|
Формы внеурочной работы с одаренными и талантливыми обучающимися
Формы внеурочной работы с одаренными и талантливыми обучающимися
Колобаева В.А., учитель биологии,
МОУ гимназия №1 г.о. Жуковский
Сегодня, когда отмечается резкое возрастание спроса на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, в обществе существует социальная необходимость выявления и развития детской одарённости
Что такое одаренность? И как она проявляется? Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одаренности, в основном придерживаются определения одаренности, которое было предложено комитетом по образованию США 1977г. Суть ее в том, что одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной и более областях.
Одарённые дети характеризуются внутренней мотивацией, большим любопытством. У них отличная память, повышенная концентрация внимания. Они легко прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы, увлекаясь выдвижением нестандартных точек зрения. Наделены ярким воображением, изобретательностью, сохраняют в жизни и учёбе элемент игры, творчески подходят к любому делу. С удовольствием воспринимают сложные задания, и терпеть не могут готового ответа. Отличаются упорством в достижении результата в сфере, которая им интересна. Но, в тоже время их отличает эгоцентризм, наличие личных систем ценностей. Ребёнок уверен, что его восприятие идей и событий идентично восприятию у всех, и если точка зрения основана на параллельном опыте, то ему её довольно трудно воспринимать.
Основными задачами учителя, работающего с одаренными детьми, являются:
- своевременно выявление способных и творчески мыслящих детей с первых уроков изучения биологии;
- обучение ребенка применять и развивать свои способности в учебной деятельности;
- формировать навыки самостоятельного приобщения учеников к меняющимся знаниям и приобретению новых знаний;
- развивать продуктивное мышление, способности переосмысления имеющихся знаний и генерации новых;
Основные направления работы:
- работа с одаренными и талантливыми детьми на уроках биологии;
- внеклассная работа по предмету.
Основной формой организации учебного процесса в школе остаётся урок. Формы и приёмы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием. Они направлены на развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала обучающихся. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, задания повышенной сложности, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии.
Обучение и воспитание составляют единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося. Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органичном сочетании учебно-воспитательной работы в ходе урока с целенаправленным воздействием на учащегося во внеурочное время, поэтому внеклассные занятия справедливо рассматриваются как важная составная часть работы учителя.
Как известно, внеклассной работой по предмету называют такую учебную работу, которую учащиеся добровольно выполняют под руководством учителя во внеурочное время, сверх учебного плана.
Основные цели внеклассной работы – помощь учащимся в определении устойчивых интересов к предмету, определенным видам деятельности; расширение знаний и кругозора учащихся в ходе углубленного изучения программных вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся; осуществление трудового, нравственного и эстетического воспитания учащихся; развитие интереса к предмету, самостоятельности, творческой активности.
Индивидуальная форма внеклассной работы.
К наиболее распространенным видам индивидуальной внеклассной работы относят опыты и наблюдения над растениями и животными в природе, на учебно-опытном участке, изготовление наглядных пособий, подготовка докладов, рефератов.
Групповые эпизодические занятия обычно организуются в связи с подготовкой и проведением школьных массовых мероприятий, например, школьной и городской биологической олимпиады. Для осуществления такой работы подбирается группа интересующихся биологией учащихся, поручается им подобрать определенный материал, выпустить тематическую стенгазету.
Результатом такой работы является активное и довольно успешное участие детей в городских олимпиадах по биологии и экологии (за последние три года победителями и призерами олимпиады по биологии стали 23 обучающихся, по экологии – 11).
Результатом участия в Международном природоведческом интерактивном конкурсе «Колосок - 2011» стало первое место среди статусных школ Московской области за активность и результативность.
Групповые постоянные занятия - исследовательская лаборатория.
Исследовательская деятельность способствует формированию определенного опыта по поиску определенных подходов к проблеме, проигрыванию ситуаций в уме, прогнозированию последствий тех или иных действий, проведению анализа результатов.
На каждом этапе исследовательской деятельности встречаются определённые трудности: выбор темы, формулировка целей и задач, выбор методов исследования. Большую помощь в решении этих проблем оказывает заинтересованность и желание ребёнка заниматься научной работой.
Полноценная научно-познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.
Результатом работы лаборатории является участие детей в ежегодных научно- исследовательских конференциях, проходящих в гимназии («Открытие») и в городе («Интеллектуальное будущее наукограда»).
Результатами успешной внеурочной работы считаю:
Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
Отсутствие неуспевающих по предмету.
Увеличение количества учащихся, выбирающих биологию как экзамен с успешной сдачей его.
Учащиеся становятся призерами олимпиад по биологии и лауреатами гимназической и городской научно-практических конференций.
Успех внеклассной работы по биологии в большой степени связан с ее содержанием и организацией. Внеклассная работа должна вызвать интерес у школьников, увлекать их различными видами деятельности. Поэтому ее нельзя превращать в дополнительные занятия учащихся по изучаемым в школе разделам биологии, проводить подобно классным урокам, лабораторным и другим обязательным занятиям.
Накопленный опыт внеклассной работы показывает, что в ее основе должна лежать самостоятельная, преимущественно исследовательского характера деятельность учащихся, проводимая под руководством учителя: самостоятельные опыты и наблюдения, работа со справочниками, определителями, журналами, научно-популярной литературой.
Список использованной литературы
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002г.
Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети.- М.: Знание, 1991г.
Гилева Е.А. Метод проектов – эффективный способ повышения качества образования М. Школа 2001г. №2
Савенков А.И. Одарённый ребенок в массовой школе. Ред. Ушакова М.А. - М.: Сентябрь, 2001г.
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2004г.
|
|
|