|
Разработка урока по истории для 8 класса коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Создание тайных обществ в России»
Разработка урока по истории для 8 класса коррекционной школы VIII вида.
Тема урока: «Создание тайных обществ в России».
Цель урока: Дать представление учащимся о причинах создания тайных обществ и их деятельности в России в XIX веке.
Задачи:
Образовательные: Закрепить знания учащихся о внутренней политике Александра I после Отечественной войны показать причины зарождения общественного движения в стране в 20-е годы XIX века, высокие нравственные качества членов общества;
Коррекционно-развивающие: Развивать наглядно-образное мышление учащихся; формировать умение работать с таблицами; формировать и развивать умение учащихся работать с источниками, развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать.
Воспитательные: Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну, воспитывать уважение к гражданским ценностям, правам и свободам личности.
Основные знания: Северное и Южное общества; «Конституция» Н.М. Муравьева, «Русская Правда» П. Пестеля.
Основные термины и понятия: Республика, переворот.
Оборудование и материалы:
- Учебник «История России для 8 класса» Б. П. Пузанова, О.И. Бородиной;
- Таблица «Тайные общества»;
- Карточки с заданиями;
- Портреты членов тайных обществ;
Тип урока: Комбинированный.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент:
1.1. Доклад дежурного о готовности класса к уроку.
1.2. Приветствие.
1.3. Психологический настрой на урок.
2. Повторение пройденного материала:
Фронтальный опрос:
- Почему Александр готовил реформы втайне от всех?
- Какие факты свидетельствуют, что в стране нужны были реформы?
- Докажите, что жизнь в военных поселениях была хуже, чем жизнь крепостных крестьян?
- Смогло ли создание военных поселений помочь крепостным крестьянам освободиться от гнета?
Задания на карточках: Выберите, что относится к военным поселением, соедините стрелками:
Военные поселения
|
Военная служба
Свободное передвижение
Жили помещики и дворяне
Жили крестьяне и солдаты
Все делали по приказу
Жили в двухэтажных домах
Ходили в театры и кино
Жили в казармах
|
3. Актуализация новых знаний, сообщение новых знаний:
3.1. Вводные слова учителя:
- Закончилась Отечественная война 1812 года. Вернулись домой с войны дворяне к своим усадьбам и землям, а крестьяне – в крепостную кабалу. Обидно было.
- «Мы проливали кровь, а нас опять заставляли потеть на барщине. Мы избавили Родину от тиранов, а нас вновь тиранят господа», - говорили крестьяне. Лучшие из дворян желали хорошей жизни для народа. Видя страдания народа, не могли они жить спокойно.
3.2. Сообщение темы урока: «Создание тайных обществ в России».
4. Изучение нового материала:
4.1. Рассказ учителя:
- Участниками тайных обществ были дворяне, многие из которых были героями Отечественной войны: Иван Дмитриевич Якушин, Сергей Петрович Трубецкой, Владимир Федорович Раевский, Михаил Сергеевич Лунин, Павел Иванович Пестель. Они поняли, что только самоотверженность народа, его великий подвиг могли спасти страну от порабощения. Они видели, что положение народа после войны ухудшилось, помещики усилили гнет, чтобы возместить свои потери во время войны.
Вопрос: Как вы думаете, что можно было изменить для улучшения жизни крестьян?
4.2. Рассказ учителя:
- В Росси начали создаваться первые тайные организации. В них входили в основном офицеры-дворяне. Они мечтали сделать то, что не удалось Александру – освободить крестьян от крепостной зависимости.
- В 1821 году были созданы два больших тайных общества: Южное и Северное.
4.3. Самостоятельная работа – заполнение таблицы «Тайные общества».
Ученики читают текст на стр. 236 и самостоятельно заполняют таблицу. Таблица на доске.
|
Северное общество
|
Южное общество
|
Год образования
|
|
|
Город
|
|
|
Руководители
|
|
|
Название программы
|
|
|
Задачи
|
|
|
Проверка заполненной таблицы, дополнения учителя:
|
Северное общество
|
Южное общество
|
Год образования
|
1821 год
|
1821 год
|
Город
|
Петербург
|
Украина
|
Руководители
|
К.Ф. Рылеев,
Н.М. Муравьев.
|
П.И. Пестель
|
Название программы
|
«Конституция»
|
«Русская Правда»
|
Задачи
|
1. Ввести Народное вече;
2. Ввести судебный орган – Верховное судилище;
3. Отмена крепостного права;
4. Уничтожить военные поселения
|
1. Россия – республика;
2. Законодательная власть -Народное вече.
3. Вместо министерств – Державная дума;
4.Глава государства – Президент;
5. Отменить крепостное право и военные поселения
|
Словарная работа: Республика – в переводе с греческого языка означает «власть народа».
4.5. Рассказ учителя:
- Руководители Южного и Северного тайных обществ встретились и договорились действовать вместе. Претворить в жизнь свои планы они решили, подняв вооруженное восстание. Во время восстания они хотели заставить императора принять их программу реформ. А если император откажется принять их требования, то свергнуть его с престола. Некоторые заговорщики предлагали сразу арестовать и убить императора.
- Восстание было намечено на лето 1826 года. Оба тайных общества начали подготовку к восстанию.
- Так впервые в России появились дворянские общества, которые стали готовить государственный переворот.
Словарная работа: Переворот – смена государственной власти путем вооруженного восстания.
4.8. Кратко проговорив изученный материал, сделать выводы по теме урока.
Физкультминутка.
5. Повторение и обобщение изученного материала:
5.1. Фронтальный опрос:
- Почему в России появились тайные общества?
- Где возникли первые тайные общества?
- Какие преобразования собирались провести члены Северного общества?
- Как представляли переустройство России члены Южного общества?
- Каким образом члены двух тайных обществ решили претворить в жизнь свои планы?
5.2.
6. Подведение итогов:
Комментарии учителя о работе учащихся на уроке, объявление оценок за урок.
7. Домашнее задание:
Читать текст учебника страницах 235-237, ответить на вопросы.
|
|
|