|
Игра как фактор творческого развития школьников
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Выездновская детская школа искусств им. Л.Н. Холод»
Арзамасского района
РЕФЕРАТ
по музыкальной психологии и психологии музыкального образования
на тему:
Игра как фактор творческого развития школьников.
Выполнила преподаватель теоретических дисциплин
Романова Екатерина Анатольевна
2013г
Введение. Влияние игры на формирование и развитие личности ребёнка
1. Игра, её понятие и сущность
1.1.Определение игры
1.2.Сущность и особенности игры
1.3. Игровое общение на уроках музыки
2. Игра в процессе музыкального обучения младших школьников
3.Классификация и типы игр
3.1. Виды сюжетно-ролевых игр.
3.2. Виды проблемно-моделирующих игр
4. Игра как средство воспитания детей
Заключение
Все мы, когда-то были детьми, наверняка самые светлые воспоминания и впечатления связаны у нас с играми. Золотое время детских игр кратко и его надо ценить. Игра - основной тип деятельности детей дошкольного возраста. Поэтому психологи рекомендуют применять игру в процессе обучения младших школьников, чтобы переход к учебной деятельности был для них менее болезненным. Значение игры и состоит в том, что в процессе ее вырабатываются и совершенствуются различные способности, в том числе способность психической регуляции своей деятельности. Тренировочный характер игровой деятельности несомненен. Чувство удовольствия, вызываемое ею, — основной ее стимулятор.
Одна из главных особенностей игры – в ее активно-творческом характере.
Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие
переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями.
Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном детстве.
Разработка теории игры началась приблизительно с середины 21 века и интенсивно продолжается. Создано немало концепций игры, однако единой целостной теории пока нет.
Важнейший признак игры состоит в том, что она позволяет воспроизводить и воссоздавать формы человеческого взаимодействия на любом уровне, в том числе и такие, которые невозможны в условиях трудовой или бытовой деятельности, поскольку они нередко односторонне ориентируют и развивают человека, подчиняя его внешней необходимости в ущерб внутренней свободе.
В сущности, то, что человек не может не пройти стадию детства, объясняет и значение игры в его развитии. Не случайно игра является, по словам Л. С. Выготского, “в известном смысле ведущей линией развития в детском возрасте”. По единодушному мнению психологов, игра — ведущая деятельность ребенка и основа всего последующего его развития, ибо именно в игре он первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы.
На уроках музыки дети имеют дело с необычным материалом – с реальностью, преображенной творческим видением художника. Поэтому педагог должен прежде всего подготовить детей к восприятию искусства и доступно объяснить язык образного условного выражения. В этом ему поможет игровое моделирование ситуации.
Игра содействует формированию физических и духовных способностей растущего человечка, его познавательной деятельности, воображения, воли, властвования собой. Игра — это школа общения. Ребенок учится в игре своему “я”, но он в игре, овладевая ролью, учится понимать другого, входить в его положение, что чрезвычайно важно для жизни в обществе. Поэтому игра — действенное средство нравственного воспитания. Игра — модель “взрослой” жизни. И наряду со всем этим игра, благодаря доставляемому ею удовольствию,— это отдых, разрядка психической напряженности, направленная на здоровьесбережение ребенка. Что важно отметить, все эти функциональные значения игры выступают вместе, даны в комплексе, пронизывая друг друга и усиливая одно через другое.
1. Игра, её понятие и сущность
1.1. Определение игры
Игра это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.
Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир в этом основное, центральное и самое общее значение игры.
1.2. Сущность и особенности игры
Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.
Следующая, отличительная особенность игры, способность к творческому преобразованию действительности. В этой способности заключается основное значение игры направленное на развитие воображения ребёнка.
