|
Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?
Конспект урока по русскому языку
2 класс
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
УМК «Школа России»
Учитель
|
Летунова Екатерина Николаевна
|
Тема урока
|
Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?»
|
Предмет
|
Русский язык
|
Класс
|
2
|
Тип урока
|
Обобщающий урок
|
УМК
|
«Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Русский язык. Учебник.2 класс. – М.: Просвещение, 2013 г.
|
Цель урока
|
умений ставить вопросы кто? или что? и разграничивать слова-названия людей, животных и предметов.
создание условий для ознакомления учащихся с одушевленными и неодушевленными предметами, применения имеющихся знаний в практической деятельности;
развитие умения ставить и решать проблему; развитие мышления, речи;
побуждение учащихся к активности, самостоятельности; воспитание умения сотрудничать на уроке.
|
Задачи урока
|
Задачи обучения:
обобщить полученные знания, применить их на практике;
формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;
формировать умения различать предмет и слово как его название;
учить детей соотносить вопросы кто? что? и слово – название предмета.
Развивающие задачи:
учить ребят получать удовольствие от процесса творчества, от собственных маленьких открытий;
развивать у учащихся желание больше узнать по предмету.
Задачи воспитания:
воспитывать у учащихся радость от процесса творчества;
воспитывать бережное отношение к обитателям леса, растениям.
Воспитывать познавательный интерес к урокам русского языка;
|
Ход урока
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Примечание
|
Организационный момент
II.Проверка домашнего задания
Словарно-орфографическая работа
IV. Изучение нового материала
V. Первичное закрепление
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
|
М.: Слово учителя
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
Ребята сегодня наш урок русского языка будет необычным, мы отправимся путешествовать в осенний лес. Нас ждет много приключений и интересных заданий, но справится, с этими заданиями нам помогут знания, которые мы с вами приобрели на уроках русского языка.
М.: Беседа
А какие правила поведения в лесу вы знаете?
Именно эти правила нам и помогут сегодня на уроке. Надеюсь, никто не будет отставать, чтобы не заблудиться в лесу.
М.: Слово учителя
Входя в лес нужно быть очень внимательным.
Посмотрите внимательно, здесь какое то дерево, а под ним лежит какое то письмо, на нем написано,
для ребят второго класса, значит оно для Вас. (один из учеников распечатывает конверт , на экране текст письма)
Уважаемые второклассники!
Сегодня в осеннем лесу Вам помогут сказочные герои Лисёнок и Медвежонок. Они очень любопытные и непоседливые зверята Вот и сейчас они сбежали от своих мам и отправились изучать лес. Возьмите пожалуйста маленьких зверят с собой в путешествие.
Ну что ребята возьмем зверят?
А давайте вспомним с вами материал прошлого урока русского языка?
М.: Индивидуальный опрос
Что вы знаете про текст?
Посмотрим внимательно на письмо. Можно ли это письмо, назвать текстом?
Докажите?
Молодец. Какое упражнение вы выполняли дома? Что нужно было в нем сделать?
- Давайте проверим правильность расстановки предложений и послушаем какие заголовки вы придумали.
Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с домашним заданием.
М.: Слово учителя
А мы продолжим с вами путешествие по лесу.
Давайте мы с вами откроем тетрадь по русскому языку и запишем дату нашего путешествия.
А куда подевались наши герои. Чего же они испугались?
М.: анализ наблюдения языкового наблюдения.
Словарный диктант
- Ой, кто это? – спросил Лисёнок.
Боится зверь ветвей моих,
Гнёзд не построит птица в них.
В ветвях – краса и мощь моя.
Скажите быстро: кто же я?
- Кто это, ребята? /олень/
Записываем отгадки и выделяем орфограммы.
- Ой, что это? – спросил Медвежонок.
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют.
- Что это, ребята? /рябина/
- Ой, кто это? – спросил Лисёнок.
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
- Кто это, ребята? /дятел/
- А это, что? – спросил Медвежонок.
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
- Что это? /малина/
Маленький, беленький,
По лесочку прыг, прыг,
По снежочку тык, тык.
Кто это? Заяц
На припеке у пеньков много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,
Разгребаем стебельки-собираем огоньки.
Что это? Земляника
Языковой материал: Олень, рябина, дятел, малина, заяц, земляника.
