Главная страница

«Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай сделать- и я пойму»


Скачать 144.65 Kb.
Название «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай сделать- и я пойму»
Дата 10.03.2016
Размер 144.65 Kb.
Тип Документы

Формирование познавательных мотивов у младших школьников на уроках английского языка с использованием игрового материала (в рамках реализации ФГОС)

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать- и я пойму».

Введение в практику работы школ нового стандарта начального общего образования означает, что нынешние ученики начальной школы за четыре года обучения должны не только приобрести сумму знаний и умений по иностранному языку, но и овладеть умениями учиться, организовывать свою деятельность, стать обладателями определённых личностных характеристик.

ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий УУД (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных). 
Личностные УУД выражаются в нравственно-этических ориентировках школьников, оценке ситуации с позиции различных людей и персонажей учебника. В учебном процессе главные герои УМК представлены в ситуациях, которые позволяют обсуждать такие вопросы, как любовь к своей семье и окружающему миру, трудолюбие, уважение к родителям и ко взрослым, забота о старших и младших, отношение к учебе, интерес к творчеству. 
Познавательные УУД включают выделение и формулирование познавательной цели. Важно не просто освоить системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а приобрести способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Действия по поиску и выделению необходимой информации тренируются на нескольких уровнях. 
Коммуникативные УУД формируются в ходе игровых упражнений, в которых важно учитывать мнение и позицию партнеров по общению, а также в коммуникативных упражнениях учебников, в которых требуется адекватно передать информацию, сотрудничать с учителем и сверстниками. 
Регулятивные УУД ориентированы на овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение под руководством учителя. 

Для обучения и всестороннего развития школьников можно использовать разные современные педагогические технологии: исследовательскую деятельность учащихся, информационно - коммуникационные, проектный метод, технологию обучения в сотрудничестве или групповую работу и т.д.

Главная идея этих технологий - изменить сам подход к процессу обучения и отношение к ученику. Сейчас не учитель, а ученик является центральной фигурой урока, главной становится его познавательная деятельность, его самостоятельное приобретение и применение полученных знаний, а основными формами работы становятся совместные рассуждения, дискуссии, исследования. Ученики сами формулируют и ставят цель урока, обсуждают план деятельности, обязательно выделяют главное, самостоятельно находят способы решения возникающих перед ними вопросов, обобщают и делают выводы. Деятельность учителя должна быть направлена на отбор и содержание материала, организацию обучения.

Цель урока должна соответствовать реальным жизненным задачам: хочу открыть новые знания.., хочу научиться.., хочу запомнить… Цель обучения обязательно должна соотноситься с конечным результатом деятельности учащихся.

Содержание урока должно быть понятно учащимся. Почему ученик не говорит на английском языке на уроке? Проблема иногда заключается не в том, что у него небогатый словарный запас, и не в том, что он не умеет построить фразу на иностранном языке, а в том, что данная тема ему непонятна или ему просто нечего сообщить по ней, т.к. иногда он даже по-русски не знает о чём сказать, поскольку уровень владения учащимся своим родным языком крайне низок.

Современные УМК по английскому языку предлагают интересные, актуальные темы, имеющие жизненный смысл для обучающихся. Для того, чтобы учебный материал положительно влиял на развитие мотивов познавательной деятельности, он должен отвечать следующим требованиям:                                                                                                                                    * соответствие потребностям ученика в тренировке памяти, мышления, воображения
*доступность, т.е .опора на знания и жизненный опыт
* информационная насыщенность и сложность, которые требуют работы по осмыслению и усвоению учебного материала
* ценностная значимость материала.

Эти требования соотносятся с дидактическими принципами развивающего обучения, доступности, научности и связи с жизнью. Таким образом, содержание каждого урока и темы должно быть мотивировано и направлено на решение серьёзных проблем познания явлений и объектов окружающего мира. Только в этом случае у школьников будет создаваться перспектива на дальнейшее изучение знакомых явлений, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности.

Изучение каждой темы осуществляется через мотивационный, операционный и рефлексивный этапы. На мотивационном этапе школьникам необходимо осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно им придётся изучить и освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы. На операционном этапе учащиеся усваивают содержание темы, овладевают учебными действиями и операциями. Рефлексивный этап - итоговый, где ученики анализируют собственную учебную деятельность, оценивают её, сопоставляют результаты с поставленными учебными задачами. Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека: самостоятельности, предприимчивости, конкурентоспособности.

