Главная страница

Программа элективного курса по русскому языку «поговорим о культуре речи» 9 класс Разработчик программы


Скачать 126.9 Kb.
Название Программа элективного курса по русскому языку «поговорим о культуре речи» 9 класс Разработчик программы
Дата 29.02.2016
Размер 126.9 Kb.
Тип Программа


Отдел образования и по делам молодежи

администрации МО «Юринский муниципальный район»

МБОУ «Марьинская средняя общеобразовательная школа»


ОДОБРЕНО

на заседании МО учителей-словесников

МБОУ «Марьинская средняя общеобразовательная школа»

«____»_________________20___ г.




ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»

9 класс


Разработчик программы:

Подшивалова Светлана Михайловна

село Марьино,

Юринский район,


Пояснительная записка.

Сегодня в российском обществе как никогда остро стоит проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры речи. Чтобы разобраться в непростых реалиях современной жизни, молодым людям необходимо научиться формулировать свои мысли, идеи, вопросы, связно выражать своё мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности. Умение понять суть явления и словесно сформулировать своё отношение к нему – непременное условие становления свободной личности человека.

В связи с захлестнувшей общество разноголосицей мнений, суждений, идеологией у представителей многих профессий возникает потребность в таком виде воздействия на людей, как убеждение словом.

Программа призвана дать некоторые теоретические сведения и широкий практический материал для работы.

Программа курса рассчитана на 17 часов.

Включает несколько тем: учение о нормах русского литературного языка, стилистику, риторику, понятие о дискутивно-полемической речи и о культуре общения.

1 раздел – « Культура речи как научная дисциплина. Нормы русского литературного языка» - призван прежде всего скорректировать речь учащихся, научить их находить речевые ошибки разного типа и сознательно исправлять их. (7 часов)

2 раздел – « Стилистика» - призван дать представление о языковых стилистических ресурсах, стилях речи. Система упражнений познакомит учащихся с речевыми произведениями в различных стилях и жанрах. (4 часа)

3 раздел – « Риторика» - дать представление об основных этапах работы над публичным выступлением. (2 часа)

4 раздел – « Дискутивно-полемическая речь» - посвящён рассмотрению проблем культуры спора.(1 час)

5 раздел – « Культура речи и культура общения» - призван скорректировать речевое поведение учащегося в обществе, воспитывать вежливого собеседника. (3 часа)
Цель: формирование речевых навыков.
Задачи:

-активизировать познавательную деятельность учащихся;

- учить грамотной, убедительной и выразительной речи;

- формулировать свои мысли, идеи, вопросы, связно выражать своё мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности.

- воспитывать вежливого и тактичного собеседника.
Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать нормы литературного произношения, правила речевого этикета и поведения, уметь составлять связные тексты, владеть грамотной и чёткой дикцией, умело доказывать свои мысли.
Учебно-тематический план.




п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

уроки

лабораторно-практические работы

контрольные работы

1. Культура речи как научная дисциплина.

Нормы русского литературного языка (7 ч)

1

Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина… Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи. Качество хорошей речи. Орфоэпические нормы русского языка.

1

1










2

Акцентологические нормы русского языка.

1

1










3

Морфологические нормы русского языка. Словообразовательные нормы. Число существительных. Варианты падежных окончаний.

1










1

4

Определение рода имён существительных. Склонение географических наименований (топонимов) и собственных имён. Употребление числительных. Формы местоимений Формы глагола.

1




1







5

Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические связи в словосочетании. Синтаксические связи в предложении.

1

1










6

Лексические нормы в русском языке. Нормы употребления фразеологизмов.


1

1










7

Контрольная работа по теме «Нормы русского литературного языка»

1







1




2. Стилистика (4 ч)

8

Стили речи. Разговорный стиль. Художественный стиль. Тропы и фигуры

1




1







9-10

Официально - деловой стиль. Публицистический стиль. Научный стиль.