М.: Слово учителя
Слова пишутся все с комментариями детей и на доске появляются карточки с данными словами, но только с ошибками.
Олень, рибина, дятил, молина, заиц, землиника.
М.: анализ наблюдения языкового наблюдения.
Ребята лисенок тоже постарался и тоже написал все словарные слова вместе с нами, проверьте, справился ли он с этим заданием?
(Ученики находят ошибки и исправляют)
Молодцы! Ведь это словарные слова, написание которых надо запомнить.
М.: Наблюдение над языковым материалом с целью выделения существенных признаков.
Ребята , какой частью речи являются все эти слова?
На полянке два грибочка, на одном вопрос КТО?
А на другом вопрос ЧТО?
Какие из наших слов отвечают на вопрос КТО?
ЧТО?
А как вы определили?
М.: Слово учителя
Вывод: слова которые называют людей и животных отвечают на вопрос – кто? Одушевленные имена существительные. А те что называют предметы, отвечают на вопрос- что? Неодушевленные имена существительные.
Прием: работа над правилом
-Прочитайте правило на стр. 30 и сравните тот вывод, к которому пришли мы, с правилом.
Повторение правила
Ребята посмотрите на дереве сидит мудрая сова и она хочет рассказать нам какую-то очень интересную сказку послушайте внимательно и скажите о каких существительных эта сказка?
М.: Слово учителя
В одном волшебном царстве, которое называется Русский Язык, жили существительные одушевлённые и неодушевлённые. И однажды они стали спорить: кто главнее? Одушевлённые так раскричались, что не заметили, как неодушевлённые существительные ушли из царства. Обрадовались одушевлённые существительные и решили, что они теперь главные. Но не долго длилась их радость. Захотели они поесть, поспать, поиграть, но неодушевлённых существительных не оказалось. Тут-то они поняли, что каждый из них является важным. Пошли они к неодушевлённым прощения просить. С тех пор живут они дружно.
О каких существительных рассказал мудрая сова?
М.: Классификация
-А теперь ребята первого ряда приведут примеры слов, которые отвечают на вопрос - кто? (одушевленных существительных)
-А ребята, которые сидят на втором ряду приведут примеры слова, отвечающие на вопрос – что? (неодушевленных )
Молодцы!
Мы идем с вами по лесной тропинке дальше , посмотрите сколько в осеннем лесу листьев кружатся, а на них написаны слова, которые есть у вас в рабочей тетрадке.
Языковой материал: Рабочая тетрадь С. 41
Работа по Рабочей тетрадке. стр. 41, №61
М.: Классификация
Упражнение выполняется по заданию;
Кудряшки, козлята, телята, песенки, клены, барашек, дубы, грибы, зонтик.
Давайте соберем осенний букет, один букет слова с вопросом – кто?
А другой вопрос – что?
Молодцы красивые букеты у нас получились , давайте мы подарим эти букеты лисенку и медвежонку отпустим их скорей домой, а букеты они подарят своим мамам.
Вот выходим на полянку, и смотрите снова для нас задание
М.: Классификация
Прочитайте стихотворение ( на экране)
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например, собака, стол,
Часы, жираф, кино.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмём слова утюг, пенал,
Котёнок и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.
Напишите вопросы
-Подчеркните в словах опасные места.
- Найдите и запишите слова, отвечающие на вопрос кто?
(Котёнок, собака)
- Слова, отвечающие на вопрос что?
(Утюг, пенал, конфеты, стол, дождь)
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто?
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что?
(Работа выполняется с комментариями детей)
Физминутка
Ну а теперь немного отдохнем присядем на нашей полянке, расслабимся, закроем глазки.
– Я буду называть слова, если, слово отвечает на вопрос Кто? – хлопают, отвечает на вопрос Что? – топают. (Артист ,город, девочка, карандаш, народ, собака ,ранец, ребята, человек).
Открыли глазки и нам пора, ведь надо успеть скорей вернуться.
А здесь две тропинки, возле одной табличка (1 вариант), а на другой (2 вариант), нам нужно с Вами разделиться на варианты, чтобы пройти по ним.
Для каждого варианта карточка с заданием.
М.: Конструирования
Составить предложения по схемам:
1 вариант - В лесу живут (кто?), (кто?) и (кто?).
