Главная страница

Слова, обозначающие признак предмета


Скачать 60.43 Kb.
Название Слова, обозначающие признак предмета
Дата 06.03.2016
Размер 60.43 Kb.
Тип Документы

Тема: Слова, обозначающие признак предмета

Цели: учить находить в устной и письменной речи,

слова, обозначающие признак предмета, формировать умение ставить вопрос к

слову, обозначающему признак предмета, учить подбирать к словам-названиям

предметов названия их признаков, уточнить знания детей о жизни некоторых

животных зимой;

продолжать работу по развитию речи, памяти, мышления;

воспитывать аккуратность, любознательность
Ход урока:

1.Организация класса

Психологический настрой:

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс, обогреет нас, придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях и будет тёплым, нежным, ласковым.

(2 слайд)
2. Формулировка темы и цели урока.

- На какие вопросы отвечают слова светлый, тёплый, нежный, ласковый? Что они обозначают?

- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? О чём мы будем говорить?( варианты детей)

-Итак, сегодня на уроке мы будем учиться подбирать и выделять в устной и письменной речи слова, обозначающие признак предмета и попутешествуем по зимнему лесу, посмотрим, как живётся зимой некоторым его обитателям.

(3 слайд)

3. Проверка домашнего задания.

- На самоподготовке вы выполняли упражнение, в котором нужно было составить словосочетания. Давайте проверим, как вы это сделали. (4 слайд)

лёд (какой?)

снег (какой?)

мороз (какой?)

огромный (что?)

- Какое слово лишнее? Почему? (огромный, потому что слово отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета, а остальные слова обозначают предметы)

4. чистописание.

- Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа.

- Начнём работу с чистописания, поупражняемся в красивом, чистом письме.

- Какая буква пятая по счёту в слове огромный?

- Предлагаю вам выполнить упражнения в написании буквы м: буквы м, соединённые друг с другом с помощью нижнего соединения(показ образца написания) и букв м, соединенных друг с другом с помощью большого полукруга. Выберите то упражнение, с которым вы справитесь. Выпишите всю строку.

микроитог

- А теперь повторим словарное слово огромный. (5 слайд)

- Спишите слово, вставьте пропущенную букву.

- Проверьте себя. (6 слайд)

- На какой вопрос отвечает слово огромный? Что обозначает? Как подчеркивается? Подчеркните.
5. определение актуальности и практического применения учебного материала.

- Как вы думаете, для чего нужны в речи слова, обозначающие признаки?

- Прочитайте предложение с пропущенными словами и попробуйте догадаться, о ком идёт речь. (7 слайд)

В лесу живёт . . . зверь. Это . . . , . . . , _______ .

- Вам понятно, о каком звере идёт речь?

- А так?
В лесу живёт огромный зверь. Это бурый, косолапый ________. (8, 9 слайд)
- Вот видите, вы сразу догадались. Какие слова помогли нам? Что они обозначают? Слова-признаки уточняют, о каком именно предмете идёт речь.
- Что вы знаете о жизни медведей зимой? А ещё у медведицы в январе рождаются медвежата. В обустроенной берлоге им тепло и уютно, и выйдут они оттуда только в апреле.
6. составление запись словосочетаний.

- А это что за зверь?

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (10 слайд).
- Что вы знаете о жизни ежей зимой?

- Зимой ёж тоже спит. Чтобы избежать зимнего голода и холода, в конце осени ежи устраиваются в теплом гнезде из листьев и засыпают до весны.
- Давайте подберём подходящее по смыслу слово, обозначающее признак предмета. Ёж какой?

- Юля пишет у доски, остальные в тетради. А Ангелина спишет слово ёж с печатного образца.
- Какая орфограмма в слове ёж? Какое проверочное слово? Подчеркните слово, обозначающее признак предмета.
- А это кто вышел на тропинку?

Этот зверь опасный

ходит в шубе красной,

снег разгребает,

мышек хватает? (11 слайд)
- Что вы знаете о жизни лисы зимой?

