|
«Система работы учителя начальных классов по формированию читательской компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности»
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной
политики в контексте модернизации российского образования»
по теме:
«Система работы учителя начальных классов по формированию читательской компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности»
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с _30.03___ по _03.04__2015года
2 сессия с _25.04_____по_30.04_2015года
Выполнила: Козык Нина Ивановна
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №9 г. Кинеля г.о. Кинель
Самарской области
2015г.
Оглавление
I. Вводная часть …......................................................................................3
1.1. Актуальность ИР ….......................................................................................................3
1.2. Цель и задачи ИР...............................................................................................5
1.3. Ожидаемые результаты …...............................................................................6
II. Основная часть.....................................................................................7
2.1. Теоретическое описание модели (понятия, новизна, идеи по изменению существующей модели)..........................................................................................7
2.2. Контрольно-оценочный блок................................................................. 10
2.3.Изменения в ресурсном обеспечении...................................................... 12
III. Заключение. Выводы по ИР..............................................................13
IV. Информационные источники............................................................15
Вводная часть
“Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания”. А. Герцен.
“Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда”. В.А. Сухомлинский.
1.1. Актуальность ИР
В начале своего исследования в качестве эпиграфа мною взяты высказывания А.Герцена и В. Сухомлинского, которые показывают необходимость и важность чтения для становления личности, характера и кругозора учащихся. В России же в настоящее время в результате экономических и социальных перемен в жизни общества статус чтения, его роль, отношение к нему изменились. Сегодня в обществе заметна тенденция к нечтению: не читают взрослые, не читают дети. Современные дети «отворачиваются» от книг из-за ряда причин:
во-первых, книга перестала быть главным источником информации; интернет, телевидение, компьютер- более лёгкий способ удовлетворения любопытства;
во- вторых, увеличилось количество предметов, т. е. школьная программа усложнилась, в итоге – читаем то, что задано;
в- третьих, отвлекает от литературы классической множество лёгкой, массовой, картинной литературы;
в – четвёртых, исчезла культура семейного чтения.
Важность умения читать гражданами РФ отмечено и в региональном законодательстве, так в Законе «Об образовании в Самарской области» гарантируется получение качественного дошкольного, начального общего, а также поддержка инновационных методов обучения [6, с. 15, 32]. Тем самым подчеркивается, необходимость умения чтения, письма и других предметов.
Новые ФГОСЫ в требованиях к результатам освоения ООП начального общего образования определили приоритетную цель – достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности младшего школьника, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя… В планируемых результатах ФГОС, техника чтения НОО ученик должен научиться читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного, читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения. Ученик, переходящий в пятый класс должен читать 90-100 слов в минуту. Хотя лучшее понимание текста достигается при оптимальной скорости чтения 120-150 слов в минуту. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и развивается устойчивость внимания, умственная работоспособность учащегося, возможность длительное время сохранять информацию. Однако на современном этапе , когда интерес к чтению книг у подрастающего поколения снижается, педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык чтения формируется недостаточно полноценно. От 40 до 60% детей оканчивают начальную школу с непреходящими трудностями в чтении и письме. Актуальность данной работы состоит в томе, что именно сейчас, когда наблюдается снижение качества чтения у детей, вызванные рядом причин, как недостаточные навыки диагностической деятельности педагога; возникновение трудностей в привлечении родителей к обучению детей; затруднения у детей с речевыми дефектами. Исходя из недостатков в результатах деятельности, образовательном процессе и условиях мы можем сформулировать возникшие противоречия и добавить в образовательный процесс младших классов мероприятия, которые смогут поспособствовать улучшению описанной ситуации. Однако главной причиной всё-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников непосредственно на уроке.
Необходимость совершенствования навыка чтения учеников состоит в следующем:
-
чтение – один из основных способов приобретения информации и важнейшее условие успешного обучения по всем учебным предметам начального курса, условие для успешного обучения на второй ступени;
как особый вид деятельности чтение представляет большие возможности для формирования ключевых компетенций у школьников;
работа с текстом при несложившемся навыке чтения и раннее переключение навыка чтения с предмета на средство обучения тормозят нормальное развитие чтения как читательской деятельности;
чтение напрямую влияет на общую успеваемость учеников, скорость чтения - самый важный фактор, влияющий на успеваемость.
Актуальность проблемы исследования обусловлена рядом противоречий:
-между возрастающей в условиях информационной усложненности необходимостью много читать и отсутствием интереса учащихся к чтению; между существующей в современных условиях необходимостью формирования навыка беглого осознанного чтения и несовершенством педагогических условий, при которых формируется этот навык;
между количественными и качественными требованиями к объёму и способу восприятия информации.
