Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
на тему
«Система работы по формированию звуковой аналитико - синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте»
время обучения: 1 сессия: 13.10.2014 – 17.10.2014г.
2 сессия: 27.10.2014 – 31.10.2014г.
Выполнила
Михайлова Галина Александровна
воспитатель
ГБОУ СОШ 2 СП д/с «Буратино»
п. г. т. Усть- Кинельский
Самара, 2014г.
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
1. Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС предусматривает формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Неумение читать или медленное чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть звуки по порядку, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5 – 6 – летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из – за недостаточного развития речевого слуха.
В настоящее время обучение грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. В его основе лежит изучение звуков живой речи; метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки (анализ), наряду с чем осуществляется соединение звуков в слоги, слогов в слова и т. д. (синтез).
Но, как показывает практика существуют определенные недостатки, как в результатах, в основном процессе, так и в условиях профессиональной деятельности.
Анализ недостатков в результатах:
У детей старшего дошкольного возраста слабо развит фонематический слух.
Дошкольники затрудняются делить предложения на отдельные слова.
Затруднятся делить слова на слоги.
Недостаточно сформированы умения выполнять звуковой анализ.
Затрудняются давать характеристику звукам.
Не выделяют ударный гласный в словах.
Не подбирают к звуковым моделям соответствующие слова.
Недостаточно развита связная речь, дети не могут составить связный рассказ по картине или серии картин.
У детей старшего дошкольного возраста имеются отклонения в развитии речи.
Не развиты навыки мелкой мускулатуру пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ недостатков в основном процессе:
Низкая компетентность педагогов по вопросам формирования звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников.
Отсутствует преемственность по группам в образовательном процессе.
Использование недостаточно эффективных форм и методов.
Недостаточная компетентность родителей.
Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности:
Ограничены технические и демонстрационные возможности.
Отсутствие выбора доступного теоретического материала и наглядности по формированию начальных представлений звуковой аналитико-синтетической активности для детей дошкольного возраста.
Нехватка педагогических кадров.
Не соблюдена последовательность этапов.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа
Проблема заключается в недоразвитии фонематического восприятия, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у дошкольников
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью,
-
может выражать свои мысли и желания,
может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения,
может выделять звуки в словах,
у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Рассматривая проблему готовности детей к школе, мы выявили, что основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. По мнению Р.Е.Левиной, Г.В.Чиркиной, А.Я.Ястребовой трудности, возникающие у детей при обучении чтению и письму, являются следствием недоразвития фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, а также следствием несформированности связной речи.
Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте:
Ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи.
Ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи.
Ознакомление со словесным составом предложения.
Ознакомление со звуковым строением слов - формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысл о различительной роли фонемы. Научить детей проводить звуковой (фонемный) анализ.
Совместная деятельность детей с педагогом
Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. Цель: формировать у детей тональное звукоразличение, шумовое восприятие. «Узнай, что звучит?», «Где звучит колокольчик?»
Упражнение «Веселый поезд», «Буквы, слоги и слова», «Телеграф» Цель: формировать умение делить слова на слоги.
Дидактическая игра «Жуки прилетели», «Найди картинку». Цель: развивать умение выделять согласные звуки.
Дидактическая игра «Назови слова»,
Упражнение «Подбери слова к схеме». Цель: формировать умение подбирать слова к заданной схеме.
«Назови первый звук», «Магазин», «Поймай звук» Цель: развивать фонематический слух.
«Умный поезд» Цель: упражнять детей находить местоположение звука.
"Подбери похожие слова» Цель: развивать умение подбирать слова близкие по звучанию.
Для дифференциации звуков и определения звука в слове используют такие игры как «Волшебные шары», «Карусель», «Бусы».
При обучении детей составлению слогов и их слиянию в звукокомплекс очень удобна игра «Капитан» и «Дружат звуки».
Основные направления учителя-логопеда:
1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различные высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия звука).
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков. Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.
4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способом словообразования с помощью различных приставок (например: летел, прилетел, вылетел, перелетел…) или с помощью одной приставки от разных глагольных основ (например: принес, прилетел, ..). Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
5. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.
6. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составлению описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
Работа с родителями
- Изготовление пособий и консультаций для родителей.
- Создание консультативного сайта.
- Проведение мастер – классов.
Изменения в контроле:
- Диагностика дошкольников методом наблюдения, бесед.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Кадровые:
Привлечение в педагогический процесс учителя-логопеда.
Научно-методические
Формирование методической «копилки» с теоретическими, иллюстрационными, презентационными, аудио- и видео материалами по данной теме
Выбор новых современных эффективных средств и форм работы (в том числе с применением ИКТ) с воспитанниками, родителями и педагогами по формированию звуковой аналитико-синтетической активности (электронная почта, сайт детского сада, буклеты, фото презентации и др.)
Психолого-педагогические:
Проведение методобъединений по подготовке детей обучению грамоте;
Повышение уровня компетентности педагогов по вопросу формирования у детей дошкольного возраста звуковой аналитико-синтетической активности
Повышение компетентности родителей в вопросах развития звуковой аналитико-синтетической активности
Проведение мастер-классов, семинаров, круглых столов для родителей
Материально-технические:
-
Техническое обеспечение педагогического процесса мультимедийными средствами (проектор, экран, компьютер с выходом в Интернет и т.п.) для создания мультимедийных пособий, повышения самообразования педагогов
Обогащение предметно-развивающей среды в группе: настольные печатные игры; настольно-дидактические игры
Дополнение сюжетно-ролевой игры «Школа»;
Список используемой литературы
Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. М.: Мозаика — Синтез, 2009. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").
Комарова Л. А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях — М.: Гном, 2013
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1968.
Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М.: Просвещение, 1976.
Глоссарий терминов
Буква — отдельный символ какого-либо алфавита, графема. Чаще всего буква соответствует звуку в устной речи, но это не обязательно. У буквы может существовать несколько равнозначных вариантов написания, не меняющих её произношения и смысла. Из букв составляют слоги, из слогов составляют слова.
Гласные звуки— тип звуков, при артикуляции которых потоку воздуха не создаётся существенных препятствий, соответственно, нигде над гортанью не создаётся сколько-нибудь существенного воздушного давления.
Речевой звук — звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Слог — это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений.
Слово - это единица языка, которая называет объекты, идеи, отношения и т. п.
Согласные звуки — это звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и в противоположность им не образующие вершины слога.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
|