Главная страница

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?


Скачать 157.44 Kb.
Название Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?
Дата 25.03.2016
Размер 157.44 Kb.
Тип Урок

Конспект урока по русскому языку

2 класс

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

УМК «Школа России»

Учитель

Летунова Екатерина Николаевна

Тема урока

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?»

Предмет

Русский язык

Класс

2

Тип урока

Обобщающий урок

УМК

«Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Русский язык. Учебник.2 класс. – М.: Просвещение, 2013 г.

Цель урока

умений ставить вопросы кто? или что? и разграничивать слова-названия людей, животных и предметов.

создание условий для ознакомления учащихся с одушевленными и неодушевленными предметами, применения имеющихся знаний в практической деятельности;

развитие умения ставить и решать проблему; развитие мышления, речи;

побуждение учащихся к активности, самостоятельности; воспитание умения сотрудничать на уроке.


Задачи урока

Задачи обучения:

обобщить полученные знания, применить их на практике;

формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;

формировать умения различать предмет и слово как его название;

учить детей соотносить вопросы кто? что? и слово – название предмета.

Развивающие задачи:

учить ребят получать удовольствие от процесса творчества, от собственных маленьких открытий;

развивать у учащихся желание больше узнать по предмету.

Задачи воспитания:

воспитывать у учащихся радость от процесса творчества;

воспитывать бережное отношение к обитателям леса, растениям.

Воспитывать познавательный интерес к урокам русского языка;



Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

  1. Организационный момент


II.Проверка домашнего задания


  1. Словарно-орфографическая работа


IV. Изучение нового материала

V. Первичное закрепление

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание

М.: Слово учителя

Громко прозвенел звонок – 
Начинается урок. 
Ваши ушки на макушке, 
Глазки широко раскрыты. 
Слушайте, запоминайте, 
Ни минуты не теряйте! 

Ребята сегодня наш урок русского языка будет необычным, мы отправимся путешествовать в осенний лес. Нас ждет много приключений и интересных заданий, но справится, с этими заданиями нам помогут знания, которые мы с вами приобрели на уроках русского языка.

М.: Беседа

А какие правила поведения в лесу вы знаете?

Именно эти правила нам и помогут сегодня на уроке. Надеюсь, никто не будет отставать, чтобы не заблудиться в лесу.

М.: Слово учителя

Входя в лес нужно быть очень внимательным.

Посмотрите внимательно, здесь какое то дерево, а под ним лежит какое то письмо, на нем написано,

для ребят второго класса, значит оно для Вас. (один из учеников распечатывает конверт , на экране текст письма)

Уважаемые второклассники!

Сегодня в осеннем лесу Вам помогут сказочные герои Лисёнок и Медвежонок. Они очень любопытные и непоседливые зверята Вот и сейчас они сбежали от своих мам и отправились изучать лес. Возьмите пожалуйста маленьких зверят с собой в путешествие.

Ну что ребята возьмем зверят?

А давайте вспомним с вами материал прошлого урока русского языка?

М.: Индивидуальный опрос

Что вы знаете про текст?

Посмотрим внимательно на письмо. Можно ли это письмо, назвать текстом?

Докажите?

Молодец. Какое упражнение вы выполняли дома? Что нужно было в нем сделать?

- Давайте проверим правильность расстановки предложений и послушаем какие заголовки вы придумали.

Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с домашним заданием.

М.: Слово учителя

А мы продолжим с вами путешествие по лесу.

Давайте мы с вами откроем тетрадь по русскому языку и запишем дату нашего путешествия.

А куда подевались наши герои. Чего же они испугались?

М.: анализ наблюдения языкового наблюдения.

Словарный диктант
- Ой, кто это? – спросил Лисёнок.

Боится зверь ветвей моих,

Гнёзд не построит птица в них.

В ветвях – краса и мощь моя.

Скажите быстро: кто же я?

- Кто это, ребята? /олень/

Записываем отгадки и выделяем орфограммы.

- Ой, что это? – спросил Медвежонок.

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

- Что это, ребята? /рябина/

- Ой, кто это? – спросил Лисёнок.

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.

- Кто это, ребята? /дятел/

- А это, что? – спросил Медвежонок.

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

- Что это? /малина/

Маленький, беленький,

По лесочку прыг, прыг,

По снежочку тык, тык.  