На основе противоречий можно сформулировать проблему: совершенствование навыков чтения через технологию упражнений оптимального чтения. Ибо чтение - навык общеучебный. Нерешённая проблема - прямой путь к школьной неуспеваемости и неуспешности в целом.
1.2. Цель и задачи ИР
Исходя из вышеизложенного мы определяем, что цель нашего проекта: разработка программы урока, ориентированного на повышение грамотности обучающихся, развитие познавательных способностей, создание системы деятельности педагога, направленной на развитие качества чтения с применением разных приёмов и методов, способностей к осознанию прочитанного, повышения успеваемости по всем предметам путем внедрение в образовательный процесс упражнений и игр, способствующих повышения интереса к чтению.
Проблема, цель проекта определяют конкретные задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме обучения чтению детей младшего школьного возраста.
2.Разработать программу урока чтения так, чтобы заинтересовать детей, улучшить умения чтения для повышения успеваемости по всем предметам;
3.Внедрение в работу системы упражнений, нацеленных на улучшение качественных показателей чтения учащихся.
Опробировать во внеурочной деятельности программу «Школа оптимального чтения и грамотного письма», опубликованную на сайте электронного СМИ «Педсовет»/Pedsovet.org.2011
Методологическая база проекта
Проблема формирования навыка беглого осознанного чтения рассматривалась в контексте методологических и теоретических исследований процесса чтения и особенностей его развития в начальной школе (И.Т. Федоренко, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Зайцев); технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения у учащихся (М.И. Оморокова, С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева).
1.3. Ожидаемые результаты
Ожидаемым результатом от внедрения мероприятий, предложенных в ИР, по улучшению навыков чтения и успеваемости вообщем, является факт того, что обучающиеся станут более уверенными, коммуникативными в приобретении общеучебных умений, навыков, также возрастет интерес не только к предмету, но и к учению в целом.
Данная цель предполагается быть достигнутой путем увеличения информационной емкости урока, глубины подачи материала без усиления нервно-психической нагрузки на детей за счет роста индивидуально - мотивационной деятельности. А также создания комфортных условий для совершенствования чтения и восприимчивости к другим предметам. Для развития интереса к книге и работе над воспитанием слушателя использовать и работу факультатива «Школа оптимального чтения и письма».
II. Основная часть
Теоретическое описание модели
Совершенствование навыка чтения тесно связано с развитием интереса к чтению. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно - познавательные мотивы чтения. Для того, чтобы избежать потери интереса к чтению учащимися, учитель должен использовать всевозможные упражнения, направленные на отработку техники, выразительности и осмысленности чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В работе по совершенствованию навыков чтения можно использовать:1)упражнения, направленные на развитие чёткости произношения;2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям; 3) упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память; 4) упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя. На каждом уроке следует выполнять следующие виды упражнений: работа над артикуляцией, разучивание скороговорок, словарная работа, жужжащее чтение. Для работы над техникой чтения одно упражнение следует выполнять несколько уроков подряд. После того, как дети привыкают к заданию и большинство начинает его успешно выполнять, выбирается новое. Работа по формированию выразительности и осмысленности чтения проводится в медленном темпе.
При чтении у детей часто возникают проблемы с правильностью чтения, т.е. искажения слогобуквенных слов, грамматических форм и т.д. Для предупреждения таких ошибок целесообразно:
- выяснить перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено;
- предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;
- создать на уроке обстановку для внимательного чтения текста, чётко формулируя задания и вопросы; предварительное чтение текста про себя;
- систематический контроль учителя за чтением учащихся; методически верное исправление ошибок в зависимости от её характера.
Для развития правильности чтения в своей работе я использую специальные упражнения, которые включены в каждый урок. Комплекс упражнений направлен на формирование у ребёнка интереса к чтению, на снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности. Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным. Первая группа – упражнения, направленные на развитие внимания, памяти. Вторая группа – упражнения со словами.
Проблемы с темпом чтения решаются постепенно и находится в определённой взаимосвязи с чтением правильным и сознательным. Я заранее планирую работу на уроке так, что бы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух. Кроме того, необходимо развивать речедвигательный аппарат и его возможности. Поэтому в разминку включаются упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносим быстро, умеренно, медленно).Хороший эффект в работе над артикуляцией приносят упражнения со скороговорками, чистоговорками, загадками, считалками, пословицами.
Помимо темпа и правильности чтения, необходимо делать упор на то, чтобы дети читали сознательно. Для того чтобы учащиеся прочитали текст сознательно, проводится его анализ со стороны содержания и художественных средств изображения. Хорошо помогают и ежеурочные пятиминутки чтения.