2 вариант – В лесу растут (что?), (что?) и что?
М.: Слово учителя
Тропинки наши пересеклись и снова все вместе.
А здесь задание для всего класса.
Прочитайте задание.
М.: Конструирования
Вставь пропущенные слова, задай к ним вопросы Кто? или Что?.
Озаглавьте текст.
Стояла поздняя _______. ______всё чаще закрывалось дождливыми тучами. Холодный_______ яростно трепал ____ деревьев. Над полями звучала грустная ______ журавлей. Наступила ненастная ________ .
Слова для справок: осень, солнце, ветер ,ветви, песня, пора.
Прочитаем текст, который у нас получился.
М.: Обобщающая беседа
И снова подул ветер и начался сильный листопад, посмотрите внимательно, у вас под партами спрятаны листочки, а на них вопросы, прочитайте их и продолжите предложения.
Имя существительное это- …., которая обозначает……
Я знаю, какие слова отвечают на вопрос кто? ……, такие предметы называют…………
Я знаю, какие слова отвечают на вопрос что?......., такие предметы называют ……………..
Ветер стих и посмотрите с дерева упали яблоки, поднимите эти яблоки. И если вы легко справлялись со всеми заданиями на уроке, прикрепите свое яблочко на самый верх дерева. Если испытывали небольшие сложности, на нижние веточки, а если совсем было сложно на уроке, допускали много ошибок, то прикрепите свое яблоко под деревом.
Я очень рада, что большая часть яблок, находится на верхних веточках яблони.
Ну и мы с вами возвращаемся в наш класс, мне очень понравилось путешествовать с Вами по лесу. Вы легко справились со всеми заданиями.
Спасибо за урок. Молодцы!
Упр. 34 с.18 («Дидактический материал»)
|
Здравствуйте
Нельзя шуметь, кричать.
Нельзя отставать, а то можно заблудиться.
мы говорили о тексте, вспоминали, то что мы о нем знаем с 1 класса.
-текст состоит из предложений. Они связаны между собой по смыслу.
предложения письма связаны между собой по смыслу, а значит это текст
Необходимо было расставить предложения по порядку, чтобы получился текст. Озаглавить его и списать
На берегу реки.
По сторонам узкой тропинки теснятся берёзки. Дорожка ведёт к реке. На берегу лесной реки растёт плакучая ива. Ребята часто прибегают к деревцу весной полюбоваться пушистыми почками.
В тетрадке записывают число.
Классная работа.
/запись словарного слова олень/
/запись словарного слова рябина/
/запись словарного слова дятел/
/запись словарного слова малина/
/запись словарного слова заяц/
/запись словарного слова земляника/
Имя существительное
КТО? Олень, дятел, заяц.
ЧТО? Рябина, малина, земляника.
Одни живые, а другие нет.
-слова которые называют людей и животных отвечают на вопрос – кто? а те что называют предметы, отвечают на вопрос- что?
Одушевленных и неодушевленных
Кто? Кошка, птица, улитка, собака и т.д.
Что? Машина, карандаш, гриб, пенал и т.д.
кто? козлята, телята, барашек;
что? кудряшки, песенки, клёны, дубы, грибы, зонтик.
Кто? Котёнок, собака
Что? Утюг, пенал, конфеты, стол, дождь
Слова, отвечающие на вопрос (кто?), обозначают - животных и людей
Слова, отвечающие на вопрос (что?), обозначают - неживые предметы
1 вариант: В лесу живут белки, зайцы и медведи.
2 вариант: В лесу растут грибы, ягоды и деревья.
Осень.
Стояла поздняя осень . Солнце всё чаще закрывалось дождливыми тучами. Холодный ветер яростно трепал ветви деревьев. Над полями звучала грустная песня журавлей. Наступила ненастная осень .
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.
Я знаю, какие слова отвечают на вопрос кто? корова, лиса, кошка , такие предметы называют одушевленные .
Я знаю, какие слова отвечают на вопрос что? машина, парта, стул, такие предметы называют неодушевленные.
|
1.Вопросы кто? что?
2.Значение
1.Существенный признак
2.Вопрос
1.Вопрос
2.Значение
1.Вопрос
2.Значение
1.Существенный признак
2.Вопрос
|
|
|
|