|
Семинар мо учителей технологии, «Круглый стол» Выступление по теме: «Работа с одарёнными детьми на уроках технологии и во внеурочной деятельности»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №27
Городской семинар МО учителей технологии, «Круглый стол»
Выступление по теме:
«Работа с одарёнными детьми
на уроках технологии и во внеурочной деятельности».
Учитель технологии Волкова Татьяна Евгеньевна
г. Комсомольск – на – Амуре
май 2011 г.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к проблемам выявления, обучения и развития одарённых детей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентноспособного. Именно это имел ввиду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: «способности – объяснение вашего успеха»
Одарённость сейчас определяется как способность к выдающимся в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одарённость следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Необходимо принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Поэтому одарённым ребёнком можно считать ребёнка, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями ( или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одарённость представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин.
На сегодняшний день большинство психологов признаёт, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка ( игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества, ведь одна древняя мудрость гласит: «Каковы сегодня дети, - такими станут завтра министры и президенты». Поэтому сегодня остро встаёт вопрос о разработке системы работы с такими детьми, которая бы включала в себя разные уровни, такие как:
Выявление одарённых детей;
Развитие творческих способностей на уроках;
Развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская, проектная работа);
Создание условий успешности по работе с одарёнными детьми.
ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
Выявление одарённых детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Эффективная идентификация одарённости посредством одноразовой процедуры тестирования невозможна. Вместо одномоментного отбора одарённых детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одарённых детей в процессе их обучения.
В своей работе я использую разные методы, позволяющие мне выявить одарённых детей. Самым простым из них является обычное наблюдение за детьми во время уроков. Это позволяет определить первые признаки одарённости среди учащихся 5х классов, которые только что перешли в среднее звено. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Для диагностики одарённости среди учащихся других параллелей я использую методику, проводимую школьным психологом ШТУР (школьный тест умственного развития). Он позврляет количественно оценить как общий уровень интеллекта, так и степень овладения учащимися трёх учебных циклов:
Общественно-гуманитарного
Естественно-научного
Физико-математического
Всего 114 вопросов за 44 минуты. Результат- в процентах.
Затем полученная информация сравнивается, анализируется и обобщается.
Проблема выявления одарённых детей сложна и следует иметь ввиду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.
Диагностика одарённости должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одарённого ребёнка.
Применяю методы стимулирования обучения: создание ситуации успеха, деловые и познавательные игры, введение жизненных ситуаций, стимулирование занимательным содержанием, соревнование.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: творческое задание, проектный метод, создание проблемной ситуации, упражнения, решение технологических задач, самостоятельные практические работы, предоставление возможности на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – творческую.
Методы контроля: тестирование, дифференцированный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль. Во внеурочной деятельности использую различные формы работы, направленые на развитие креативности обучающихся: конкурсы, олимпиады, викторины
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ
Основной формой организации учебного процесса в школе остаётся урок. Формы и приёмы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы.
Необходимо отметить, если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребёнка, то она ведёт за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С.Выгодский назвал «зоной потенциального развития».
Поэтому широкое распространение здесь получают групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.
На основе этого я могу сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся.
Приобщать учащихся к творческой работе
Прививать интерес к творчеству, поиску
Развивать навыки созидания, самореализации.