Помимо всего вышеперечисленного, учитель должен работать над выразительностью речи детей и начать следует с обучения управлением детей своим дыханием и правильно использовать голос. Дети учатся читать тихо и громко, выбирать быстрый или медленны темп речи, менять тембр. Обучение выразительному чтению включает знакомство с паузой и ударением.
Упражнения проводятся индивидуально, коллективно и по группам. Из системы И.Т.Федоренко использую наиболее эффективные упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Их выполняем коллективно.
Занимают они на уроке от 5-7 минут. На практике важна не длительность, а частота использования тренировочных упражнений.
Таблица 1 — Упражнения, внедряемые в процесс обучения.
Условная единица ОП
|
Вводимые новые средства (технологии, содержание и т.д.) образования
|
Промежуточные и итоговые результаты
|
Начало урока (3 мин): Игровая разминка на дыхание. Цель: постановка дыхания, развитие четкости произношения.
|
Вдох носом, выдох через рот;
Вдох, задержка дыхания, выдох;
Вдох, выдох по порциям.
|
Учитель, ученики, родители научены специальным упражнениям по технике чтения. Постепенно идет подготовка учащихся к замеру по технике чтения, настройка их на серьёзную работу в случае неуспеха, когда норматив техники чтения не выполнен. Повышается интерес к занятием чтению и остальным предметам, так как урок представляется как игра.
|
Развитие сознательного (осознанного) чтения
|
Логические упражнения, игры по составлению слов со словами, работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами, работа с текстом учебника.
|
5 минут: звуковая разминка. Цель: четкое произношение.
|
Упражнение на артикуляцию, которые развивают речевой аппарат (введение в курс обучения скороговорок и чистоговорок, упражнений в четком чтении абзаца и строфы).
|
Отгадай загадки
|
Цель следующего упражнения: развитие памяти, внимания, правильного восприятия.
|
|
«Игра в прятки»
Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
«Чтение за диктором»
Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать грамзапись. Также я практикую хоровое чтение. При таком приеме работают все учащиеся на равных: как быстро читающие, так и читающие медленно.
|
При построении урока чтения надо использовать технологию деятельностного подхода, в основе которой лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями. В современных условиях большое значение имеет и обучение чтению «про себя».Ведь именно чтение молча обеспечивает развитие любви к чтению.
Контрольно-оценочный блок
Сущность контролирующих функций проверки заключается в выявлении:
Знаний (их объём, систематизация, глубина овладения)
Уровня сформированности личностных УУД
Степень развития качеств навыка чтения: правильности, беглости, сознательности и выразительности
В соответствии с формами обучения на практике выделяют три формы проверки: индивидуальная, групповая, фронтальная. В соответствии с местом проверки в процессе обучения выделяют следующие её формы: текущая, тематическая, периодическая, итоговая. По способу деятельности: письменная, устная, практическая. В зависимости от того кто именно осуществляет контроль за результатами деятельности учащегося выделяют следующие его формы:- внешний (учителем над деятельностью ученика); - взаимный (учеником над учеником); - самоконтроль (осуществляется самим учеником над собственной деятельностью, чего достиг, где нужно ещё поработать, т.е.рефлексия в конце каждого урока). В рамках рейтинговой системы оценивания будут оцениваться устные и письменные ответы обучающихся, письменные самостоятельные работы, тестовые задания, работа на уроках.
Преимущества рейтинговой системы контроля и оценки:
Активное участие учащихся в контроле и оценке своих достижений; важно , чтобы ребёнок сам мог оценить результаты своего труда: чего достиг, где нужно ещё поработать;
Мотивация стремления учащихся к успеху в учебно-познавательной деятельности;
Стимулирование самостоятельности в учебе, учет индивидуальных качеств учащихся, возможность обеспечения индивидуального темпа по программе. Желательно на каждом уроке использовать приём стимулирования (например, за 2-3 минуты до звонка самозамер скорости чтения, с записью результата в дневник).Результат , свидетельствующий о прибавке скорости чтения, благотворно сказывается на отношении учеников к чтению.
Оценка устного ответа обучающегося
Критерии:
Полнота и правильность ответа.
-
Степень осознанности, понимания изученного. Критерии понимания: выполнение практических действий на основе изученного материала; умение словесно его передать, логически построить и перестроить, доказать, обосновать.
Языковое оформление ответа: богатство и разнообразие используемой лексики, синтаксических конструкций; умение излагать материал последовательно, с учетом литературных норм языка.
Таблица 2 - Оценка устного ответа обучающегося.