Кто это? Заяц

На припеке у пеньков много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,
Разгребаем стебельки-собираем огоньки.
Что это? Земляника

Языковой материал: Олень, рябина, дятел, малина, заяц, земляника.

М.: Слово учителя

Слова пишутся все с комментариями детей и на доске появляются карточки с данными словами, но только с ошибками.

Олень, рибина, дятил, молина, заиц, землиника.

М.: анализ наблюдения языкового наблюдения.

Ребята лисенок тоже постарался и тоже написал все словарные слова вместе с нами, проверьте, справился ли он с этим заданием?

(Ученики находят ошибки и исправляют)

Молодцы! Ведь это словарные слова, написание которых надо запомнить.

М.: Наблюдение над языковым материалом с целью выделения существенных признаков.

Ребята , какой частью речи являются все эти слова?

На полянке два грибочка, на одном вопрос КТО?

А на другом вопрос ЧТО?

Какие из наших слов отвечают на вопрос КТО?

ЧТО?

А как вы определили?

М.: Слово учителя
Вывод: слова которые называют людей и животных отвечают на вопрос – кто? Одушевленные имена существительные. А те что называют предметы, отвечают на вопрос- что? Неодушевленные имена существительные.

Прием: работа над правилом

-Прочитайте правило на стр. 30 и сравните тот вывод, к которому пришли мы, с правилом.

Повторение правила

Ребята посмотрите на дереве сидит мудрая сова и она хочет рассказать нам какую-то очень интересную сказку послушайте внимательно и скажите о каких существительных эта сказка?

М.: Слово учителя

В одном волшебном царстве, которое называется Русский Язык, жили существительные одушевлённые и неодушевлённые. И однажды они стали спорить: кто главнее? Одушевлённые так раскричались, что не заметили, как неодушевлённые существительные ушли из царства. Обрадовались одушевлённые существительные и решили, что они теперь главные. Но не долго длилась их радость. Захотели они поесть, поспать, поиграть, но неодушевлённых существительных не оказалось. Тут-то они поняли, что каждый из них является важным. Пошли они к неодушевлённым прощения просить. С тех пор живут они дружно.

О каких существительных рассказал мудрая сова?

М.: Классификация

-А теперь ребята первого ряда приведут примеры слов, которые отвечают на вопрос - кто? (одушевленных существительных)

-А ребята, которые сидят на втором ряду приведут примеры слова, отвечающие на вопрос – что? (неодушевленных )

Молодцы!

Мы идем с вами по лесной тропинке дальше , посмотрите сколько в осеннем лесу листьев кружатся, а на них написаны слова, которые есть у вас в рабочей тетрадке.

Языковой материал: Рабочая тетрадь С. 41

Работа по Рабочей тетрадке. стр. 41, №61

М.: Классификация

Упражнение выполняется по заданию;

Кудряшки, козлята, телята, песенки, клены, барашек, дубы, грибы, зонтик.

Давайте соберем осенний букет, один букет слова с вопросом – кто?

А другой вопрос – что?

Молодцы красивые букеты у нас получились , давайте мы подарим эти букеты лисенку и медвежонку отпустим их скорей домой, а букеты они подарят своим мамам.

Вот выходим на полянку, и смотрите снова для нас задание

М.: Классификация

Прочитайте стихотворение ( на экране)

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, кино.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмём слова утюг, пенал,

Котёнок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

 Писать, читать, произносить.

Напишите вопросы

-Подчеркните в словах опасные места.
 - Найдите и запишите слова, отвечающие на вопрос кто?

(Котёнок, собака)

 - Слова, отвечающие на вопрос что?

 (Утюг, пенал, конфеты, стол, дождь)

 - Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто?

 - Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что?

(Работа выполняется с комментариями детей)

Физминутка

Ну а теперь немного отдохнем присядем на нашей полянке, расслабимся, закроем глазки.

– Я буду называть слова, если, слово отвечает на вопрос  Кто? – хлопают,  отвечает на вопрос Что? – топают.  (Артист ,город, девочка, карандаш, народ, собака ,ранец, ребята, человек).

Открыли глазки и нам пора, ведь надо успеть скорей вернуться.

А здесь две тропинки, возле одной табличка (1 вариант), а на другой (2 вариант), нам нужно с Вами разделиться на варианты, чтобы пройти по ним.

Для каждого варианта карточка с заданием.