Самостоятельность проявляется в том, что не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности. Предприимчивость формируется, когда ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их. Конкурентоспособность – это умение ученика делать что-то лучше других, действовать в любых ситуациях более эффективно.

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче

Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей учителя является повышение мотивации к изучению английского языка. 
В наши дни учителя пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции учащихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых технологий. 
Причина столь повышенного в настоящее время интереса к различного рода играм - это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения. Следует также отметить, что при сохранении достаточно высокой мотивации возникает снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Данное явление происходит в связи с тем, что учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий. 

Повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности - один из актуальных вопросов дидактики. Реальным способом поддержания познавательных мотивов является «включение деятельности по овладению иностранным языком в деятельность, имеющую для учащихся определенный личностный смысл (игра, общение, труд, познание)». 
Мотивация определяет значимость того, что познается и усваивается обучающимися, их отношение к учебной деятельности и ее результатам. 

Особенность иностранного языка как предмета заключается в том, что учебная деятельность подразумевает иноязычную речевую деятельность, то есть деятельность общения, в процессе которой формируются, помимо знаний, иноязычные речевые умения. 
Познавательные мотивы обучающихся, содержащиеся в самой учебной деятельности, придают этой деятельности личностный смысл. Источником познавательных мотивов является осознанная познавательная потребность обучающихся. Реальные потребности изучающих иностранный язык связаны с желанием общаться на этом языке, выражать свое мнение, пользоваться языком устно и письменно, владеть им. Последнее приводит к необходимости продуманного подбора средств и приемов обучения иноязычной речевой деятельности для поддержания мотивации. В этой связи использование игровых приемов обучения иноязычному общению приобретает особую значимость. 

Для успешного формирования мотивов познавательной деятельности зачастую используются игровые приемы.

Привлечение игры как приема обучения - это действенный инструмент управления учебной деятельностью (деятельностью по овладению иноязычным общением), активизирующий мыслительную деятельность обучающихся, позволяющий сделать учебный процесс захватывающим и интересным. 

Игра - мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться. 
Любая игра предполагает определенную цель, знание правил, а также элемент удовольствия. 
Учебная игра - это особо организованное задание, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Положительным является тот факт, что при этом ученик говорит на иностранном языке, следовательно, игровой метод таит в себе большие обучающие возможности. Игра для учащихся - это, прежде всего, увлекательное занятие. 

Эффективной работе на уроке английского языка способствуют ролевые игры, моделирующие реальные жизненные ситуации. Игра направлена не только на формирование предметных результатов, идёт процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Несомненна ценность использования ИКТ на уроках, что обеспечивает и высокую мотивацию, и возможность самостоятельной работы и самоконтроля, и творческую деятельность учащихся. 

При введении новых стандартов НОО немаловажным является привлечение учащихся к оценке ответа товарища на протяжении всего урока, что в свою очередь также содержит в себе игровой элемент. Это приучает детей слушать друг друга, анализировать ситуацию, использовать уже имеющиеся знания на практике. 
Уже в начальной школе можно приучать детей обмениваться работами для проверки, задав четкие критерии оценивания, при этом учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию. Необходимо поддерживать в учащихся чувство успеха, самая маленькая победа должна быть замечена и оценена. 
Кроме того, необходимо учитывать возрастную специфику, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и ученика к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания деятельности. 

Существуют так называемые «способы стимулирования творческих способностей» учащихся:

  • Обеспечение благоприятной атмосферы

  • Доброжелательность со стороны учителя

  • Поощрение высказывания оригинальных идей

  • Использование личного примера творческого подхода к решению коммуникативных задач

  • Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Урок по своей сути является основной организационной формой обучения в школе. А урок ИЯ имеет свою специфику, т.к., в отличии от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В настоящее время глобальной целью овладения ИЯ считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель, в свою очередь, достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации.

Говоря о способах повышения мотивации учащихся при обучении ИЯ, хочется заметить, что в методической копилке каждого учителя есть такие приемы, которые позволяют ему всесторонне формировать личность младшего школьника, значительно повышать результативность и интерес к изучению ИЯ. Хотелось бы сказать о нескольких приемах, применение которых делает процесс изучения ИЯ более эффективным.