Оценка
|
Критерии оценки
|
1
|
2
|
3
|
«5»
|
Изученный материал излагается полностью с верным определением основных понятий
|
Понимание материала, обоснование суждений, практическое применение знаний
|
Последовательное оформление материала с учетом литературных норм языка
|
«4»
|
Допускаются ошибки в изложении материала, но самостоятельно исправляются
|
Обоснование суждений с помощью учителя
|
1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении материала
|
«3»
|
Неполное изложение материала, неточности в определении понятий или формулировке правил
|
Неглубокое обоснование суждения, неумение практически использовать знания
|
Непоследовательное изложение материала; ошибки в языковом оформлении
|
«2»
|
Незнание большей части изучаемого или полное незнание
|
Неумение обосновать суждение, практически использовать знания
|
Беспорядочное, неуверенное изложение, неумение пользоваться языковыми средствами
|
Таблица 3 - Оценка письменных работ обучающихся.
Виды письменных работ
|
Оценка
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
«2»
|
Ответы на вопросы
|
Верно даны все ответы на вопросы, допускается 1-2/ 1-2 негрубые ошибки
|
Верно даны ответы на все вопросы
2/2 ош. + неточности в 2-3 вопросах
|
Большая часть ответов верна
4-5/3-4 ош.
|
Половина и более ответов неправильна
5 и более/6 и более ош.
|
Грамматические задания,
контрольная работа (по заданиям)
|
Все задания выполнены верно
|
Верно выполнено не менее3/4 задания
|
Верно не менее половины задания
|
Верно менее половины задания или задание не выполнено совсем
|
Тестовые задания
|
100-90% верно выполнен
ных заданий
|
От 90 до 75% верно выполненных заданий
|
От 75 до 50% верно выполненных заданий
|
Менее 50% верно выполненных заданий
|
2.3. Изменения в ресурсном обеспечении
Дидактическое обеспечение: Писатели в начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. Выпуск 1, 2. Тишурина О.Н. Дрофа — 2014; Н. Павлова «Читаем после «Азбуки». 2006; «Дидактические игры на уроках обучения грамоте ( 1 кл)» Воронцова Н.А., 2013 г.,Л.Н.Лисенкова «Развитие и коррекция навыков чтения».Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста»-2002г.,М.И.Оморокова «Совершенствование чтения младших школьников».Пособие для учителя.1999г. Г.Г. Мисаренко «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе».М. Институт инноваций в образовании им. Л.В.Занкова. ОНИКС. 2007.
Научно-методическое обеспечение: адаптация новых работников в школе, информирование педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достижениях педагогической науки и практики;
обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации до уровня, необходимого школе; в том числе курсовая подготовка по технологии обучении чтения, педсоветы и мастер-классы по данной технологии.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся: тестирование психолога, психологические тренинги, анкетирование.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, комплекты дисков по предмету, раздаточный дидактический материал для учащихся.
III.Заключение
Проблема становления навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения - одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и её успешное решение во многом зависит от первых шагов обучающихся читать. Изменившиеся социальные условия предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации. Слабочитающий ученик, перейдя в среднее звено, а затем и в старшее звено школы, будет захлёбываться в потоке информации. Надеяться «на авось», на то,что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Младшеклассники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения. Используя технологию упражнений оптимального чтения в работе по совершенствованию качества чтения у учащихся начальных классов можно добиться определённых успехов. Большим подспорьем служит опробированная программа факультатива «Оптимальное чтение и грамотное письмо». Новизна работы заключается в обобщении и систематизации современной литературы по проблеме, рассмотрены тренировочные упражнения, позволяющие сформировать у детей интерес к процессу чтения.
Как показал опыт работы, обучающиеся, с которыми проводилось обучение по программе имеют высокое качество знаний, о чем свидетельствуют результаты успеваемости. Также заметно стабильное повышение уровня техники чтения и грамотности учащихся.
IV. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)
Основные источники
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2009. – 24с. – (Стандарты второго поколения).
Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М. : Дрофа, 2007
Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2005. - 224 с.
Нормативные документы
5.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012
6.Закон Самарской области «Об образовании в Самарской области» № 133-ГД от 22.12.2014 г.
7.Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
8.План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.
9.ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785
Интернет ресурсы
10. http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ
11. http://samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области
Дополнительные источники
12. Болотов В., Г. Ковалева Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников. Каковы современные пути и способы совершенствования управления качеством образования? // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – №5. – С.3-10.
13. Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. – М. : Про-Пресс, 2009. – 56 с. – (Библиотечка журнала «Вестник образования России»).
14.ОмороковаМ.И. Совершенствование чтения младших школьников.М.: АРКТИ, 1999.
15.Светловская Н.И. Обучение детей чтению. Практическая методика. М.: Просвещение, 2006
|
|
|