Главная страница

План Открытого занятия педагога дополнительного образования Зеленоградского Дворца творчества детей и молодежи Королевой Любови Николаевны. Пояснительная записка


Скачать 54.43 Kb.
Название План Открытого занятия педагога дополнительного образования Зеленоградского Дворца творчества детей и молодежи Королевой Любови Николаевны. Пояснительная записка
Дата 09.03.2016
Размер 54.43 Kb.
Тип Пояснительная записка

План
Открытого занятия педагога дополнительного образования

Зеленоградского Дворца творчества детей и молодежи

Королевой Любови Николаевны.

Пояснительная записка.
Занятия проводятся по дополнительной образовательной программе МХЦ «Лель» «Общее фортепиано». По программе занятия проводятся два раза в неделю по 30 мин. Обучением игре на фортепиано охвачены учащиеся от 6 до 18 лет независимо от музыкальных способностей.

Занятия проводятся с учетом психофизиологических особенностей детей, их индивидуальности, ориентируя учащегося на вокально-хоровое искусство. Занятия происходят в рамках осуществления межпредметной связи: сольфеджио, вокал, хор, фортепиано.

Исходя из моего опыта работы, я делаю выводы, что к концу первого года обучения ученик уже владеет навыками быстрого и осмысленного разучивания музыкального текста, и очень важно, чтобы учащийся увидел не случайные сочетания звуков, а закономерное развитие музыкальной ткани.

Основные методы, используемые на занятии: объяснительно-иллюстративный, информационно-рецептивный, ситуационно-творческий, практический.

Ученик: семь лет.

Форма занятий: индивидуальная

Тема занятий: « Формирование учебной мотивации и интереса к игре на фортепиано через начальное обучение нотной грамоте на примере пьес начальной трудности».

Цель занятия: развитие навыков быстрого чтения нот и нахождения их на фортепианной клавиатуре.

Задачи:

  • Сформировать общие понятия и представления о звукоряде, звуковысотности, об октавах, клавиатуре, длительности нот.

  • Способствовать усвоению на занятии нотных знаков по карточкам.

  • Способствовать усвоению и нахождению нот в различных октавах, как с помощью педагога, так и самостоятельно.

  • Научить прохлопать и просчитать длительности нот, ритмический рисунок.

  • Содействовать в формировании элементарных умений грамотного разбора нотного текста.

  • Помочь разобрать по нотам пьесу со счетом вслух и объяснить основные приемы работы над пьесой начальной трудности.

  • Создать условия для восприятия обучающимся информации и методических приемов, рекомендуемых педагогом.

  • Пробудить интерес к музыке через чтение нот.


План проведения занятия.




Этапы занятия

Содержание

Пояснения

Кол-во минут

1

Организационный этап

Посадка за инструментом

Проверить правильность посадки пианиста, приготовить ноты, тетрадь, карточки, дневник.

2

2

Основная часть

1.Упражнения, направленные на формирование умения свободно ориентироваться на фортепианной клавиатуре.

2.Развивающие задания, направленные на усвоение нотных знаков.

3. Чтение номеров в тетради с учетом изученного материала.


4. Работа над музыкальными произведениями, применяя полученные знания в виде исполнения на фортепиано.

М. Красев Журавель. А. Королькова Этюд.


Быстрое чтение звукоряда вверх и вниз от любой ноты, нахождение клавиш в разных октавах.

Определение ноты на карточке с показом ее на фортепиано.

Использование приемов сольмизирования.


Работа над точностью исполнения музыкального текста, в т.ч. над ритмической устойчивостью. Применение способа чтения текста группами нот, разбор нотного текста, разделяя на фразы. Сольфеджирование, пение песни со словами. Объединение всех фраз, т.е. сыграть от начала до конца без остановок.

20




3.Заключительный этап

Изучение новых нот, домашнее задание.

Запись новых нот и показ расположения соответствующих клавиш.

8






Литература:

  • Баренбойм Л.А. Путь к музицированию.- Советский композитор Ленинград 1981.