1.3 Игровое общение на уроках музыки
Любая игра вносит свой вклад в формирование воображения и творческих способностей ребенка, поэтому ее значение велико в художественном обучении и в воспитании младших школьников, а для уроков музыки игровая ситуация становится одним из важнейших методических принципов проведения занятий. В основе игры лежит, как известно, игровое общение. Игровое общение - это такой тип взаимоотношений внутри коллектива, когда в эстетические термины и категории моделируются ситуации, являющиеся аналогом ситуаций жизненных. Другими словами - когда эстетические термины и категории моделируют реальную действительность. При этом, когда игра, как и любое другое средство, становится воспитательным фактором при соблюдении ряда условий. Главное в этом процессе – это отношение педагога к детям, которое выражается при помощи игровых приемов. Его можно назвать игровой позицией педагога. Игровая позиция педагога – это, прежде всего особый стиль отношений между взрослыми и детьми, строящийся на доверии и взаимопонимании.
Игровая позиция педагогов превращает игру в воспитательный фактор, что способствует гуманизации отношений (ученик – учитель). Это основная функция игровой позиции педагога, которая способствует созданию творческой атмосферы. В художественном образовании младших школьников, особенно для уроков творческого типа, игровая деятельность становится одним из важнейших методических принципов проведения занятий. В ее основе лежит игровое общение. Это когда в эстетических терминах моделируется ситуация, являющаяся аналогом ситуации жизненной.
Главное в данном процессе – игровая позиция педагога, которая выражается при помощи игровых приемов. Педагог должен быть вовлечен в игру, играть сам. Это превращает игру в воспитательный фактор, что способствует гуманизации отношений «учитель – ученик». Это основная функция игровой позиции педагога, которая способствует созданию творческой атмосферы.
В игровой позиции педагога различают два плана игровых отношений: явный и скрытый. Явный – это конкретное и активное участие учителя в ролевой игре школьников. Скрытый план отношений состоит в том, что педагог умеет так довести до детей свое мнение, что у них возникает полная уверенность в том, что это они придумали сами. И здесь необходим педагогический артистизм. Игровое поведение учителя требует определенного внутреннего состояния – благожелательного отношения к детям, открытости, восприимчивости, «игрового самочувствия», чувства юмора.
На уроках музыки школьники имеют дело с необычным материалом – с реальностью, преображенной творческим видением художника. Поэтому педагог должен прежде всего подготовить детей к восприятию искусства и доступно объяснить язык образного условного выражения. В этом ему поможет игровое моделирование ситуации.
Через ролевую игру ребенок входит внутрь художественной системы произведения, перевоплощаясь в игре, он как будто сам становится одним из элементов этой образной системы и получает возможность непосредственно, эмпирически познать закономерности творческого процесса.
Итак, игровое общение может быть рассмотрено как, во-первых, игровое общение учителя с коллективом детей, во-вторых, общение детей в коллективе между собой. Оно характеризуется тремя основными функциями, каждая из которых имеет четко выраженное воспитательное значение:
1. Это общение содружественное, т.е. воспитывающее у детей навыки общения с коллективом (восприятия человеческих отношений) и умение координировать свое поведение в соответствии с его принципами.
2. Это общение творческое, т.е. развивающее способность продуктивно реагировать на нестандартные ситуации и самостоятельно моделировать их, любая форма игры, в том числе художественная, привлекает участников, прежде всего неожиданностью, новизной.
3. Это общение на языке образов в большей степени, чем на языке понятий, т.е. развивающее эмоционально-образную сферу мышления ребенка. В отличие от рассудочно – познавательной деятельности, включая учебные формы познания, духовная деятельность связана не столько с отображением явлений, событий окружающей жизни, сколько с переживанием их ценности и значимости для человека.
Эти три функции являются важнейшими в общей структуре воспитательного процесса младших школьников, поэтому сама игра на уроках музыки является не только способом обучения, но и кардинальным средством формирования личности.