(Например, Интегрированные уроки: с физикой «Путешествие в мир волокон», с биологией «Комнатные растения в интерьере», с информатикой и биологией: «Рациональное питание- основа здоровья и красоты», с ИЗО «В мире моды» и др.0
Мною накоплен опыт использования метода проектов при обучении учащихся 5-10 классов. В тематике проектов, выполненных учащимися, отражаются не только содержание изучаемого ими программного материала, но и индивидуальные интересы и возможности школьников. Нашими учащимися выполнено много интересных проектов. Они носят исследовательский, познавательный, обучающий характер. Любой из них конкурентно способный и заслуживает рассмотрения. Например, «Сумочка на каждый день»(7кл.), «Колье- в подарок»(9кл.), «Украшение в технике фриволите»(10 кл.), «Панно в стиле батик»(9кл) и др. Особенно ценны и интересны коллективные творческие работы ( где над одной темой работает группа девочек)такие как «Оформление интерьера кабинета технологии» (8кл.), «Родному городу посвящается…»(8 кл.) Каждый найдет себе достойное место и будет востребован. Очень интересны коллективные проекты для внеклассной работы по проведению праздников. Например: на праздновании "Новогодней ёлки" нужны умные и веселые идеи-вдохновители, серьезные и деловые разработчики, скрупулезно и четко выполняющие исполнители.(Проект девятиклассниц «Проведение Новогоднего праздника»). Защита проектов - не менее интересный этап, ведь для него ученицы используют и сами сочиняют стихи, песни, сценки, используют компьютерные презентации. Представление проектов- открытое для всей школы мероприятие, где может побывать каждый, послушать девочек, поучиться, задать вопросы. Не удивительно, что проекты наших учащихся . не раз были финалистами и занимали призовые места в городском конкурсе проектов.
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одарённых учащихся обладают дополнительные занятия и кружки, а также привлечение школьников к участию в олимпиадах и конкурсах разного уровня и, разумеется, система внеурочной проектно-исследовательской деятельности учащихся, которой присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества.
Т. О., можно сказать, что внеурочная деятельность является одним из самых важных этапов в развитии способностей одарённых детей, так как позволяет работать индивидуально с каждым ребёнком. Кроме того, такие занятия посещают дети, проявляющие повышенный интерес к предмету. Именно они, впоследствии, и становятся основными участниками творческих конкурсов, олимпиад и научно-практических конференций разного уровня.
В школе ведётся внеклассная работу по предмету: факультативный курс «Экономика» (3-7 класс), элективный курс «Домашняя экономика» (9 класс), кружок «Лоскуток», участвуем в предметных неделях «Мастер и мастерица», организую индивидуальную работу с одаренными детьми.
На предметной неделе проводим интересные мероприятия, такие как «Шляпный бал»(6-8кл.), Конференция «Секреты Золушки» (5 кл.), «Счастливый случай»(9кл.) и др.
Современные материально-техническая база компьютеризации образовательного процесса даёт мне возможность расширить диапазон индивидуального образования. Это общение по электронной почте, через вэб-камеру и т.д.
Целостную картину результатов обучающихся даёт система портфолио.
Результаты творческого роста Шаровой Татьяны
Учебный год
|
Достижения ученика
|
Средний балл по предмету
|
Олимпиады
|
Конференции, конкурсы
|
Другое
|
2005-2006
|
5,0
|
школьный тур - участник
|
Школьный тур конкурса творческих проектов
|
школьная олимпиада по декоративно-прикладному искусству,
участник городской экологической акции «Помоги зимующей птице»
|
2006-2007
|
5,0
|
школьный тур-1 место,
городской тур-2 место
|
Школьный тур конкурса творческих проектов
|
Участник школьной команды в городском конкурсе агитбригад,
призёр городской олимпиады по декоративно-прикладному искусству,
участник школьной олимпиады по математике, гор. олимпиады по географии,
ведущий школьного праздника осени
|
2007-2008
|
5,0
|
школьный тур-1 место,
городской тур-1 место, краевой-1 место
|
Городской конкурс творческих проектов- 3 место,
выполнение мультимедийного проекта «Рациональное питание-основа здоровья и красоты».
