|
Слова, обозначающие признак предмета
Тема: Слова, обозначающие признак предмета
Цели: учить находить в устной и письменной речи,
слова, обозначающие признак предмета, формировать умение ставить вопрос к
слову, обозначающему признак предмета, учить подбирать к словам-названиям
предметов названия их признаков, уточнить знания детей о жизни некоторых
животных зимой;
продолжать работу по развитию речи, памяти, мышления;
воспитывать аккуратность, любознательность
Ход урока:
1.Организация класса
Психологический настрой:
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс, обогреет нас, придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях и будет тёплым, нежным, ласковым.
(2 слайд)
2. Формулировка темы и цели урока.
- На какие вопросы отвечают слова светлый, тёплый, нежный, ласковый? Что они обозначают?
- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? О чём мы будем говорить?( варианты детей)
-Итак, сегодня на уроке мы будем учиться подбирать и выделять в устной и письменной речи слова, обозначающие признак предмета и попутешествуем по зимнему лесу, посмотрим, как живётся зимой некоторым его обитателям.
(3 слайд)
3. Проверка домашнего задания.
- На самоподготовке вы выполняли упражнение, в котором нужно было составить словосочетания. Давайте проверим, как вы это сделали. (4 слайд)
лёд (какой?)
снег (какой?)
мороз (какой?)
огромный (что?)
- Какое слово лишнее? Почему? (огромный, потому что слово отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета, а остальные слова обозначают предметы)
4. чистописание.
- Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа.
- Начнём работу с чистописания, поупражняемся в красивом, чистом письме.
- Какая буква пятая по счёту в слове огромный?
- Предлагаю вам выполнить упражнения в написании буквы м: буквы м, соединённые друг с другом с помощью нижнего соединения(показ образца написания) и букв м, соединенных друг с другом с помощью большого полукруга. Выберите то упражнение, с которым вы справитесь. Выпишите всю строку.
микроитог
- А теперь повторим словарное слово огромный. (5 слайд)
- Спишите слово, вставьте пропущенную букву.
- Проверьте себя. (6 слайд)
- На какой вопрос отвечает слово огромный? Что обозначает? Как подчеркивается? Подчеркните.
5. определение актуальности и практического применения учебного материала.
- Как вы думаете, для чего нужны в речи слова, обозначающие признаки?
- Прочитайте предложение с пропущенными словами и попробуйте догадаться, о ком идёт речь. (7 слайд)
В лесу живёт . . . зверь. Это . . . , . . . , _______ .
- Вам понятно, о каком звере идёт речь?
- А так?
В лесу живёт огромный зверь. Это бурый, косолапый ________. (8, 9 слайд)
- Вот видите, вы сразу догадались. Какие слова помогли нам? Что они обозначают? Слова-признаки уточняют, о каком именно предмете идёт речь.
- Что вы знаете о жизни медведей зимой? А ещё у медведицы в январе рождаются медвежата. В обустроенной берлоге им тепло и уютно, и выйдут они оттуда только в апреле.
6. составление запись словосочетаний.
- А это что за зверь?
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (10 слайд).
- Что вы знаете о жизни ежей зимой?
- Зимой ёж тоже спит. Чтобы избежать зимнего голода и холода, в конце осени ежи устраиваются в теплом гнезде из листьев и засыпают до весны.
- Давайте подберём подходящее по смыслу слово, обозначающее признак предмета. Ёж какой?
- Юля пишет у доски, остальные в тетради. А Ангелина спишет слово ёж с печатного образца.
- Какая орфограмма в слове ёж? Какое проверочное слово? Подчеркните слово, обозначающее признак предмета.
- А это кто вышел на тропинку?
Этот зверь опасный
ходит в шубе красной,
снег разгребает,
мышек хватает? (11 слайд)
- Что вы знаете о жизни лисы зимой?
- Лиса очень хитрая, своим большим хвостом она заметает следы, сбивая со следа охотников. Сама она охотится на зайцев и мышей.
