Директор лицея Э.В. Елфимова
Рабочая программа
учебного предмета
«Русский язык»
для учащихся 5 –а класса
расширенный уровень
на 2012-2013 уч. год
Составила
Шишкина Л.А.
учитель русского языка
и литературы
Усмань
2012
Пояснительная записка
Предмет «Русский язык» является одним из основных, так как русский язык – государственный язык Российской Федерации, национальный язык русского народа, язык великой русской литературы, язык межнационального общения и один из международных языков.
Расширенное преподавание русского языка – один из составляющих компонентов образовательной программы лицея, востребованный современными реалиями.
Нормативно-правовые документы:
Государственный образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку, 2004; Примерная программа основного образования по русскому языку авторская программа Бабайцевой В.В. по русскому языку для 5 – 9 классов для школ, лицеев, гимназий с углубленным изучением русского языка, 5-9 класс; Программа развития лицея; Образовательная программа лицея.
Цели и задачи, решаемые при реализации данной рабочей программы с учетом особенностей региона, муниципального образования, программы развития лицея, образовательной программы лицея:
изучение системы русского языка и функционирование ее в речи;
развитие устной и письменной речи учащихся в соответствии с нормами русского литературного языка;
-
развитие языкового чутья, воспитания чувства любви к родному языку, интереса к его изучению;
патриотическое, духовное и эстетическое воспитание уч-ся средствами русского языка.
Данная рабочая программа разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта образования (Государственный образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку, 2004).
Данная рабочая программа по русскому языку создана на основе авторской программы Бабайцевой В.В. по русскому языку для 5 – 9 классов для школ, лицеев, гимназий с углубленным изучением русского языка, 5-9 класс («Дрофа», Москва, 2009).
Обоснованность выбора данной программы
Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Данная рабочая программа, прежде всего, отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта, а также дает возможность более детально рассмотреть некоторые разделы языкознания – фонетику, лексику, этимологию.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в программу 5-го класса включены такие темы как «Понятие о стилистике», «Разряды местоимений по значению», «Различные явления омонимии», «Старославянизмы. Условия появления их в русском языке. Синонимические отношения между старославянизмами и русизмами» и некоторые другие.
Принципы, заложенные в данной рабочей программе
Принцип системности обуславливает отбор, интерпретацию и организацию теоретических сведений. При этом система языка рассматривается как совокупность единиц языка, связанных между собой системными отношениями, что облегчает уч-ся усвоение строения и значения языковых единиц.
Принцип изоформизма – наличия общих признаков у единиц разных уровней языковой системы. Реализация этого принципа позволяет использовать одни и те же методы и приемы при изучении разноуровневых языковых единиц.
Принцип интеграции определяют теснейшую связь работы по развитию речи с изучением теории.
Структурно-семантическое направление определяет многоаспектное освещение языковых единиц, учета формы (структуры), смысла (семантики) и функции единиц языка. Триада – форма, семантика и функция – определяет характер построения программы.
Функциональный подход требует учета функций языка при обучении речи, что
обусловило повышенное внимание к тексту, к его комплексному анализу. Это позволяет формировать у уч-ся умение строить собственные тексты разных типов, стилей и жанров.
Принцип историзма позволяет связать прошлое с настоящим, показать связь истории языка с историей общества, объяснить многие фонетические явления и т.д.
Внимание к переходным (спорным) явлениям языка заставляет уч-ся размышлять над живыми языковыми процессами, постоянно происходящими в речи.
Изложенные принципы способствуют развитию мышления уч-ся, их познавательной деятельности. Многие задания сборников задают учебно-исследовательские вопросы, ответы на которые развивают не только мышление, но и речь.
Главная особенность данной программы – не столько расширенное изучение некоторых учебных тем, сколько развитие устной и письменной речи учащихся,
формированию ключевых компетенций, обозначенных в Образовательном стандарте основного общего образования по русскому языку.
При сопоставлении Примерной и авторской программ выявлено, что в авторской программе дополнительно введены следующие темы:
Раздел программы
|
Дидактические единицы для изучения
|
Стилистика
|
Первичные особенности функциональных стилей речи: художественного, научного, публицистического, разговорного.
|
Фонетика
|
- Понятие о фонеме и фонемном ряде.