2

1







1

11

Стилистическая норма. Стилистические ошибки.

1

1










3. Риторика (2 ч)

12

Из истории развития риторики. Выбор темы выступления. Слово и текст. Ассоциативные связи слов в тексте. Текст как развёрнутое суждение.

1

1










13

Композиция текста. Классификация выступлений с точки зрения их основной цели.

1

1










4. Дискутивно-полемическая речь (1 ч)

14

Дискутивно-полемическая речь. Понятие о споре. Ведение спора. Доказательства в споре.

1

1










5. Культура речи и культура общения (3 ч)

15

Этикет и речь. Речевой этикет вежливость.

1










1

16

Культура поведения, культура общения и речевой этикет. Невербальные средства общения.


1

1










17

Итоговая контрольная работа

1







1







17

10

2

2

3

ИТОГО: 17 ч


Содержание тем учебного курса.

1. Культура речи как научная дисциплина. Нормы русского

литературного языка (7 ч)

Теоретический материал: Национальный язык включает в себя диалекты, жаргоны, просторечие. Литературный язык – высшая образцовая форма языка.

Нормативный аспект культуры речи важный, но не единственный. Поиском и отбором языковых средств занимается коммуникативный аспект. Этические нормы языкового поведения русских.

Качества хорошей речи: правильность, богатство, точность, логичность, чистота, выразительность, уместность.

Нормы русского литературного языка.

Акцентология. Место ударения в слове. Постановка ударений в формах кратких прилагательных, полных и кратких страдательных причастий, глаголах.

Морфология. Морфологические нормы. Речевые ошибки. Выразительные возможности словообразования.

Число существительных.

Варианты падежных окончаний.

Правила определения рода имён существительных, географических названий, аббревиатур, несклоняемых заимствованных существительных.

Склонение географических названий и собственных имён.

Употребление числительных. Формы местоимений. Формы глагола.

Синтаксические нормы русского языка. Согласование подлежащего и сказуемого. Синтаксические ошибки.

Синтаксические связи в словосочетании. Особенности управления некоторых предлогов, глаголов в сочетании с предлогом ПО.

Синтаксические связи в предложении.

Лексические нормы в русском языке. Лексикология. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Исконно русская, заимствованная лексика. Старославянизмы. Устаревшая лексика и неологизмы. Слова с ограниченной сферой употребления: диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Фразеологизмы. Речевые ошибки, связанные с употреблением слов и фразеологизмов.

Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления.

Контрольная работа.

Формы занятий, используемые при изучении: практическое занятие, работа с толковым и орфоэпическим словарями, работа по составлению словосочетаний и предложений, беседа.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны:

- уметь определять характер нарушения норм русского литературного языка в

просторечных выражениях;

- вырабатывать собственную интонацию;

- правильно произносить слова и проверять себя по словарю;

- определять род и лексическое значение слов, род аббревиатур и возможность их

склонения;

- определять характер нарушения синтаксических норм в упражнениях;

- согласовывать подлежащее со сказуемым, местоимение с различными частями речи в

формах вежливого обращения к одному лицу;

- определять лексическое значение слов и давать краткое толкование заимствованных

слов.
2. Стилистика (4 ч)

Теоретический материал: Стилистика. Стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль. Топы и фигуры.

Официально – деловой стиль. Основной тип текста – документ. Использование стилистически нейтральных и книжных элементов.

Заявление:

1.Расположение частей заявления.

2. Использование клишированных форм в заявлении.

Доверенность. Автобиография.

Научный стиль. Аннотация. Реферат. Рецензия.

Публицистический стиль.

Стилистическая норма, Стилистическая ошибка. Тавтология, Плеоназм.

Смешение в одном тексте разностильных языковых элементов. Канцеляризмы. Речевые штампы.

Контрольная работа.

Формы занятий, используемые при изучении: практическое занятие, работа с текстами различных стилей, написание сочинения-рецензии, беседа, выступления учащихся.

