|
Уровень С. Рекомендации. С чего начать сочинение? Определение проблемы
Уровень С. Рекомендации.
С чего начать сочинение?
Определение проблемы.
Например: «Автора прочитанного мною текста, как и многих из нас, привлекает проблема активности и пассивности людей, деятельности и созерцательности».
Сообщение об авторе.
Например: «Автор прочитанного мною текста (ФИО), настоящий мастер слова, публицист и общественный деятель, чьи статьи неизменно вызывают интерес читателей, заставил меня задуматься о проблеме…»
С помощью именительного темы, риторического вопроса, восклицания и других стилистических приемов.
Например:
«Счастье... Кто из нас не мечтал о нём! Иногда оно кажется недостижимым, иногда будто манит нас близостью, но обманывает и растворяется».
«Милые годы детства! Счастье беззаботности, первый опыт дружбы, тепло родительского дома! Да, поистине мы все родом из детства!»
«Что даёт миру стремительное развитие техники? Высвобождает время или делает человека рабом искусственного интеллекта?»
«Наследственность или воспитание? Природное или социальное? Что же определяет направление формирования способностей личности?»
4. Применение афоризма или цитаты:
Например: «О времена! О нравы!» — воскликнул Марк Туллий 'Цицерон. Кажется, будто эти слова произнесены сегодня. Вслед за великим политиком и ритором о времени рассуждает автор прочитанного мною текста "
«Народная мудрость гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Справедливо ли это? Поиску отсвета на этот вопрос посвящен текст...»
Аналогия.
Парадокс.
Объем: 5-9 предложений.
Фразы, используемые для формулировки проблемы:
- Автор поднимает актуальную проблему…..
- Проблема, которую поднимает автор, - ……..
- Проблема……., которую поднимает автор, волнует умы……
- Проблема…… привлекает многих исследователей. Задумался о ней и автор текста.
- Автор текста, известный публицист и писатель В. Солоухин, затрагивает важную проблему…..
- Обращение к тексту В. Солоухина заставило меня задуматься о проблеме….., которую и рассматривает автор.
- Что есть….? В чем….? Эту важную для всех проблему поднимает В. Солоухин.
Комментарий проблемы.
Растолковать проблему, разъяснить, охарактеризовать ее, сказав об отношении общества к ней, ее отнесенности к определенному типу проблем, ее актуальности, новизне; объяснить интерес автора к проблеме, ход его мыслей.
Объем: 8-12 предложений.
Позиция автора.
Понять позицию, объяснить причины возникновения такой позиции.
Фразы, используемые для формулировки:
- Автор придерживается следующего мнения…..
- Позиция автора заключается в том,……..
-Рассматривая проблему….., автор весьма четко формулирует собственное мнение: он……
- Автор считает, что….
- Автор формулирует собственное мнение о проблеме, суть которого в том, что….
- Автор убежден в том, что…..
- Автор приходит к выводу о том, что….
Объем: 2-5 предложений.
Согласие – несогласие с позицией автора.
Фразы, используемые для формулировки:
Я разделяю мнение автора и считаю, что…
- Трудно спорить с автором в том, что…. И моя позиция состоит в…..
- В целом разделяя позицию автора относительно …., выскажу собственное мнение о….Я считаю, что…..
- Думаю, что следует согласиться с автором в том, что…
- Я одобряю позицию автора и вслед за ним скажу, что….
- Мне близка позиция автора относительно…..Я тоже считаю, что….Нет сомнения в том, что слова автора о… заслуживают одобрения. По моему мнению, ….
- Пожалуй, я соглашусь с автором в том, что….. Однако на вопрос о…. у меня собственная точка зрения, которая состоит в том, что….
Объем: 1-2 предложения
Аргументы.
Доводы подкрепить конкретными примерами, ссылками.
Объем: 8-12 предложений
Как закончить сочинение?
Заключительная часть работы может иметь несколько вариантов реализации.
В этой части может быть подчёркнута солидарность с автором
Перечислены основные выводы рассуждения
Передано общее впечатление о прочитанном и проанализированном тексте.
4. Интересна бывает кольцевая композиция, поэтому можно с помощью концовки «закруглить» текст, например, дать ответ на вопрос, поставленный во вступительной части работы. При этом вопрос можно повторить:
«Так зачем же люди вступают в общественные организации и движения? Это новое общение, возможность самореализоваться и развить собственные задатки, шанс не пройти по жизни незамеченным, а принести пользу обществу».
5. В конце сочинения можно дать нравственный вывод, к которому пришёл экзаменуемый в результате осмысления темы, проблемы и позиции автора исходного текста и который следует взять в жизнь.
6. Экзаменуемый может чувствовать потребность передать собственные выводы читателям в виде призыва к какому-либо действию или прекращению действия:
«Так давайте же сохраним то неоценимое наследие, которое досталось нам от предков!»
7. Украшает концовку уместно приведённая цитата из исходного текста или иных источников, афоризм, пословица:
«Итак, мастерство — это финал профессиональной Подготовки. К нему надо стремиться, чтобы достичь высот в освоении профессии. «Дело мастера боится», — так гласит пословица. И чтобы в собственной профессии для "нас не было белых пятен, надо стремиться стать Мастером».
Пожелание на будущее.
Отсутствие концовки, её несоответствие вступлению и основной части — грубые ошибки, которые снижают впечатление от чтения текста, а следовательно, и оценку, которую выставит проверяющий за всю работу.
Объем: 3-5 предложений.
.
|
|
|