- Особенности транскрипции на основе фонемного ряда.
|
Лексикология
|
- Понятие об этимологии и этимологическом анализе слов.
- Омонимы и их разновидности: омографы, омофоны, омоформы.
- Паронимы.
|
Фразеология
|
- Историческое происхождение фразеологизмов.
- Крылатые слова и выражения.
|
За счет расширения данных тем, изучение раздела «Морфология» перенесено в программу
6 класса.
В авторской программе и в данной рабочей программе работа над разделами «Речевая культура» и «Культура речи» присутствует в каждой теме курса и на каждом уроке, что позволяет усилить работу над приоритетным направлением в обучении русскому языку: усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе –
формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения.
Ключевые компетенции
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция предполагает освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами литературного языка, обогащение словарного и грамматического строя речи уч-ся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; необходимых знаниях о лингвистике как науке и ученых –русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики языка, владения нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Место предмета
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение русского языка в 5 классе 204 часа (6 часов в неделю).
На расширенное изучение русского языка в 5-А классе по программе Бабайцевой В.В. требуется минимум 7 часов в неделю. Необходимый час добавлен за счет лицейского компонента в соответствии с учебным планом лицея - 238ч. за год.
Общее количество часов
за год
|
Уроков развития речи
|
Контрольных и проверочных работ
|
238
|
32
|
12
|
Формы организации образовательного процесса:
- традиционные уроки;
- уроки развития речи, включая нетрадиционные формы проведения (уроки-этюды, уроки-ассоциации);
- уроки контроля знаний, умений и навыков;
- лингвистический (комплексный) анализ текста;
- элементы исследовательской и проектной деятельности на уроках;
- работа со словарями и справочниками;
- сообщения учащихся на лингвистические темы;
- проверочные работы по пройденным темам и разделам;
-
публичное выступление;
- создание собственных текстов разных типов, стилей и жанров;
- работа в парах и группах;
- самостоятельная работа учащихся.
Технологии обучения
В процессе реализации данной рабочей программы основной упор делается на
личностно ориентированное обучение с
осуществлением проектной, проектно-исследовательской технологией обучения.
Деятельностный подход в обучении поможет одаренным учащимся вплотную приблизиться к самостоятельной исследовательской деятельности при изучении русского языка как неотъемлемой составной части истории страны.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Коммуникативная компетенция реализуется в данной программе главным образом за счет уроков развития речи, где учащиеся анализируют конкретную речевую ситуацию и учатся применять полученные знания на практике, как в устной, так и в письменной форме. Здесь и обучение публичному выступлению, и сообщения на лингвистические темы, и умение построить мини- и макси-текст на различную тему.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция реализуются
- на уроках комплексного анализа текста,
- на уроках изучения нового материала и закрепления изученного через анализ и оценку языковых явлений и фактов, текстов;
- через умение пользоваться различными источниками: лингвистическими словарями, различными справочниками, мультимедийными пособиями и т.п.
- через реализацию проблемного обучения на уроках всех типов (создание проблемной ситуации, исследование различных языковых явлений, их анализ и синтез);
- через знакомство с биографией и научной деятельностью ученых-русистов;
Умение пользоваться данной компетенцией проверяется в ходе проверочных работ различного характера.
Культуроведческая компетенция реализуется, прежде всего, на уроках исследовательской направленности, а также на уроках всех типов через
- рассмотрение языковых явлений через связь истории языка с историей русского народа и народов мира (например, при изучении фразеологии, лексики и т.д.);
- через сопоставление языковых явлений, характерных для русского языка и других мировых языков;
- осознание языка как формы выражения национальной культуры, через анализ текстов признанных классиков русской литературы на всех этапах изучения русского языка;
- восприятие национально-культурной специфики языка через рассмотрение, исследование различных пластов лексики русского языка (историзмы, диалектизмы, сленг и т.д.);
- овладение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения на уроках развития речи;
- умение искать и отбирать нужную информацию в различных печатных и мультимедийных источниках, а также применять ее для решения конкретных практических задач.
Виды и формы контроля (согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения)
- Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя»), с языковым анализом текста, по памяти, комментированный, свободный).
- Комплексный анализ текста.
