Главная страница

«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»


Скачать 59.61 Kb.
Название «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
Дата 16.02.2016
Размер 59.61 Kb.
Тип Документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 29»

ПЛАН

профессионального самообразования

воспитателя 1 кв. категории

Королевой Галины Борисовны на 2012-2013 уч. год


Арзамас,

2013

Тема: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

Ожидаемые результаты:

- закрепление знаний у детей порядкового счета, названия геометрических фигур, временных представлений;

- положительная динамика в математическом развитии детей;

- совершенствование предметно-развивающей среды.

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Этапы работы.

  1. Информационно-педагогический блок

Изучить книгу

Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;


Сентябрь 2012г.

Изучить книгу

Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;


Октябрь 2012г.

Изучить книгу

«Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова


Апрель 2012г.

Посещение городских методических объединений

В течение года

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования ns portal.ru)

Февраль 2012г.



  1. Работа с детьми

    создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка среды

    В течение года

    специальные занятия по сенсорному воспитанию

    В течение года

    занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.)

    В течение года


    сенсорное развитие осуществляемое в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию

    В течение года


    Проведение игр:

    Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

    ,,Чудесный мешочек,,

    ,, Определи на ощупь,, ( найти предметы различающиеся по одному  признаку)

    ,,Платочек для куклы,, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

    ,,Узнай фигуру,, ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

    ,, Найди пару,, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)


    Сентябрь – ноябрь 2012г.


    Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

    ,, Найди предмет указанной формы,, (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)  

    ,,Из каких фигур состоит…?,, (нужно по рисунку определить,  из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

    ,,Найди предмет такой же формы,, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

    ,,Какая фигура лишняя?,, (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)                



    Январь 2013г


    Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

    ,,Сравни предметы по высоте,,

    ,,Самая длинная, самая короткая,, (предложить разложить разноцветные  ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно  предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

    ,,Разноцветные кружки,, (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

    ,,В какую коробку?,, (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

    ,,Дальше - ближе,, (предложить по рисунку определить положение   игры и    предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)


    декабрь - Февраль

    Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

    ,,Какого цвета не стало?,,

    ,,Какого цвета предмет?,, (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

    ,,Собери  гирлянду,, (предложить по памяти собрать гирлянду из   разноцветных кружков в соответствии с образцом)

    ,,Какие цвета использованы?,, (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

    ,,Уточним цвет,, (учить различать и называть близкие цвета)


    Март 2013г.

    1. Закрепление пройденного с детьми

    2. Мониторинг

    Апрель-май 2013г.

  2. Работа с родителями



  1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.




Сентябрь-ноябрь 2012г.

  1. Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

В течение года

  1. Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Декабрь 2012г.

  1. Открытый просмотр для родителей «Все мы любим мамочку»

Март 2013г.