  • Голованова С.И. Первые шаги.- РИФ Крипто-логос Москва 1996.

  • Зак А.З. Психология преподавания музыки.- Рам им. Гнесиных Москва 1999.

  • Николаев А.Л. Школа игры на фортепиано.- Музыка Москва 2007.

  • Подласый И.П. Педагогика. Учебное пособие.-ЭКСМО Москва 2008.

  • Смирнова Т.И. Фортепиано Интенсивный курс.- РИФ Крипто-логос Москва 1992.

  • Тимакин Е.М. Воспитание пианиста.- Советский композитор Москва 1984.

Резенция

На открытое занятие педагога дополнительного образования МХЦ «ЛЕЛЬ» Королевой Л.Н.

На тему: «Формирование учебной мотивации и интереса к игре на фортепиано через начальное обучение нотной грамоте на примере пьес начальной трудности».

Открытое занятие Королевой Л.Н. представляет собой практическую реализацию образовательной программы по общему фортепиано МХЦ «Лель». Данное занятие состоит их 3-х этапов:

1.организационного,

2.основного,

3.заключительного.

Педагог справедливо считает необходимым сформировать умения и развить навыки быстрого чтения нот и нахождения их на клавиатуре. Для практического воплощения данных целей педагог использует весьма широкий спектр педагогических приемов работы: чтение звукоряда в подвижном темпе, определение нот по карточкам с показом на фортепиано, использование приемов сольмизация на примере исполняемых пьес, а также развивающих заданий на смекалку(чтение звуков вверх и вниз от определенной ноты и в рамках звукоряда).

Очень важно отметить теплую, доверительную, живую, эмоциональную атмосферу на занятии, чуткость педагога на любые реакции воспитанника, а так же на динамичность педагогического процесса в целом, гибкость, мобильность занятия.

Педагог весьма мастерски применяет ситуационно-творческий метод обучения, т ем самым сближая занятие с жизнью: помогает наводящими вопросами, ободряет, вносит в занятие элементы загадки, которую обучающийся при своевременном и грамотном направлении педагога отгадывает и тем самым еще больше увлекается(игровой метод).

Практический метод обучения находит свое выражение при работе над музыкальным произведением: работе над ритмической устойчивостью, деление музыкального произведения на составные элементы- фразы, мотивы, а также при сольфеджировании музыкального фрагмента, способствуя вдумчивому исполнению.

Информационно-рецептивный и объяснительно-иллюстративный методы - реализуются на занятии при работе с незнакомым материалом и новым произведением. Педагог использует яркий иллюстративный материал: карточки, разноцветные таблицы, клавиатуру, красочные макеты с нотной азбукой, а так же показывает на инструменте наиболее неудобные и трудные фрагменты из музыкальных произведений, что ускоряет процесс усвоения материала и закрепления его на практике. Так , сольмизирование и сольфеджирование, к примеру, помогают не только лучше усвоить разучиваемое музыкальное произведение, но и способствует формированию и совершенствованию навыка пения с листа на занятиях сольфеджио и умений разбора не знакомых хоровых партий. Таким образом, осуществляется прочная межпредметная связь: хор – вокал – сольфеджио - фортепиано.

Данное занятие реализует индивидуальное развитие ребенка, существуя в системе творческого коллектива МХЦ «ЛЕЛЬ» , что создает условия индивидуализации личностных качеств ребенка и дифференциации коллектива, тем самым обогащая его изнутри, формируя в детях ответственность и самостоятельность.

Педагог Королева Л.Н., на мой взгляд, реализовала первостепенную цель занятия - сформировала мотивацию и пробудила интерес к игре на фортепиано, а так же основные задачи занятия на хорошем методическом уровне, прежде всего сформировала представление о звукоряде и его элементах, помогла в разборе нотного текста, создала благоприятные условия для восприятия обучающегося информации содержания занятия, методических приемов, рекомендуемых педагогом, а главное - пробудила желание играть на фортепиано и заниматься музыкой.

Педагог высшей квалификационной категории Мужичкова Н. И.