалось нарядиться девочкам в русские сарафаны, а мальчикам в косоворотки (для «посиделок» в русских традициях всем детям группы родители сшили русские костюмы).
Детям предлагалось подумать, порассуждать над тем, что означают слова «небылица», «нелепица».
В качестве образца речевого творчества мы использовали разнообразный литературный материал (книги, например, стихотворение «Память» Э. Успенского) и видеоматериал, который предлагали посредством ИКТ – технологий. Так, например, мы предлагали для ознакомления видеозапись «Ехал Ваня на коне». Прослушивая через компьютер короткие отрывки записи «Ехал Ваня на коне» мы предлагали найти несоответствия, несуразицы.
Интересной формой работы по обучению детей пониманию смысла небылиц, нелепиц явилось литературное творчество К. Чуковского - «Путаница». Мы с детьми рассмотрели иллюстрации к данному произведению. Затем, в процессе беседы, предлагали вспомнить нелепицы и зарисовать их. Для успешного решения художественной стороны игры мы подготовили формы – трафаретки по сюжету сказки. Отметим, что дети нарисовали очень яркие и интересные рисунки с нелепыми сюжетами.
Так же в процессе наших игр – забав, мы предлагали детям обыграть сюжеты нелепиц через ведение веселых диалогов.
После разыгрывания сценок мы предлагали детям самостоятельно придумать веселые диалоги, в которых можно представить веселые сюжеты, невероятные события с людьми, животными. Для этого в качестве опорного материала предлагались фразы по типу: «А у нас в лесу….», «А вот этого не может быть, вот у нас…», «Ха-ха-ха, вот я видел….».
Подводя итоги наших игр – забав, мы всегда отмечали, что нелепицы поднимают настроение, вызывают смех, улыбки. Совместное веселье с детьми стимулировало детей на новое творчество, пробуждало их интеллектуальную активность.
В процессе длительного применения творческих игр, мы отметили рост у детей интеллектуальной и творческой активности. Наметившуюся динамику развития детей мы связали с расширением опыта творческой работы, ростом уверенности в своих силах, проявившейся потребности многих детей чувствовать радость от интеллектуального труда.
Отметим, что исследователями детского творчества творческое воображение тесно связано с развитием творческого мышления и базируется на развитии изобразительных умений.
Задействуя в творческой работе изобразительную деятельность, мы заметили, что особенно привлекает большинство наших детей работа по созданию образов на основе графических изображений.
Наиболее привлекала детей игровое упражнение «Загадки карандаша». Предлагалось по характеру графического изображения, догадаться, кто спрятался на листе бумаги и дорисовать этот представленный образ. Обязательно надо было придумать название рисунку. Нами предлагались различные варианты изображения линий – округлые, острые, ломанные.
Укажем, что «Загадки карандаша» предлагались детям, как для индивидуальной так и для коллективной работы. Мы заметили, что работа, организованная в коллективе оказывала позитивное влияние на развитие дружеского общения, способствовала формированию делового сотрудничества. Тут же формировалась способность рассуждать, делиться результатами своих творческих поисков, радоваться полученным результатам. Подобная организация работы вызывала у детей желание возвращаться к выполнению подобные заданий вновь и вновь.
Интересный способ мы нашли для представления продуктов творческой деятельности детей (как речевого, так и художественного творчества). Мы практиковали оформление творческих работ в виде коллежей.
Список использованной литературы
1. С.В. Кузнецова, Е.Б. Рудакова. Для развития одаренности ребенка. Комплексы творческих заданий - Р/Дону: Феникс, 2011.
2. Т.Ф. Сергеева, Н.А. Пронина Система работы с одаренными детьми - Р/Дону: Феникс, 2011.-
|
|
|