Учащиеся должны:

- уметь определять принадлежность текстов к определённому стилю речи, находить в

текстах выразительные средства речи;

- составлять заявление, доверенность, автобиографию;

- писать аннотацию, реферат, рецензию.
3. Риторика (2 ч)

Теоретический материал: Из истории развития риторики. Сократ, Платон, Демосфен, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан.

Роды красноречия.

Выбор темы выступления. Тема и цель выступления.

Композиция текста. Вступление, основная часть, заключение. Способы расположения к себе слушателей: юмористическое замечание, цитата, иллюстрированный пример. Строение каждой части текста.

Классификация выступлений: развлекательное, информационное, агитационное.

Язык публичного выступления: правильность, логичность, точность, уместность, богатство, экономичность, выразительность.

Произнесение речи. Выражение.

Формы занятий, используемые при изучении: выполнение упражнений, составление текста по крылатым выражениям, конструирование предложений, выступления учащихся.

Учащиеся должны:

- уметь составлять краткий текст, основную мысль которого выражало бы одно из

крылатых латинских выражений;

- использовать различные виды тропов и стилистических фигур в речи;

- публично выступать с краткой показательной речью (т. е. речь, приуроченную к какому

– либо торжественному событию), соответствующей различным ситуациям.
4. Дискутивно-полемическая речь (1 ч)

Теоретический материал: Дискутивно-полемическая речь. Спор. Диспут. Дискуссия. Полемика. Дебаты или прения.

Типы споров. Устные и письменные споры. Спор ради выяснения истины. Спор ради убеждения противника. Спор, целью которого является победа. Спор ради спора.

Ведение спора. Доказательства в споре. Тезис и антитезис. Доводы или аргументы: логические и психологические.

Опровержение точки зрения оппонента. Непозволительные уловки. Поведение во время спора.

Практическое занятие (исходя из ситуации).

Формы занятий, используемые при изучении: выполнение упражнений, беседа, выступления учащихся.

Учащиеся должны:

- уметь умело вести спор, приводить доказательства;

- опровергать точку зрения оппонента;

- избегать непозволительных уловок во время спора, быть выдержанным.
5. Культура речи и культура общения (3 ч)

Теоретический материал: Культура речи и культура общения. Человек говорящий. Как люди общаются. Виды общения. Действуем с помощью языка. Письмо. Говорение. Слушание. Правила ведения речи. Правила для слушающего. Речевое поведение. Социальные роли говорящих. О речевой ситуации. Стереотип стереотипу рознь.

Этикет и речь. Речевой этикет. Речевой этикет и вежливость. Ещё раз о том, как вежливость отражается в языке и речи. Что мы делаем, когда говорим: « Благодарю Вас!».

Итоговое занятие по всему курсу.

Тест по культуре речи.

Контрольная работа.

Формы занятий, используемые при изучении: выполнение упражнений, выступления учащихся, беседа, тестирование.

Учащиеся должны:

-иметь навыки культуры общения;

- соблюдать правила речевого этикета;

- умело использовать при общении мимику и жесты.
Обозначение межпредметных связей с другими

учебными дисциплинами:

- межпредметная связь с литературой;

- межпредметная связь с психологией;

- межпредметная связь с этикой;

- межпредметная связь с историей.
Список литературы для учителя и учащихся:

1. Гольдин, В.Е. Речь и этикет. - М.: Просвещение, 1983.

2. Ладыженская, Т.А. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1982.

3. Львова, С.И. Язык в речевом общении. - М.: Просвещение, 1992.

4. Розенталь, Д.Э. А как лучше сказать? - М.: Просвещение, 1988.

5. Смирнова, Л.Г. Культура русской речи. - М.: Русское слово, 2004.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Контроль за результатами обучения осуществляется по следующим направлениям:

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями;

- учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат устные сообщения учащегося, письменные работы, проектные работы.