2. Игра в процессе музыкального обучения младших школьников
Следует помнить, что на уроках музыки школьники имеют дело с необычным материалом – с реальностью, преображённой творческим видением художника. Поэтому педагог должен, прежде всего, подготовить детей к восприятию искусства и доступно объяснить язык образного условного выражения. В этом поможет ему, прежде всего игровое моделирование ситуации. Игра с её возможностью условного вхождения в роли, подчас недоступные для детей в реальной действительности, позволит по-разному утверждать своё собственное «Я».
Но игровая ситуация – это не только реальный процесс переживаний чувств, воодушевлённых игровой деятельностью. Игра – это и процесс: 1) познания; 2) освоения мира; 3)осмысления того или иного художественного явления; 4) усвоения социального опыта людей; 5) вовлечения личного опыта при восприятии музыкального произведения.
Через игру, ребёнок как бы входит внутрь художественной системы произведения; перевоплощаясь в игре, он как бы сам становится одним из элементов этой образной системы и получает возможность непосредственно, эмпирически познать закономерности творческого процесса.
Таким образом, исходя из психологических особенностей художественной игры, возникает необходимость введения её на уроках музыки.
Другой предпосылкой включения игры в урок музыки служит возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Для этого возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы, быстрота реакции именно в игровых ситуациях.
Но игра в школьных занятиях музыкой не является самоцелью. «Игра должна, прежде всего, звучать в самой музыке», - это положение Д.Кабалевского предельно чётко ориентирует и учителя, и учащихся на то, что игровое качество музыкальной деятельности - учебное.
Художественная игра вовсе не развлечение, а серьёзная, увлекательная, интересная, требующая полного духовного соучастия школьников деятельность. В процессе игровой деятельности ребёнок способен справиться с учебными задачами, требующими от него внимательного вслушивания в музыку, умения дать глубокую и убедительную её эмоциональную характеристику, активного размышления о ней. Художественная игра для детей – серьёзная деятельность: и по характеру задач и результатов этой деятельности, и по значению этой деятельности в целом для личности ребёнка.
Развивающее качество данной формы музыкальной деятельности школьников очень тесно связано с таким внутренне присущим игре качеством, которое психологи, да и сами дети характеризуют как желание и способность действовать самостоятельно. Но «я сам» составляет удивительное и ничем не заменимое достоинство музыкально-игровой деятельности как деятельности учебной и вместе с тем индивидуально своеобразной.
Специфика музыкально-игровой деятельности в том, что она подчинена единой, чётко сформулированной учебной теме. Благодаря игре познавательная активность детей возрастает, что способствует усвоению этой темы.
3. Классификация и типы игр
Игра на уроках музыки может быть, в частности, двух типов:
1. Сюжетно-ролевая игра.
2. Проблемно-моделирующая игра.
Рассмотрим подробней каждый из типов.
1.Сюжетно-ролевая игра - характеризуется тем, что через сюжетно-ролевую ситуацию происходит своеобразное вживание ребёнка в художественный мир произведения. Обязательные компоненты этого вида игры: сюжет, роль, воображаемая ситуация.
Условия организации такой игры:
- выбор сюжета определяется конкретной воспитательной задачей;
- ненавязчивое, но твердое управление учителем игровой драматургией: расстановка (в самых общих чертах) психологической доминанты каждой роли. Предложение детям ролей с учетом их потребностей, притязаний, психологических и физических возможностей;
- подготовка детей к игре через анализ художественных произведений;
- активизация фантазии ребенка, создание воображаемой ситуации;
- помочь детям найти верные штрихи для воплощения в слове, красках и звуках конкретных образов, чувств, состояний и т.д.
Выбор сюжета предстоящей игры всегда зависит от конкретных воспитательных задач. При этом сюжет должен учитывать общность игровых интересов школьников, поэтому важно, чтобы все дети были одинаково заинтересованы сюжетом предстоящей игры и хотели в ней участвовать. Чтобы сюжет воодушевил как можно больше ребят, учителю необходимо подготовить детей к игре, в самых общих чертах предложить игровую драматургию. Очень важно, чтобы само развитие игровой ситуации умело и деликатно направлялось педагогом к решению той задачи, которую он ставит на своём уроке.