- Лиса очень хитрая, своим большим хвостом она заметает следы, сбивая со следа охотников. Сама она охотится на зайцев и мышей.
- Давайте подберём подходящее по смыслу слово, обозначающее признак предмета. Лиса какая ?

- Лёша пишет у доски, остальные в тетради. А Ангелина спишет слово лиса с печатного образца.

- Какая орфограмма в слове лиса? Какое проверочное слово? Подчеркните слово, обозначающее признак предмета.
- А это кто?

По полю скачет – ушки прячет.

Встанет столбом – уши торчком. (12 слайд)

- Чем питается заяц зимой? ( Ищет под снегом травку, обгладывает кору деревьев)
- Давайте подберём подходящее по смыслу слово, обозначающее признак предмета. Заяц какой?
- Оля пишет у доски, остальные в тетради. А Ангелина спишет слово «заяц» с печатного образца.
микроитог
- А теперь давайте представим, что мы зайцы и немного отдохнём.
7. физминутка. 13 слайд

«Зайки» Скачут зайки на лужайке.

Вдруг в лесу мелькнула тень.

Зайки спрятались за пень,

На носочки поднялись.

Серый зайка, оглянись:

Не сидит ли под кустом серый волк с большим хвостом?
8. работа над упр. 51.

- А теперь прочитаем текст на доске. (14 слайд)

Чтение цепочкой.

Зима.

Стоит зима. Всюду лежит снег. По ночам трещат морозы. Лёд сковал реку. Вчера была метель, а сегодня светит солнце.
- А теперь прочитайте другой текст.(15 слайд)

Чтение цепочкой.

Зима.

Стоит холодная зима. Всюду лежит глубокий снег. По ночам трещат лютые морозы. Крепкий лёд сковал реку. Вчера была сильная метель, а сегодня светит яркое солнце.
- Какой рассказ вам нравится больше? Почему?

- Слова, обозначающие признаки, делают речь интереснее, богаче, выразительнее.
- Давайте объясним написание слов с подчеркнутыми орфограммами.

Зима, снег, по ночам – какая орфограмма? Какое слово проверочное?

Трещат – какая орфограмма?

Сильная, метель - какая орфограмма?
- Этот рассказ есть в учебниках. Откройте их на странице 109

- Спишите, вставляя пропущенные буквы, 1, 2, 3 предложение. (Пустой 16 слайд)

-А Ангелина спишет с печатного текста 1 предложение, которое мы с ней сейчас ещё раз прочитаем.
Гимнастика для глаз мышц плечевого пояса:

- Оглянитесь: сколько вы видите фигур красного цвета? зеленого? синего? оранжевого?
- Закройте учебники.
- А четвёртое предложение запишем под диктовку, а Данил и Денис спишут это предложение с печатного образца и вставят пропущенную букву.
-Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга с опорой на образец.(17 слайд)
взаимопроверка.
- Поднимите руки, кто выполнил работу без ошибок.
микроитог
- Последнее, пятое предложение, запишете на самоподготовке. Это ваше домашнее задание.
- Теперь давайте найдем в рассказе слова, обозначающие признаки предметов и подчеркнем их. Как подчеркиваются такие слова?
Чтение предложения, нахождение нужного слова, подчеркивание.


9. Дидактическая игра «Поединок знатоков»

- Вы хорошо справились с заданием, нашли в тексте слова, обозначающие признаки предметов. А теперь потренируемся в устном подборе признаков к предмету.

Дети работают в парах: Оля читает слово на карточке, задает вопрос, Лёша подбирает признак.

Оля- Лёша мороз волк

Вика- Данил снег дерево

Ангелина- Нина лес ёж

Владик- Юля сосна небо
10. Подведение итогов. (18 слайд)

Подошёл к концу наш урок. Что нового вы узнали? Какое задание показалось самым интересным? самым трудным? Чья работа на уроке понравилась? Кто был самым активным? Мне очень понравилась работа … . (оценивание)
11. Рефлексия.

- У вас на столе – карточки настроения. Возьмите ручки и напишите букву «я» около того рисунка, который соответствует вашему настроению