М.: Конструирования

Составить предложения по схемам:

1 вариант - В лесу живут (кто?), (кто?) и (кто?).

2 вариант – В лесу растут (что?), (что?) и что?

М.: Слово учителя

Тропинки наши пересеклись и снова все вместе.

А здесь задание для всего класса.

Прочитайте задание.

М.: Конструирования
Вставь пропущенные слова, задай к ним вопросы Кто? или Что?.
Озаглавьте текст.

Стояла поздняя  _______. ______всё чаще закрывалось дождливыми тучами. Холодный_______  яростно трепал  ____ деревьев. Над полями звучала грустная ______ журавлей. Наступила ненастная ________ .

Слова для справок: осень, солнце, ветер ,ветви, песня, пора.

Прочитаем текст, который у нас получился.

М.: Обобщающая беседа

И снова подул ветер и начался сильный листопад, посмотрите внимательно, у вас под партами спрятаны листочки, а на них вопросы, прочитайте их и продолжите предложения.

Имя существительное это- …., которая обозначает……

Я знаю, какие слова отвечают на вопрос кто? ……, такие предметы называют…………

Я знаю, какие слова отвечают на вопрос что?......., такие предметы называют ……………..

Ветер стих и посмотрите с дерева упали яблоки, поднимите эти яблоки. И если вы легко справлялись со всеми заданиями на уроке, прикрепите свое яблочко на самый верх дерева. Если испытывали небольшие сложности, на нижние веточки, а если совсем было сложно на уроке, допускали много ошибок, то прикрепите свое яблоко под деревом.

Я очень рада, что большая часть яблок, находится на верхних веточках яблони.

Ну и мы с вами возвращаемся в наш класс, мне очень понравилось путешествовать с Вами по лесу. Вы легко справились со всеми заданиями.

Спасибо за урок. Молодцы!

Упр. 34 с.18 («Дидактический материал»)


Здравствуйте

Нельзя шуметь, кричать.

Нельзя отставать, а то можно заблудиться.

мы говорили о тексте, вспоминали, то что мы о нем знаем с 1 класса.

-текст состоит из предложений. Они связаны между собой по смыслу.

предложения письма связаны между собой по смыслу, а значит это текст

Необходимо было расставить предложения по порядку, чтобы получился текст. Озаглавить его и списать

На берегу реки.

По сторонам узкой тропинки теснятся берёзки. Дорожка ведёт к реке. На берегу лесной реки растёт плакучая ива. Ребята часто прибегают к деревцу весной полюбоваться пушистыми почками.

В тетрадке записывают число.

Классная работа.

/запись словарного слова олень/

/запись словарного слова рябина/

/запись словарного слова дятел/

/запись словарного слова малина/

/запись словарного слова заяц/

/запись словарного слова земляника/

Имя существительное

КТО? Олень, дятел, заяц.

ЧТО? Рябина, малина, земляника.

Одни живые, а другие нет.

-слова которые называют людей и животных отвечают на вопрос – кто? а те что называют предметы, отвечают на вопрос- что?

Одушевленных и неодушевленных

Кто? Кошка, птица, улитка, собака и т.д.

Что? Машина, карандаш, гриб, пенал и т.д.

кто? козлята, телята, барашек;

что? кудряшки, песенки, клёны, дубы, грибы, зонтик.

Кто? Котёнок, собака

Что? Утюг, пенал, конфеты, стол, дождь

Слова, отвечающие на вопрос (кто?), обозначают - животных и людей

Слова, отвечающие на вопрос (что?), обозначают - неживые предметы

1 вариант: В лесу живут белки, зайцы и медведи.

2 вариант: В лесу растут грибы, ягоды и деревья.

Осень.

Стояла поздняя осень . Солнце всё чаще закрывалось дождливыми тучами. Холодный ветер яростно трепал  ветви деревьев. Над полями звучала грустная песня журавлей. Наступила ненастная осень .

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.

Я знаю, какие слова отвечают на вопрос кто? корова, лиса, кошка , такие предметы называют одушевленные .

Я знаю, какие слова отвечают на вопрос что? машина, парта, стул, такие предметы называют неодушевленные.



1.Вопросы кто? что?

2.Значение

1.Существенный признак

2.Вопрос

1.Вопрос

2.Значение

1.Вопрос

2.Значение

1.Существенный признак

2.Вопрос