Один из распространённых способов вовлечения ребёнка в игру – предложение роли, которая отвечала бы его потребностям, притязаниям, а также психологическим и физическим возможностям ребёнка. Именно благодаря роли дети в воображаемой ситуации воспроизводят окружающую действительность и человеческие отношения, но интерпретируют их по-разному: иногда стремясь ярко раскрыть содержательную сторону воспроизводимого образа, иногда поверхностно, только лишь игру внешних атрибутов. Поэтому важно наполнить игру интересным содержанием. Например, говоря о тембре (окраска в музыке) учитель предлагает ребятам стать художниками на этом уроке и воображая себя художниками словесно рисовать прослушанную ими музыку.
Значительный интерес процессу слушания и исполнения музыки детьми сообщает способность музыки к воплощению различных жизненных сюжетов, событий, образов.
Дети очень хотят, всем своим существом стремятся участвовать в этом «музыкальном театре», в волшебном музыкальном действии. При исполнении песни «Дон-дон» их лица передают нарастающую тревогу. Обыгрывание песен, попевок приводят к полной включённости в музыкальный процесс.
Другим игровым приёмом является временное подразделение класса на группы (например, гости и хозяева в песне «Игра в гостей»); члены этих групп могут брать на себя «актёрские функции» сопровождая музыку лёгким движением рук, наклонами и т.д. Играя в охотников и зайцев, одна часть ребят изображает смелых, решительных охотников, а другая – прячущихся зайцев.
На уроках музыки подготовка к роли может идти через анализ произведений живописи, музыки и литературы, сопряжённых одной большой темой или центральным образом. Многогранное постижение школьниками художественного образа (одного или нескольких) даёт возможность самостоятельно воплотиться в жизнь этого образа и по-своему его пережить в игре.
Для успешного проведения игры необходимо, прежде всего, активизация фантазии ребёнка, создание воображаемой ситуации. Например, мечта. Какая она – голубая, зелёная, розовая, белая? Можно раскрыть образ цветка, дерева. Школьникам можно предложить на выбор изобразить это в избранной роли или в красках, словесно, с помощью музыкальных интонаций. Другая задача – помочь детям найти верные штрихи для воплощения в слове, ярких красках и звуке добра и зла, веселья и грусти, храбрости и трусости и т.д.
Игры-драматизации (диалоги) младших школьников представляют собой не непосредственное подражание, имитирование, наоборот, мы имеем дело здесь с произвольным творческим построением. Существенным для ребёнка становится не только то, что он изображает персонаж, роль которого он на себя берёт, но то, как он это делает, насколько совершенна передача содержания, выраженного в данном сюжете. Например, при участии в исполнении тем козлят из оперы М. Коволя «Волк и семеро козлят», каждый участник старается подчеркнуть характер выбранного им персонажа, обыграть выбранную роль. Другим примером служит игра «Корифеи», когда ребёнок входит в роль древнегреческого руководителя хора, сначала он выступает в роли «дирижёра» показывая вступление и начало исполнения песни, а затем выступает в роли «актёра», изображающего сценически (мимикой, позой, жестами) действие, происходящее в музыкальном произведении.
В этом смысле большое значение приобретает внешняя организация игры, благодаря которой и становятся возможными игровые действия. Особо важное место в этой организации приобретает различная атрибутика. Дети вообще не смогут участвовать в художественной игре, если у них нет каких-либо предметов, помогающих им создать реальную или воображаемую ситуацию.
Есть много и других приёмов используемых для активизации учебно-позновательной деятельности младших школьников: растягивание слогов слова, обращение к детям тихим голосом, чтобы обострить их любопытство, игра «эхо» этот приём можно использовать при разучивании песен, коллективный выбор песни для исполнения и т.д. Многое здесь зависит от педагога, который должен уметь играть с детьми на равных и обладать педагогическим артистизмом. Только в этом случае ребёнок откликнется на предлагаемую ему игровую ситуацию и активно включается в работу.