- Сочинение (по картине, этюд, письмо, отзыв о прочитанном произведении, на лингвистическую тему).
- Изложение (полное и сжатое).
- Тест.
- Устное высказывание на лингвистическую тему.
- Текущий, фронтальный опрос, словарный, графический и буквенный диктанты, тематический контроль, самостоятельные работы, проверочные работы.
В конце учебного года уч-ся сдают экзамен в виде тестовой контрольной работы.
Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года
В конце 5 класса учащиеся согласно установленным требованиям должны
знать:
-
изученные разделы науки о языке;
- смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения;
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, пунктуационные), изученные за год; нормы речевого этикета соответственно возрасту;
уметь:
- объяснять роль языка в жизни человека и общества;
- определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю;
- выполнять фонетический, морфемный, лексический разборы слова.
Используемый учебно-методический комплект
1.Программа для школ, лицеев, гимназий с углубленным изучением русского языка, 5-9 класс, автор Бабайцева В.В. «Дрофа», Москва, 2009.
2.Учебник «Русский язык. Теория. 5-9 классы для учебных заведений с углубленным изучением русского языка». Автор: Бабайцева В.В. «Дрофа», Москва, 2009.
3.Сборник заданий « Русский язык. 5 класс». К учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Авторы: В.В.Бабайцева, А.В.Глазков и др. «Дрофа», Москва, 2009.
4.Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы. 5 класс». Автор: В.В.Бабайцева. «Дрофа», Москва, 2008.
Содержание рабочей программы
Введение. 13+1 РР
Роль языка в жизни общества. Русский язык - один из богатейших языков мира. Понятие о литературном языке. Устная и письменная формы речи. Понятие о стилистике. Понятие о стилях литературного языка
Основные разделы лингвистики.
Основные умения и навыки:
- различать тексты основных стилей речи;
- определять, к какому типу речи принадлежит текст;
- знать основные разделы лингвистики, владеть терминологией.
Грамматика
Морфология. Орфография. 26 +8 РР
Понятие о морфологии и орфографии.
Понятие о частях речи. Знаменательные и служебные части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Наречие. Местоимение. Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица.
Основные умения и навыки:
- различать знаменательные и служебные части речи;
- уметь делать морфологический разбор на уровне изученного материала.
Перечень контрольных мероприятий:
-
диктант с грамматическим заданием;
- сочинение-описание по картине;
- сочинение-этюд;
- обучающее изложение.
Синтаксис. 53 + 14 РР
Понятие о синтаксисе. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены. Словосочетание. Предложения с однородными членами. Предложения с обращениями. Предложения с вводными словами. Сложное предложение. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Предложения с прямой речью. Диалог и монолог. Понятие о тексте. Повествование. Описание. Рассуждение.
Основные умения и навыки:
- различать простые и сложные предложения;
- уметь делать синтаксический разбор предложения и словосочетания;
- уметь различать осложнения в простом предложении (обращения, однородные члены предложения, вводные слова) и ставить знаки препинания при них.
Перечень контрольных мероприятий:
- диктант с грамматическим заданием;
- сочинение-анализ стихотворного текста;
- сочинение-описание картины с описанием природы;
- сочинение-этюд;
- выборочное изложение;
-лингвистический анализ текста.
Основной курс.
Фонетика. Графика. Орфография. 21 + 3 РР
Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса слов. Ударение. Звонкие и глухие согласные. Твердые и мягкие согласные. Значения букв Я,Ю,Е,Ё Значения букв Ъ-Ь в русской графике. Ь после шипящих. Гласные после шипящих. Гласные после Ц.
Основные умения и навыки:
-знать и уметь применять на практике орфографические правила;
-уметь делать полный фонетический анализ.
Перечень контрольных мероприятий:
- диктант с грамматическим заданием (тестирование);
- сочинение-этюд.
Морфемика. Орфография. 34 + 4 РР
Понятие о морфеме. Основа слова и окончание. Корень слова. Приставка и суффикс. Словообразование. Словообразовательные цепочки. Исторические изменения в составе слова. Чередование звуков в корне слова.
Правописание корней и приставок.
Морфемные написания. Правописание безударных гласных в корне. Правописание корней с чередованием гласных О-А; Е-И. Правописание согласных и гласных в приставках. Приставки, оканчивающиеся на З (С). Правописание приставок ПРИ-, ПРЕ-.