|
Экскурсовод школьного музея, участник гор. конкурса экскурсоводов,
гор. олимпиада по математике, по черчению, школ. олимпиада по географии, школьный отряд «Гвардеец»
|
2008-2009
|
5,0
|
школьный тур-1 место,
городской тур-2 место, краевой тур- 2 место
|
Участник школьной деловой игры «Бизнес-план», выполнение мультимедийного проекта «Загрязнение окружающей среды», городской конкурс декоративно-прикладного творчества «Радуга»- 1 место
|
Участник школьной команды КВН на городском конкурсе,
победитель школьной олимпиады по праву, призёр школьной олимпиады по экономике,
ведущий школьной новогодней ёлки, Дня первоклассника, Дня пятиклассника
|
2009-2010
|
5,0
|
школьный тур-1 место,
городской тур-призёр
|
Участник гор.конкурса мультимедийных презентаций,
городской конкурс «Хочу стать дизайнером»- 2 место, всероссийский конкурс проектов по технологии- призёр
|
Участник школьной команды КВН на городском конкурсе, городской конкурс «Ученик года- 2010»- участник полуфинала
|
Результаты творческого роста Казаковой Ольги, 10 класс
Учебный год
|
Достижения ученика
|
Средний балл по предмету
|
Олимпиады
|
Конференции, конкурсы
|
Другое
|
2008-2009
|
5,0
|
школьный тур-1 место,
городской тур-призёр
|
Городской конкурс творческих проектов - участник
|
Участник школьной агитбригады на конкурсе «На всякий пожарный…»,
участник городской экологической акции «Помоги зимующей птице», городской конкурс компьютерной графики- призёр
|
2009-2010
|
5,0
|
школьный тур-1 место,
городской тур- 2 место,
краевой-1 место
|
городской конкурс декоративно-прикладного творчества «Радуга»- 3 место, городской конкурс творчества «Квартирный вопрос»- призёр, городской конкурс творческих проектов - призёр
|
Призёр школьной олимпиады по экономике и информатике, призёр городского конкурса мультимедийных презентаций
|
2010-2011
|
5,0
|
школьный тур-1 место,
городской тур - призёр,
краевой-2 место
|
Участник всероссийского конкурса проектов по технологии
|
ведущий школьной новогодней ёлки, призёр школьного тура олимпиады по русскому языку, географии, физике, химии, победитель - по экологии и информатике
|
Анализ данных представленных в карте творческого роста Шаровой Татьяны и Казаковой Ольги показывает, что у учениц сформировался высокий уровень творческой активности, они увлеченно занимаются творческими видами деятельности, проявляют оригинальность в решении учебных задач.
В школе и городе проводится много различных конкурсов, выставок, где обучающиеся могут проявить свои творческие способности. Так, например, мои учащиеся 7-10 классов с удовольствием приняли участие в выставках «Котофей» и «Радуга» , «Квартирный вопрос», «Хочу стать дизайнером»,в экологическом подиуме, конкурсе проектов , компьютерных презентаций, научно-практической конференции, и других.
УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Для достижения высокой результативности работы с одарёнными детьми необходимо не только грамотно построить методическую работу, но и создать достаточные условия.
С одной стороны, я как учитель, работающий с одарёнными детьми, постоянно вижу необходимость повышения своей профессиональной компетенции через семинары и обучающие курсы.
Направленность на саморазвитие обучаемого требует от учителя владение информационными технологиями обучениями. Это означает существенное расширение спектра предлагаемых возможностей для реализации ребёнком широких запросов. Развивающая образовательная среда – информационная образовательная среда, способная обеспечить систему возможностей для эффективного развития личности. Время диктует требования к подготовке учителя – в совершенстве владеть современными образовательными и информационными технологиями, быть в курсе расширяющихся возможностей информационной образовательной среды.
Не случаен выбор моей темы по самообразованию «Развитие познавательных интересов на уроках технологии и экономики с применением ИКТ»
С другой стороны, необходимо наличие соответствующей современной материальной базы школы, использование информационной среды учебного учреждения. У нас в распоряжении есть компьютерный класс, нужное программное обеспечение, выход в Интернет.
Кроме того, сами учащиеся, достигшие определённых результатов в своей деятельности, уже способны создавать небольшие компьютерные программы, презентации. Моими учениками созданы ряд компьютерных презентаций для проведения уроков, такие как «Метод проектов», « Машинные швы», «Моделирование одежды», «Вышивка», «Искусство народов Приамурья», «Расчёт калорийности продуктов» и др.), которые, тем не менее, значительно расширяют возможности нашей материальной базы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека.
Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающими нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.
Бесталантных детей нет. Важно только научить их раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.
|
|
|