Игровая ситуация на уроке помогает не только поддержать интерес к уроку, но и даёт эмоциональную разрядку, тем самым предупреждая переутомление.
2. Проблемно-моделирующая игра характеризуется тем, что в ней происходит игровая деформация структуры художественного произведения, с тем, чтобы выявить специфическую роль конкретных средств художественной выразительности, а также предложить ребёнку нестандартную ситуацию, требующую самостоятельного творческого решения. Например: «Что будет, если мажорную пьесу сыграть в миноре? Что будет, если Царевну-Лебедь одеть в красное платье?»
К проблемно-моделирующей игре могут относиться и другие формы игровых ситуаций. Например:
1. Рассказ по кругу – первый по цепочке ребёнок готовит фразу, второй придумывает предложение и т.д., так, чтобы последний в цепочке закончил рассказ.
2. Проигрывание известных сказок – педагог предлагает сюжет какой-либо из известных сказок, выделяя в ней частную ситуацию. Дети импровизируют эту ситуацию в своём рассказе.
3. Защита фантастических проектов – настроив детей на мечтательный лад предложить им придумать фантастическую ситуацию, и попытаться доказать её жизнеспособность.
4. «Найди сходство» - ребята должны из ряда произведений одного вида искусства найти похожие друг на друга по настроению ( более лёгкий вариант – сходство настроения совпадает с общностью сюжета или сходством изображённых предметов; более трудный вариант – изображения «картины жизни» различно, а настроение сходно.)
5. «Угадать по ритму песню» Пропеть с детьми первый куплет выученных песен с негромким простукиванием ритма. Предложить одному из учащихся тихо воспроизвести начальный ритмический рисунок одной из песен. Класс должен отгадать. Можно проиграть к известным для школьников песням различные в ритмическом, а также в фактурном отношении аккомпанементы с целью их критического отбора.
6.Зеркальная импровизация детьми предложенных педагогом несложных движений с музыкальным сопровождением (это может быть песня, исполненная педагогом, или грамзапись какой-либо мелодии). Дети импровизируют движения педагога вначале точно, «как в зеркале», затем учитель резко меняет темп и характер исполнения той же мелодии, варьируя её с новыми движениями вроде марша, колыбельной, весёлой плясовой. Дети перестраиваются на ходу – каждый по-своему – на новое пластическое настроение. В дальнейшем роль ведущего могут играть учащиеся, а учитель может исполнять на инструменте известную мелодию с вариациями в любом порядке.
7. Подобрать похожие друг на друга произведения из разных областей искусства (стихотворение, картину, скульптуру, музыкальный отрывок). Более «действенный» вариант такого задания, связан с практическим творчеством детей, например: изображаются или выклеиваются два разнохарактерных «дома». В каком из них могла бы жить та или иная характерная кукла или маска? Какая музыка, звучала бы в этом – а какая – в том доме? и т.д. Это может быть противопоставление «доброго» и «злого», «ленивого» и «подвижного», «обыкновенного» и «странного», «печального» и «весёлого», «простого» и «роскошного» и т.д.
8. Сочинение музыкального сопровождения к предложенному рассказу, живописному полотну. Например, учитель говорит: «Ребята, наша сказка начинается с того, что в сказочном городе пошёл дождик. А какой бывает дождик? Ответы: холодный, осенний, колючий, весенний, тёплый, летний, грибной. С какого же дождика начинается наша сказка? Каким он будет? Какая будет наша сказка, страшная или весёлая? Давайте, изобразим дождь? В зависимости от выбранного начала сказки дети представляют добрый или колючий дождь. Средства для такой импровизации элементарны: колючий дождь – кончиками пальцев по парте; тёплый дождь – хлопками пальцев по ладони другой руки.
Вариантов сочинений музыкального сопровождения к сказкам, рассказам достаточно: можно использовать вокальные импровизации, различные детские инструменты, а также «звучащие жесты».
