|
«Монастырь»
Тема урока : «Монастырь»
Учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры»
Цель урока: знакомство учащихся с православными монастырями, их значением в
духовной культуре русского народа; особенностями монастырской жизни.
Задачи:
• дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре и его
жителях;
• развивать нравственные качества личности;
• сформировать навыки поведения в монастыре;
• развивать коммуникативные, информационные компетенции.
Личностные :
Прививать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
формулировать общие для всех людей правила поведения в монастыре.
Познавательные :
Формировать умение отбирать главное, синтезировать; оценивать услышанное и
увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде
творческой работы;
Коммуникативные:
Формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать
способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое высказывание.
Предметные:
Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважению к историческому
прошлому и настоящему нашей Родины; формирование устойчивого интереса к предмету,
желания больше узнавать о православной культуре России.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Формы работы учащихся: беседа, театрализация, выборочное комментированное
чтение, работа в парах, работа с иллюстративным материалом (презентация,
картинки учебника).
Необходимое техническое оборудование: .
Мультимедийный проектор.
Экран для просмотра слайдов.
Компьютер для воспроизведения диска с материалами урока.
Диск с материалами урока. (Презентация).
Ход урока
Включается запись колокольного звона.
-Ребята, где мы можем слышать колокольный звон? (Ответы детей)
-Верно, и в монастыре.
Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Монастырь – это место, где небо сходится с землей. Это и чувствует душа человека, отворившего скромную деревянную дверь, разделяющую мир и монастырь и ступившего на его благодатную землю.
Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.
2. Основная часть урока.
(Входит Странник).
Странник: Здравствуйте, милые дети! Сколько путей я прошел, сколько дорог – сколько святых мест посетил! Я – Странник, паломник, хожу по монастырям, чтобы обрести Божью благодать. И к вам зашел, чтобы загадки загадать и рассказать много нового. Но сначала узнаем, как одеваются люди, которые живут в монастырях.. У них одежда отличается от мирской, то есть обычной. Рассмотрим их облачение и узнаем названия предметов одежды.
Клобук - именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать
свой ум от плохих мыслей .
Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с
другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни.
Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.
Пояс - является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.
Чѐтки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться,
перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве
Первая загадка:
В черном, с четками в руках,
О душе своей в слезах
Богу молится … (монах).
Вторая загадка:
Ряса, клобук, параман
Говорят о многом нам:
Так одет монах, друзья,
Жить, как все, ему нельзя!
Инок, мантией одетый,
Давший Господу … (обеты).
Молодцы, детишки, а теперь смотрите и запоминайте.
Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся
люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием
в жизни является всегда быть с Богом. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам,
бесплотным духам, являющимся посланцами Бога. Стать монахом непросто, для этого он проходит определѐнные этапы жизни в монастыре.
3.Работа с учебником
Откройте страницу 81 учебника и найдите этапы жизни в монастыре. (Предполагаемый ответ)
- Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре?
(Ответы учащихся).
- Их главное правило «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания, - работают на полях, на огородах , в монастырской кухне или ремонтируют здания монастыря.
Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Давайте разработаем правила поведения в монастыре.(Учащиеся делятся на группы, в диалогах обсуждают правила для юных паломников, записывают в рабочий лист урока.)
Примерные рекомендации «Правила поведения в монастыре»:
В монастыре запрещается:
Громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку.
Говорить по мобильному телефону на территории монастыря.
Носить шорты на территории монастыря.
Лицам женского пола находиться без головного убора.
Далее учащимся предлагаются тестовые задания на отдельных листах. Эта работа проводится по усмотрению учителя.
Тестовые задания:
1. Закончите предложение:
Люди уходят в монастырь, когда
1) ..у них не ладится в жизни;
2) им хочется, чтобы ими восхищались;
3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.
2. Закончите предложение:
Основным в монашеской жизни является
1) труд и молитва;
2) желание быть лучшим в монастыре;
3) самоистязание и самолюбование.
3. Закончите предложение:
Монашеская жизнь скучна
1) так как нечем заняться;
2) не отличается от обычной;
3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.
Итог урока:
-Что такое монастырь?
-Кто там живёт? Чем они занимаются? Как одеваются?
- Зачем люди уходят в монастырь?
|
|
|