  1. Игровые приемы: особенно эффективны на младшей ступени обучения. Существуют различные подходы к классификации игр на занятиях иностранного языка. Все существующие классификации очень условны. 
    Многие методисты подразделяют учебные игры на: 

  • Языковые (отработка языкового материала на уровне грамматики и лексики)

  • Коммуникативные (ролевые игры на заданную тему)

  • Грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию языковых навыков.

  • Творческие игры, способствующие дальнейшему развитию речевых навыков и умений дают возможность проявить самостоятельность в игре.

Таким образом, учебная игра является одним из способов организации учебно-познавательной деятельности. Применение игр в обучении - не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом. Будучи введенной в систему традиционного обучения, игра позволяет использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности.

  1. Музыкальная деятельность: использование на уроках музыкальных физкультурных пауз, песен активизирует эмоциональное и умственное развитие младших школьников, что, в свою очередь, способствует повышению интереса к предмету.




  1. Применение технологии критического мышления предполагает использование на уроках следующих приемов: «верные и неверные утверждения», «перепутанные логические цепочки», «ключевые термины».

Примеры некоторых языковых игр.

Фонетические игры.

«Слышу-не слышу».

Цель: формирование навыков фонематического слуха.

Ход: учащиеся делятся на команды. Учитель произносит слова. Если он произносит слово, в котором есть определенный гласный / согласный звук, ученики поднимают левую руку. Если звук отсутствует, поднимают правую руку.

Орфографические игры.

«Дежурная буква».

Цель: формирование навыка осознания места буквы в слове.

Ход: ученикам раздаются карточки, предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте. Время выполнения 3-5 минут.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ. 
Цели: 
- познакомить учащихся с новыми словами и их сочетаниями; 
- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; 
- активизировать речемыслительную деятельность учащихся; 
- развивать речевую реакцию учащихся. 

1. «Найди пару» 
2. «Опиши картинку» 
3. «Кто есть кто» 
4. Упражнения по транскрипции 
5. Ребусы 
6. «Найди ошибку» 
7. Найди начало и конец слова 
8. Составь предложения по таблице 
9. Заполни пропуски 
10. Кроссворд 
11. Цифры. 
Цель: повторение количественных числительных. 
Ход игры: образуются две команды. Справа и слева записывается вразброску одинаковое количество цифр. Учитель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием. 
12.Числительные. 
Цель: закрепление количественных и порядковых числительных. 
Ход игры: образуется две команды. Учитель называет порядковое или количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая – последующее (соответственно порядковое или количественное числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков. 
13.Цвета 
Цель: закрепление лексики по пройденным темам. 
Ход игры: ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета. 

Грамматические игры.

Цели:

- научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих

определенные грамматические трудности;

- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого

образца;

- развить речевую творческую активность учащихся.
1. Всем ученикам раздаются карточки с глаголами «have», «has», «is», «are». Учитель называет подлежащее (например «a table», «two girls»), а дети поднимают карточку со сказуемым в нужной форме.

2. Определение предложения с ошибкой. Учитель произносит 3 предложения, в одном из них ошибка. Ученики поднимают карточку с номером неправильного предложения.

3. «Изображение действий». Ученик изображает действия при помощи мимики или пантомимы. Остальные комментируют его действия на ИЯ.

Таким образом, педагогический потенциал любой игры состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц, создавать атмосферу соперничества и сотрудничества в ходе выполнения того или иного упражнения. 

Очевидно, что использование игры на уроках иностранного языка имеет значение для приобретения новых представлений или формирования новых умений и навыков. Игра имеет большое значение для развития мотивационно-потребностной сферы учащегося. Использование различных игровых приемов на уроке также способствует формированию дружного коллектива в классе, так как каждый ученик в игре имеет возможность взглянуть на себя и своих товарищей со стороны. 

«Чтобы понять ребёнка, надо не опуститься, а подняться до его уровня, нужно расти вместе с ним, научиться открывать каждый раз мир заново. В этом заключается секрет работы учителя – секрет его молодости».

Список литературы:

1. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранному языку / Иностр. яз. в шк. – 1989. - №4. – С. 34-39.

2 Питюков В.Ю. Что такое педагогическая технология. Воспитание школьников – М., 1995.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
4 . Степанова, Е. Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / Е. Л. Степанова//ИЯШ.-2004. 
5 . Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф. Стронин - М.: Просвещение, 1984. 

6 . Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические  требования   к   современному   уроку.