Слайд № 4 Историческая справка: "По распоряжению Петра I поручик Мизгирев с отрядом казаков в 1714 году прибыл в Минусинский уезд для охраны Соленого озера. Вначале были построены казарма и караульное помещение с северной стороны озера, а затем,
спустя несколько лет, заселили и обосновали поселок Форпост
. Слайд № 5 Словарь "Брокгауз и Эфрон": о минусинских татарах, называемых ныне хакасами
: "...тюркские племена, кочующие в Минусинском округе Енисейской губернии по обоим берегам Абакана, в углу, образуемом с запада Кузнецкими горами, а с юга Саянским хребтом... занимаются скотоводством, земледелием и звероловством. Хотя все (они) христиане, но шаманы пользуются у них все еще большим уважением. Среди их поселений много каменных баб с монгольским типом... почитают их как своих предков, мажут им рот маслом и сметаной. По их представлениям на небе в большой юрте живет Бог, на земле летают духи огня, воды, горы и животных, а под
землей живет черт Эрлик-хан, принимающий у себя шаманов и их последователей. При погребении умершего, с ним кладутся жизненные припасы, узда, седло и аркан. Шаманы поют свои молитвы ямбическими стихами и через каждые четыре стиха бьют в бубен от четырех до шестнадцати раз: бубны снабжены рисунком, изображающим вселенную, разделенную тремя чертами, т. е. землю, надзвездный мир и преисподнюю... Одно из самых живописных мест на Земле, (
слайд № 7) называемое в древних книжках и на сайтах тысячелетней давности Сибирью, накрыл вечер. Саяны в закатном свете казались розовыми, от Енисея веяло прохладой, и пышная растительность услаждала глаз. В такие минуты кажется: так было тысячелетия до нас и будет всегда. Люди, населявшие Хакасско-Минусинскую котловину, прошли долгий путь: от палеолита до создания своей собственной культуры. Памятники этой культуры до сих пор стоят в хакасских степях.
Слайды степи со стелами № 8- 9-10 Минусинская котловина с трех сторон - запада, юга и востока - огорожена таежными горами, горной тайгой. А в этом пространстве - степные сопки, покрытые степным травостоем и уставленные стелами высотой до трех, а то и до пяти метров. . Они одновременно и дикие и смотрятся как произведение рук человеческих и воспринимаются как грандиозное произведение искусства Чем-то былинным, величественным веет от этих сопок. Вот уж воистину эпический, сказочный ландшафт, от которого веет тайной, который навевает глубокие чувства и светлые мысли. Это Хакасия. И вот надо, чтобы не было никакой тайны, все раскопать и расковырять. Ну как же, интересно. Подобно тому, как ребенок ломает красивую игрушку, чтобы посмотреть: а что там внутри? На самом же деле это древние могилы, захоронения. На некоторых этих "стелах"
сохранились высеченные знаки, изображения, письмена...
Слайды 11-12-
й Девушка в хакасском костюме: По хакасской легенде, здесь сражались богатыри. Они кидали друг в друга с возвышенности на возвышенность, с сопки на сопку эти продолговатые заостренные камни, камни втыкались в землю, да так вот и торчат до сих пор. Ужасное впечатление производят раскопанные, расковырянные захоронения. Словно гигантские свиньи прошли по степным былинным холмам, все взрыли в поисках корма. Но результаты раскопок не обильны и не богаты. Скифского золота тут нет. Останки костей (покойников сжигали), да иногда черепки. Чаще всего бараньи косточки, ребрышки, несколько бляшек от сбруи.
Ученик в хакасском костюме: Слайды №13 Отрывок из эпической поэмы "Алтын Чюс" (хакасская «Илиада») Это было, когда начиналось начало,
Когда наша матерь-земля возникала.
Вершины, белея снегами, вздымались,
Слайд 14
И прочно стояли, и не колебались.
Ручьи водопадами ниспадали,
Слайд 15
Ущелья и русла себе пробивали.
По гладким равнинам они разбегались,
В широкие реки они превращались.
Превращались они в полноводные реки.
Украшеньем земли становились навеки.
Среди
черной земли создавая узоры,
По низким местам возникали озера.
Слайд16 Но черной недолго земля оставалась,
Повсюду трава из нее пробивалась.
Слайд 17
Листвою зеленой и хвоей блистая,
Холмы одевала трава молодая.
Открылись для жизни широкие двери,
Цветами покрылись гранитные глыбы.
Слайд 18
В тайге обитают различные звери.
В озерах и реках блаженствуют рыбы.
А степи привольные и зеленые
Стадами пасущимися заполнены.
