|
Шаг Подготовить текст доклада
Шаг 9. Подготовить текст доклада.
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и лучше всего составить его по следующей схеме, ответив на вопросы:
Почему избрана эта тема;
Какую цель преследовало исследование;
Какие ставились задачи;
Какие гипотезы проверялись;
-
Какие использовались методы и средства исследования;
Каким был план исследования;
Какие результаты получены;
Какие выводы сделаны по итогам исследования;
Что можно исследовать в этом направлении дальше.
Шаг 10. Подготовить схемы, чертежи, рисунки, макеты.
Например, ты исследовал маршруты движения муравьёв в соседнем с твоим домом парке. проектировал жилой дом будущего, космический корабль для туристических поездок или новую суперсовременную подводную лодку. Твой доклад будет воспринят лучше, если ты представишь макет, чертёж или рисунок. А если ты изучал, как влияет местоположение ученика в классе (за какой партой он сидит) на его успехи в учёбе, и предлагаешь новые способы расстановки столов в классной комнате, обязательно начерти схему. Как. По твоему мнению, следует размещать учеников на уроке, чтобы все они учились хорошо? Делая наглядные материалы: макеты, схемы, чертежи, рисунки, - надо понимать, что они не только покажут, что ты нашёл, но и также откроют слабые места в твоём исследовании.
Шаг 11. Подготовиться к ответам на вопросы.
В научном мире принято, что защита исследовательской работы – мероприятие открытое, и на нём может присутствовать любой желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору. К ответам на них следует подготовиться. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться. Что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные формулировки. Также обычно спрашивают о том, как получена то или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод. Готовясь к ответам на вопросы, помни: главный залог твоих успешных ответов – свободное владение материалом.
По материалам: доктора педагогических и психологических наук, профессора кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета, действительного члена Академии педагогических и социальных наук Савенкова Александра Ильича.
Информационные материалы
для школьника
(I I I часть)
Подготовка к защите.
Шаг 1. Дать определения основным понятиям.
Существуют приёмы, очень похожие на определения понятий, можно воспользоваться и ими: описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение, различение.
Характеристика предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания. Например. попытаемся охарактеризовать жирафа: «Жираф - добродушное животное, у него добрые глаза, рожки у него совсем маленькие, и он никого никогда не обижает».
Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие. Чем дать его строгое определение. Например, полезные ископаемые – это уголь. Нефть, газ и т.п.
Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов.
Различение позволяет установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например. Яблоко и помидор очень похожи, но яблоко – это фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор другой и т.д.
Шаг 2. Расклассифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
Классификация – деление предметов и явлений на группы на основе их общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты, чтобы их упорядочить. Она придаёт нашему мышлению строгость и упорядоченность.
Классификация может быть простой, а может быть и многоступенчатой, разветвлённой. Классификации бывают в виде текстов, схем. Всякая классификация имеет цель, поэтому от неё обычно зависи выбор основания классификации. поскольку целей может быть очень много, то одна и та же группа предметов может быть расклассифицирована по разным основаниям.
Шаг 3. Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.
Парадоксом называют утверждения, резко расходящиеся с общепринятыми мнениями или наблюдениями. Слово «парадокс» образовано от греческого «paradoxs» - неожиданный. Странный, невероятный. В современном значении парадоксом называют два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы.
Шаг 4. Ранжировать основные идеи.
«Ранжирование» происходит от слова «ранг»: в переводе с немецкого это «звание», «чин», «разряд», «категория». Ранжировать идеи – значит, выстроить их по степени важности – какая идея самая главная, какая на втором месте, третьем и других местах
Шаг 5. Предложить сравнения и метафоры.
Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если ты приведёшь примеры, сделаешь сравнения и сопоставления.
Метафора – это оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на основе их переносного значения.
Шаг 6. Выработать суждения и сделать умозаключения.
Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждений или отрицания чего-либо. Мыслить – значит высказывать суждения. На основе проведённого исследования надо сделать собственные суждения о том, что исследовалось.
Умозаключением называется форма мышления, с помощью которой выводится новое знание из того, что уже известно. Подводя итоги собственной исследовательской работы, без суждений и умозаключений не обойтись. Важно. Чтобы все они были строги и опирались на факты, полученные в исследовании.
Шаг 7. Сделать выводы.
Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвёл итогов. Вывод – это заключительное суждение.
Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей. Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше.
|
|
|