|
Ситуация выбора после окончания 9 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Центр образования «Каразей»
9 класс специальный (коррекционный) класс школы VIII вида
Социально – бытовая ориентировка
Тема: Ситуация выбора после окончания 9 класса
Учитель- олигофренопедагог
Кузнецова Людмила Геннадьевна
2013 год
Тема: Ситуация выбора после окончания 9 класса
Цели:
1) дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения;
2) активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.
3) корригировать профессиональные планы, оценку готовности к избранной деятельности.
Задачи:
1) Формировать у учащихся активного и ответственного отношения к жизни;
2) Помочь учащимся выявить свою профнаправленность;
3) Расширить знания учащихся о мире профтруда;
4) Создать положительную мотивацию выбора профессии.
Время: 45 мин. Структура занятия:
1. Организационный момент.
2. Информационный блок (с элементами беседы, тренингом и проблемной ситуацией).
3. Практический блок.
4. Заключительная беседа
Ход занятия:
Организационный момент.
Релаксационная игра « Дерево»
Цель: данная игра используется для снятия волнения, напряжённости, она придаёт чувство уверенности в себе и в своих собственных силах.
- Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы дерево. Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой берёзкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол – тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки – свободно «колышутся» вдоль ствола, листья – пальцы легко « шевелятся», слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа. Вы - прекрасное могучее дерево, вы уверенны в себе. Вы добры, спокойны и успешны. У вас всё получится.
Информационный блок
Каждый город, каждый дом
Создан радостным трудом.
Без работы, без труда
Не построить города.
Слышен грохот под землёй-
Рудокоп пошёл в забой.
Без работы, без труда
Не появится труда.
Экскаватор зашагал-
Будет рыть в степи канал.
Без работы, без труда
Не пойдёт в поля вода.
В корпусах станки стучат-
Человек работе рад.
Поспевая, шепчет рожь:
«Без труда не проживёшь».
Труд - великое дело. Профессия ему под стать. Всё, чем мы пользуемся, где живём, что едим – создано руками человека. В наш век прогресса очень важно и профессию выбрать и трудиться уметь, и характер иметь, чтобы успехов добиваться.
Кто-то с детства мечтает о какой- то одной профессии, а кто-то находит своё дело, уже будучи взрослым человеком.
Трудно выбрать профессию и не ошибиться, чтобы она тебе всю жизнь нравилась, но надо к этому стремиться. Потому что только когда дело твоё делается с душой, только тогда оно настоящее и результаты даёт хорошие.
Не зря на Руси давно уже существует фраза «золотых рук мастер».
Дело, сделанное тобой, может быть золотым. Правда, для этого нужно правильно выбрать свою будущую профессию и обучиться этому делу по- настоящему.
Сегодня на нашем уроке мы поговорим с вами о видах профессий, о том, как выбрать правильно дело всей своей жизни.
Пройдёт совсем немного времени, и вам придётся выбирать свой путь в жизни. И этот путь начнётся с перекрёстка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог- именно столько сегодня существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг вашего общения, и интересы, и счастье в жизни.
- Что же такое профессия? Как бы вы объяснили значение этого слова? (ответы ребят)
- Подведём итоги. Сейчас вы увидите краткое определение этого понятия, посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак.
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе.
- Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе?
- Как вы считаете?
Примерные ответы детей:
«Давят» родители.
Идут за модой.
Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
Выбирают «за компанию».
Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
Подражают героям кино и телесериалов.
- Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как, же тогда правильно выбрать профессию?
тренинг «Рука судьбы»
Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
На отдельных листочках напишите профессии, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка, не глядя.
Читаем. Хотели бы вы стать..... Смотрим эмоции.
-Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. Должны выполняться три условия:
Хочу---------------мои желания
Могу------способности и возможности
Надо--------востребованность профессии.
Представим себе наши «Хочу», «могу», «надо» в виде трех окружностей.
На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем — они практически накладываются друг на друга, очень много точек соприкосновения.
Физминутка
Проблемная ситуация
— Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание ( учитель читает):
— Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей делать что-то, а что, она не знает. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.
— Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку.
— Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным.
— Как же у Саши получился такой удачный выбор?
Вопросы-подсказки: Все ребята понимают, что выбрать профессию надо? Да, окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?
Знает ли Таня, чего она хочет? (нет) А что она может? (нет) Сможет ли она выбрать профессию по душе?— У Тани в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».
У Лены выбор оказался удачным, но прочный ли это выбор? (не очень) Почему? Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу. Чтобы вы посоветовали Тане и Лене? Примерные ответы детей:
— Тане нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.
— Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.
Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
Практический блок.
Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда:
1. Человек-природа.
2. Человек-техника.
3. Человек-человек.
4. Человек-знаковая система.
5. Человек-художественный образ.
Первый тип: человек - природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда.
Второй тип: человек - техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.
Третий тип: человек - человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности - воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.
Четвертый тип: человек - знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
Пятый тип: человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.
Игра «Кто больше знает профессий?»
Назовите профессии, относящиеся к каждой группе. Примерные ответы детей:
Человек-природа. Человек-техника. Человек-человек.
Животновод столяр учитель
Полевод строитель продавец
Человек-знаковая система Человек-художественный образ
учёный Фотограф
программист скульптор
Сообщение психологом результатов теста
4. Заключительная беседа
- Есть в русском языке хорошее выражение — «найти себя». Как вы его
понимаете?
Примерные ответы детей:
— Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.
— Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.
— Найти применение своим талантам. Найти свое признание.
Найти себя - значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. Поиски себя - это длительный процесс и он может продолжаться всю жизнь. Я желаю вам - найти себя. Как сказал К.Д. Ушинский «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет».
Рефлексия
Продолжите незаконченные предложения: (написано на доске)
- Я узнал сегодня, что …..
- Я думаю, что после сегодняшнего занятия …….
Примерные ответы детей:
Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.
Открыл, что в мире 50 тысяч профессий. Пока не знаю, какую выбрать.
Разобрался в профессиональной характеристике человека.
|
|
|