Игры, используемые на уроках музыки чрезвычайно различны, и само стремление создать нечто вполне оригинальное и никогда не бывшее ранее присуще именно игре. Оба рассмотренных типа игры включают в себя различные виды обучающих игр: подражательные игры, игры силы и мастерства, игры-догадки, игры-забавы, игры-соревнования, игры шансов возможных ситуаций и т. д.
На уроке также могут использоваться игры, не считающиеся собственно обучающимися, но представляющие интерес и несущие в себе познавательную ценность. Это всевозможные головоломки, ребусы на музыкальные темы, кроссворды и викторины.
Отличительной чертой игр является сочетание повторения и неожиданности. Обучающая игра должна вести мысль играющего через лёгкие и равномерные этапы процедуры вопросов и ответов, поддерживать и обострять их интерес введением новых элементов и использовать созданное таким образом внимание для того, чтобы доверительно и с энтузиазмом вовлечь его в процесс, несущий с собой неожиданность, удовольствие и радость открытия.
4. Игра как средство воспитания детей
Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания.
Педагог отбирает и планирует программное содержание, которое должно быть усвоено детьми в играх, четко определяет дидактические и игровые задачи, действия и правила, предполагаемый результат. Он как бы проектирует весь ход игры, не разрушая ее своеобразия и самодеятельного характера.
Включая игру в педагогический процесспедагог учит детей играть, создавать, по словам А. С. Макаренко, «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие качества: воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильность отражаемых представлений; целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий; подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих; целенаправленное использование игрушек и игровых материалов; доброжелательность отношений и радостный настрой детей.
Руководя игрой, педагог воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Педагог отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим установить взаимопонимание, договоренность.
Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями.
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность.
В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось два направления использования игры в воспитании детей:
1)для всестороннего гармоничного развития;
2) в узко дидактических целях.
Ярким представителем первого направления был великий чешский педагог - Я.А.Коменский. Он считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками.
Игры должны активизировать творческие способности, способствовать формированию умения чутко воспринимать человеческие отношения. Они переводят ребенка из позиции объекта деятельности в позицию ее субъекта, что стимулирует формирование его эмоциональной и духовной культуры.
Дидактическое направление использования игры получило развитие в XVIII в. у педагогов - филантропистов (И.С.Базедов, Х.Г.Зальцман и др.) стремились сделать обучение детей занимательным, отвечающим их возрастным особенностям, филантрописты использовали разнообразные игры.
К.Д.Ушинский указал зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе.
Заключение
Художественную игру делает полезной её целенаправленность – на постижение определённых параметров искусства – и методичность – постепенное, рациональное усложнение задач, повышение требований к учащимся. Нельзя превращать игру в развлечение в ущерб познавательным и творческим задачам; с другой стороны, нельзя превращать игры в сухие упражнения. Без радости не будет музицирования.
Игры на уроках музыки должны активизировать способность детей самостоятельно мыслить и действовать; помочь им пройти путь от многопланового постижения окружающего мира к чуткому восприятию человеческих отношений. Художественные игры переводят ребёнка из позиции объекта в позицию субъекта деятельности, что должно стимулировать формирование его эмоциональной, духовной культуры. Отсюда можно сделать вывод, что игра или игровая ситуация служит одним из основных принципов проведения уроков музыки в младших классах.
Список использованной литературы
1. Аникеева Н. П. Игра в педагогическом процессе. – М., 1989.
2. Аникеева Н. П. Педагогика и психология игры. – М., 1990.
3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1986.
4. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.
5. Вуарен Н. Что такое игра? // Культура, 1982, № 4.
6. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1966, № 6 (Internet - www.psychology-online.net).
7. Запорожец А. В., Маркова Т. А. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. – М., 1978.
8. Логинова В. И., Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1988.
9. Рубинштейн С. Л. Основа общей психологии. Т. 2. – М.: Педагогика, 1989.
10. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. – М.: Просвещение, 1992.
|
|
|