Кони осторожные там пасутся,
Коровы там медленно бродят.
Овцы бесчисленные снуют,
Все они пищу себе находят.
А за просторами белого моря
Великое множество людей обитают.
Такое множество там народа,
Слайд № 19
Что даже жилья для всех не хватает.
Юрта юрты там боками касается,
Всю прибрежную землю они занимают,
Прохожие в тесноте толкаются,
Друг за друга одеждами задевают.
Локтями,
боками или одеждами
Человек задевает за человека. А посреди аала стоит белоснежная
Слайд № 20
Дворцовая юрта хана-бека. Таково было представление древних хакасов об устройстве мира. Много пословиц, толкований снов, загадок, сказок есть у хакасского народа. Сказка «Два брата»
Автор: Жили-были два брата: один бедный, другой богатый. Однажды пришел богатый брат к бедному и говорит:
Богатый: - Иди ко мне работать. Как отработаешь день от солнца до солнца, так мешок хлеба получишь.
Бедный: - Ладно. Проработаю день от зари до зари и приду плату получать.
(Производит действия и идет к брату)
Бедный: - День кончился. Плати.
Богатый: - Нет, день еще не кончился. У солнца младший брат есть, видишь, на небе светит? Вот когда месяц зайдет, приходи.
Бедный: Проработал я всю ночь. Пока солнце не взошло, схожу я
домой, возьму мешок с распоротым дном и внизу к нему второй мешок подставлю.
(Приходит к богатому брату.)
Богатый: - Постой-ка... Да ведь у тебя, кажется, два мешка?
Бедный: - Если у солнца есть младший брат, так почему бы мешку младшего брата не иметь?
Автор: Делать нечего. Пришлось богатому два мешка зерна отдать – перехитрил его бедный брат. Есть у хакасского народа и легенды, и одна из них – легенда о Салбыкском кургане.
Слайд № 21 - 29 Презентация и легенда о Салбыкском кургане. (В приложении 2) Большой Салбыкский курган, (
слайд 30),
расположенный в так называемой Долине Царей, один из самых величественных и загадочных памятников древней Южной Сибири, своего рода апофеоз строительства в Древней Хакасии, в степях, окруженных загадками и манящих скрытыми в них тайнами. На плитах Большого Салбыкского кургана по линиям значимых астрономических направлений, обнаружены знаки в виде кругов, полумесяцев, линий и других фигур, показаны моменты движения Солнца и Луны по “дуге”. Выявлено, что солнечные направления связаны в основном с вертикально установленными плитами, а лунные – с горизонтальными. Зафиксирована определенная значимость цветного спектра при сооружении ограды из каменных плит от светлых к темным тонам и наоборот. В 6 км от кургана находятся так называемые Салбыкские ворота
(слайд 31), являющиеся своеобразным пантеоном тагарских царей, которые представляют собой две вертикально установленные каменные плиты - менгиры, строго ориентированные по сторонам света. Узкими
гранями они обращены на восток и на запад, а плоскими - на север и юг. Исходя из представлений народов Сибири о смерти и потустороннем мире, эти ворота должны указывать направление для душ умерших царей. Древние поверья гласят, что души умерших расходились по двум дорогам. Вход в нижний мир находился в стороне заката, а в верхний небесный мир уходила дорога в сторону солнечного восхода. Поэтому и ворота в долину, и в Большой Салбыкский курган обращены на восток, навстречу восходящему солнцу. Однако Большой Салбыкский курган являлся не только древним храмом и астрономической обсерваторией. В результате исследований было выявлено, что Салбыкские ворота находятся на месте тектонического разлома
(слайд 32). Южная прямоугольная плита имеет положительный заряд (“мужской камень”), а северная округлая – отрицательный заряд (“женское начало”). На нем имеются тамги и овальное углубление от многочисленных прикосновений рук, приходящих сюда в древности для лечения людей. Это свидетельствует о том, что менгиры обладали исцеляющей силой, которую давала двухполюсная биолокационная аномалия, корректирующая нарушенное болезнью биополе человека.
Слайд № 33. Нет народа, который не хранил бы памяти о своем прошлом. Мы,
проживая на территории древнего народа, тоже должны знать его историю, его культуру. Мы должны чтить и уважать ту землю, которая стала для нас Родиной. И эту землю охранять и беречь предстоит нам, всем живущим в Республике Хакасия. А населяют нашу республику не только хакасы, красивый, свободолюбивый, трудолюбивый, своеобразный и яркий народ, но и народы других национальностей: русские, украинцы, немцы, татары и др
. (слайд №34)