|
Беседа «Кто живет в воде»
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по экологическому воспитанию «Кто живет в воде»
Природное окружение и экологическое воспитание.
Тема: Беседа «Кто живет в воде».
Задачи:
Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность в жизни именно в водной среде.
Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.
Индивидуально учить правильно и кратко описывать водных животных Сережу П., Даню К., Андрея П.
Подвижная игра: «Мы – водные животные». Цель: закрепить знания детей о водных животных, имитировать их движения.
Материал: Картинки с изображениями речных животных: рыб (ерш, карась, щука, лягушки, бобра, рака.
Панно с изображением подводного мира, картинки с изображениями водных животных.
Предварительная работа: Наблюдение за рыбками в аквариуме, экскурсия к водоему, наблюдение за лягушкой, раком.
Ход
Показываю детям глобус:
В. - Сколько здесь голубого цвета!
- Что изображено голубым цветом? (Ответы детей)
Правильно - это океаны, моря, реки - голубым цветом на картах изображают воду.
- Известно, что живые существа впервые появились в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты.
- Кто всю жизнь проводит в воде? (Ответы детей)
Правильно! - рыбы всю жизнь проводят в воде.
Недаром говорят: «Рыбы – дети воды». Они живут в соленой и пресной воде. Рыб в мире огромное количество.
А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в подводный мир реки (прикрепляю панно подводного мира реки) .
Посмотреть на реку –
И кажется, в ней нет малявок, ни окуней
Только бежит голубая вода
Петляя по лугу, незнамо куда
Но если по глубже в нее заглянуть
С маской и трубкой тихонько нырнуть
Сразу увидишь, что это не так
Вот под корягою прячется рак
Налим под колоду забрался
А эта огромная щука
Плывет как ракета!
У кручи подмытой
На дне хрящеватой
Лещ отдыхает, стоит как лопата
В затоне лени копошатся в грязи
На солнце сверкают боками язи
Стайка плотвы шевелит камыши,
Мелькают густерки, ельцы и ерши.
Река ведь не просто течет и течет,
Она интересною жизнью живет!
По ходу чтения стихов дети прикрепляют картинки обитателей на панно. Ребенок, прикрепляя соответствующую картинку, рассказывает, кто на ней изображен и выражает свое отношение к животному через движение, мимику.
Рак: Я – рак. Ползаю по дну и пячусь назад, шевелю клешнями, ем, что попадает, прячусь в норы под коряш.
Ерш: Я чем-то напоминаю ежа: такой же колючий. Я очень живуч, бросишь меня на лед – замерзну а в тепле оттаю и поплыву!
Карась: Я – карась, очень неприхотлив, могу жить в стоячей воде. Ем все подряд. Когда – то на Востоке нас, карасей держали в вазах с водой для украшения дома.
Щука: Меня рыбки прозвали речным волком. Я нападаю на маленьких рыбешек и на крупных, если голодна, могу утащить на дно щенка или утенка. Но ведь меня зовут речным санитаром. Ведь я в первую очередь нападаю на больных рыб и тем самым очищаю водоемы, не даю распространятся болезням.
Лягушка: Раньше мы были икрою, ква-ква,
А теперь мы все герои, ать-два,
Головястиками были, ква-ква
Дружно хвостиками били, ать-два
А теперь мы лягушата, ква-ква
Прыгай с берега, ребята, ать-два
И с хвостом и без хвоста
Жить на свете красота!
Игра «Мы – водные животные»
В. - Мы лягушки. Ребята, хотите быть лягушками? Представьте, что вы – красивые речные лягушки (Дети вместе с «лягушкой» играют, имитируют ее движения, плавают в воде, выпрыгивают на берег. Проголодались – поймали комарика. А чтобы нас он не заметил, замрем, не будем двигаться – присядем, высунем язычок, которым и поймаем комара. Поймали, съели и опять поплыли.
Мы – стайка рыбок.
Плавают рыбешки в нашей речке чистой.
Плавают рыбешки быстро, быстро, быстро!
Рыбки – рыбешки все хороши:
Папы, и мамы и малыши!
Детки рыбешки на больших похожи
Плавают как папы, тоже, тоже, тоже!
Рыбки гуляют только в воде
И не гуляют больше ни где!
(Дети вместе с «рыбой» плавают имитируя ее движения. Плаваем молча ведь рыбы молчат. Мы рыбки маленькие, нас может догнать и съесть большая щука.
Вот она плывет к нам – воспитатель изображает щуку. Рыбки быстро уплывают, щука старается поймать кого-нибудь.
Мы – чайки. Раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу – рыбу. Увидели рыбу, спустились к воде (наклонились, поймали рыбу и улетели на берег, чтобы ее съесть) .
Мы – улитки. Высовываем рожки (пальцы рук) и медленно ползем по месту водного растения.
А теперь пройдемся как гуси, переваливаясь с одной ноги на другую. Мы спешим к речке, будем там плавать. Поплавали в реке, вышли на берег, отряхнулись, наши перышки не намокли, они остались сухими.
Работа с дидактическими карточками.
В. – Дети, мы сегодня узнали много интересного о водных жителях. Жители подводного царства даже не представляют, как это можно жить, когда нет воды. Они хорошо приспособились жить именно в воде, нужны ли друг другу растения и животные водоема?
Предложить детям набор карточек с изображениями различных животных и рисунок водоема: «Водные жители заблудились и никак не могут найти свою реку, а ребята могут им помочь.
Задание детям: выбрать из предложенного набора карточек водных жильцов и поместить на рисунок водоема. По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде. (Ответы детей)
В. «Ребята, мы знаем, что на нашей планете очень много воды. Но мы должны относиться к воде бережно не оставлять без надобности открытые краны, не загрязнять водоемы. Без воды не могут обходиться ни растения, ни животные, ни человек. Будем беречь воду, наши водоемы! »
Итог. Мы сегодня узнали много интересного о животных водоема. Я вам предлагаю нарисовать то животное, которое больше понравилось и мы сделаем выставку рисунков.
|
|
|