- Давайте подберём подходящее по смыслу слово, обозначающее признак предмета. Лиса какая ?
- Лёша пишет у доски, остальные в тетради. А Ангелина спишет слово лиса с печатного образца.
- Какая орфограмма в слове лиса? Какое проверочное слово? Подчеркните слово, обозначающее признак предмета.
- А это кто?
По полю скачет – ушки прячет.
Встанет столбом – уши торчком. (12 слайд)
- Чем питается заяц зимой? ( Ищет под снегом травку, обгладывает кору деревьев)
- Давайте подберём подходящее по смыслу слово, обозначающее признак предмета. Заяц какой?
- Оля пишет у доски, остальные в тетради. А Ангелина спишет слово «заяц» с печатного образца.
микроитог
- А теперь давайте представим, что мы зайцы и немного отдохнём.
7. физминутка. 13 слайд
«Зайки» Скачут зайки на лужайке.
Вдруг в лесу мелькнула тень.
Зайки спрятались за пень,
На носочки поднялись.
Серый зайка, оглянись:
Не сидит ли под кустом серый волк с большим хвостом?
8. работа над упр. 51.
- А теперь прочитаем текст на доске. (14 слайд)
Чтение цепочкой.
Зима.
Стоит зима. Всюду лежит снег. По ночам трещат морозы. Лёд сковал реку. Вчера была метель, а сегодня светит солнце.
- А теперь прочитайте другой текст.(15 слайд)
Чтение цепочкой.
Зима.
Стоит холодная зима. Всюду лежит глубокий снег. По ночам трещат лютые морозы. Крепкий лёд сковал реку. Вчера была сильная метель, а сегодня светит яркое солнце.
- Какой рассказ вам нравится больше? Почему?
- Слова, обозначающие признаки, делают речь интереснее, богаче, выразительнее.
- Давайте объясним написание слов с подчеркнутыми орфограммами.
Зима, снег, по ночам – какая орфограмма? Какое слово проверочное?
Трещат – какая орфограмма?
Сильная, метель - какая орфограмма?
- Этот рассказ есть в учебниках. Откройте их на странице 109
- Спишите, вставляя пропущенные буквы, 1, 2, 3 предложение. (Пустой 16 слайд)
-А Ангелина спишет с печатного текста 1 предложение, которое мы с ней сейчас ещё раз прочитаем.
Гимнастика для глаз мышц плечевого пояса:
- Оглянитесь: сколько вы видите фигур красного цвета? зеленого? синего? оранжевого?
- Закройте учебники.
- А четвёртое предложение запишем под диктовку, а Данил и Денис спишут это предложение с печатного образца и вставят пропущенную букву.
-Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга с опорой на образец.(17 слайд)
взаимопроверка.
- Поднимите руки, кто выполнил работу без ошибок.
микроитог
- Последнее, пятое предложение, запишете на самоподготовке. Это ваше домашнее задание.
- Теперь давайте найдем в рассказе слова, обозначающие признаки предметов и подчеркнем их. Как подчеркиваются такие слова?
Чтение предложения, нахождение нужного слова, подчеркивание.
9. Дидактическая игра «Поединок знатоков»
- Вы хорошо справились с заданием, нашли в тексте слова, обозначающие признаки предметов. А теперь потренируемся в устном подборе признаков к предмету.
Дети работают в парах: Оля читает слово на карточке, задает вопрос, Лёша подбирает признак.
Оля- Лёша мороз волк
Вика- Данил снег дерево
Ангелина- Нина лес ёж
Владик- Юля сосна небо
10. Подведение итогов. (18 слайд)
Подошёл к концу наш урок. Что нового вы узнали? Какое задание показалось самым интересным? самым трудным? Чья работа на уроке понравилась? Кто был самым активным? Мне очень понравилась работа … . (оценивание)
11. Рефлексия.
- У вас на столе – карточки настроения. Возьмите ручки и напишите букву «я» около того рисунка, который соответствует вашему настроению
|
|
|