Основные умения и навыки:
- уметь применять полученные знания по орфографии на практике;
- различать корни с проверяемыми гласными от корней с чередованием;
- уметь делать полный морфемный и словообразовательный разборы;
- определять способы образования слов.
Перечень контрольных мероприятий:
- тестовая контрольная работа;
- буквенные диктанты;
- обучающее изложение.
Лексикология. 11 + 7 РР
Понятие о слове. Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Понятие об этимологии. Устаревшие слова (архаизмы, историзмы). Неологизмы. Заимствованные слова. Старославянизмы.
Фразеология. 5 + 6 РР
Фразеологизмы. Пословицы и поговорки. Крылатые слова и выражения.
Основные умения и навыки:
- строить рассуждение на грамматические темы;
- знать значения и происхождение известных фразеологизмов;
- различать и находить в тексте синонимы, омонимы, паронимы;
- ориентироваться в изобразительно-выразительных средствах языка на уровне программы 5 класса.
Перечень контрольных мероприятий:
- диктант с грамматическим заданием;
- свободный диктант;
- обучающее
изложение текста публицистического характера;
- публичное выступление о произведении народного промысла.
Учебно-тематический план
Наименование темы и раздела
|
Общее количество часов
|
Количество часов на уроки развития речи
|
Количество часов на контрольные работы
|
1. Русский язык – один из богатейших языков мира.
|
1
|
-
|
-
|
2. Повторение изученного в начальной школе.
|
12
|
-
|
1
|
3. 3.Грамматика. Морфология. Орфография.
|
34
|
6
|
2
|
4.Синтаксис
|
68
|
13
|
3
|
5.Фонетика. Графика. Орфография
|
21
|
1
|
2
|
6.Морфемика. Орфография.
|
43
|
4
|
1
|
7. Лексикология.
|
18
|
7
|
-
|
8. Фразеология.
|
11
|
7
|
2
|
9. Повторение изученного за год
|
29
|
2
|
1
|
ИТОГО ЗА ГОД
|
238
|
40
|
12
|
Требования к учащимся в конце 5 класса
К концу 5-го класса учащиеся должны
знать:
- изученные разделы науки о языке;
- смысл понятий речь устная и письменная; сфера и ситуация речевого общения;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, пунктуационные), изученные за год; нормы речевого этикета соответственно возрасту;
уметь:
- различать самостоятельные части речи (имя существительное, глагол, прилагательное, наречие)
- находить орфограммы в соответствии с изученными правилами;
- различать лексические и функциональные омонимы с учетом значения и синтаксической функции слова;
- использовать языковые средства, устраняя разнообразный повтор слов в тексте;
- производить фонетический и морфемный анализ изученных частей речи;
- строить тексты разных типов речи, учитывая при их
создании роль изученных частей речи;
- анализировать и создавать тексты изученных стилей;
- соблюдать нормы речевого этикета соответственно возрасту.
.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- адекватно понимать информацию устного сообщения;
- читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, план);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
- владеть основами разного вида монолога (повествование, описание, рассуждение,);
- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета)
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- извлекать информацию из различных источников; первичные навыки пользования лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе представленной в электронном виде на различных носителях.
Литература и средства обучения
Печатные пособия
- Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Автор: В.В.Бабайцева. «Дрофа», Москва, 2008
- Сборник заданий « Русский язык. 6-7 классы». К учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык.
- Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6 класса.
- Учебник «Русский язык. Теория. 5-9 классы для учебных заведений с углубленным изучением русского языка». Автор: Бабайцева В.В. «Дрофа», Москва, 2009.
- Шклярова Т.В. Пособия «Найди ошибку!», «Подбери слово!», «Вставь букву!»
Теория. 5-9 классы». Авторы: В.В.Бабайцева, А.В.Глазков и др. «Дрофа», Москва, 2009
Мультимедийные пособия
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета».
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка».
Дополнительная литература для учащихся
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. Секреты пунктуации.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003.
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985.
Ушаков Д.Н. Крючков С.Е. Орфографический словарь. М., 2005.
Литература для учителя
Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку.
Концепция модернизации Российского образования.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».
Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.