|
«особенности применения системы ученической экспертизы на уроках технологии»
Министерство образования и науки Волгоградской области
Отдел по образованию, опеке и попечительству
Администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области
Научно –практический семинар методического объединения учителей технологии Кумылженского муниципального района Волгоградской области
Тихонов С.П.,
учитель Технологии МКОУ
Кумылженской СОШ №1 им. Знаменского А.Д.,
Кумылженского района, Волгоградской области.
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»
(из опыта педагогической деятельности при выполнении практических работ в учебных мастерских)
Станица Кумылженская
2014 год.
2.
Современное образование в настоящее время переживает процесс кардинальной перестройки не только в плане изменения учебной нагрузки, причем как мне кажется не всегда это происходит в лучшую сторону, но и меняется сама природа образовательного процесса, когда реальность требует так строить процесс обучения и воспитания учащихся, чтобы им эти знания, умения и навыки действительно пригодились бы в дальнейшей жизнедеятельности, а не оставались лежать в памяти невостребованным, мертвым грузом. И конечно в первую очередь, при планировании занятий учитель должен выполнять и соблюдать требования государственного стандарта. В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта в учебно-воспитательном процессе необходимо больше уделять внимание на развитие инициативы, самостоятельности и творческой активности учащихся. Тем более считаю это правильным в свете подготовке ребят к их будущей, уже взрослой жизни.
Когда от уровня их способности уметь принимать самим и только самим любые решения, и причем знать о том, что правильность выбора является верной и обоснованной. Уметь грамотно, даже можно сказать профессионально в зависимости от сложившийся, и в ряде случаев может быть в нестандартной ситуации, когда молодой человек уже сможет действовать сам и без помощи наставника, имея определенный опыт подготовки в т.ч. при изучении нашего предмета.
Вот уже два три года подряд, с учётом накопленного практического опыта, с целью повышения творческой активности учеников, принятию на себя совсем другого уровня ответственности, раскрытия своих скрытых возможностей в сфере человеческого общения, на уроках Технологии внедрены и успешно реализуются современные педагогические технологии, адаптированные к конкретным педагогическим условиям, с учетом специфики предмета, в частности в виде элементов игровой технологии
( «Ролевая игра», «Рейтинговые состязания», «Урок-викторина» и др.) .
Также в рамках этой технологии, для более полной реализации себя как личности, расширения кругозора, развития специальных умений и навыков (в области проведения ученической экспертизы) в целом успешно применяю свою методическую разработку: «Система ученической экспертизы на уроках Технологии».
3.
Собственно элементы этой методики не только мною, но и насколько знаю другими учителями, также успешно были использованы при проведении практических работ, например в тех случаях, когда назначали дежурных по классу. И в их обязанности как раз входили некоторые функции по контролю за соблюдением правил по технике безопасности, контроль за качеством выполненных операций, сохранности инструментов и станочного оборудования и т.д.
При этом если раньше просто назначались дежурные по классу, и ни для кого не секрет, что ребята не всегда с удовольствием относились к своим обязанностям, именно как дежурным, то теперь они выполняя те-же функции, плюс дополнительно стали работать в качестве добровольных помощников учителя, как «Ученические эксперты».
И даже чисто психологически, уже при такой постановке методической задачи у ребят возникает соответственно понимание того, что они перешли на другой, качественно более высокий уровень в образовательном процессе.
Теперь им предстоит не просто, как это было прежде, следить за порядком и дисциплиной в классе, но и также применяя приобретенные заранее необходимые знания и опыт по предмету Технология, самостоятельно выполнять определенные функции экспертов при выполнении практических работ. Соответственно за эту работу в качестве «экспертов»*, ребята получали дополнительную оценку.
Чтобы не быть голословным привожу пример использования данной методики при изучении темы: «Художественная обработка древесины. Художественное выжигание», в 5-м классе. [1] Заблаговременно, в конце урока по изучению предшествующей темы, напоминаю фамилии назначенных (по графику) экспертов. Объявляю им тему будущего занятия, провожу краткий инструктаж.
Особое внимание ребят обращаю на знание и строгое выполнение правил и норм безопасности при выполнении практической работы с выжигателем (при самостоятельном изучении теоретической части нового занятия).
Во время проведения нового занятия в 5-м классе, ученики- эксперты раздают учащимся карточки- задания, образцы изделий, контролируют и корректируют ход выполнения графической работы по изображению
4.
рисунков и образцов орнамента, сами с удовольствием помогают ребятам создать совместные эскизы образцов будущих изделий.
При выполнении учебно- практической работы с выжигателем проводят вводный инструктаж по Технике безопасности, показывают приёмы безопасной работы с инструментом, говорят о возможных ошибках, контролируют рабочий процесс. При этом используются наглядные пособия и средства ТСО. В конце выполнения практического задания, выставляют в специальном журнале свои предварительные**, контрольные оценочные баллы и объявляют их в классе с комментариями.
После объявления оценок экспертами, их товарищи выставляют контрольные баллы «Ученическим экспертам», где оценивают общий уровень работы экспертов на уроке ( в т.ч. манеру их обращения, качество проведения экспертизы, эффективность оказания помощи при выполнении учебного задания и др.). В случае, когда работа экспертов была особенно удачной, точнее даже если как-бы сказать и ребята и учитель чувствовали и видели что работа экспертной группы была на достойном, высоком уровне, то после проведения голосования в классе, записываю им официальную «БЛАГОДАРНОСТЬ» в дневник и электронный журнал.
Помню случаи, когда родители, увидев такие записи с благодарностью были приятно удивлены и обрадованы успехам своих детей в учёбе. О чём и мне говорили, что в результате, сами ребята старались уже и дальше соответствовать достигнутому высокому уровню оценки их учебной деятельности.
В настоящее время, с учётом исправленных ошибок, внедрению новых функциональных обязанностей ученических экспертов, применению информационно-коммуникационных технологий и некоторых других методических «задумок», наблюдается неуклонный рост интереса учащихся к исполнению данных обязанностей в качестве «ученических экспертов». При этом, без исключения во всех случаях, повышается не только общий уровень самодисциплины и ответственности, но и общий уровень познавательной и творческой, а также поисково- исследовательской активности учащихся по предмету Технология.
5.
Конкретно, для применения методики можно использовать структурную таблицу построения экспертной работы учащихся (см. Приложение. Таблица 1). Конечно, данные условия, отображенные в таблице являются примерными и могут быть заменены учителем на другие, более подходящими (по его мнению) в зависимости от обстановки.
В заключение статьи хочу обратить внимание педагогов ещё на один важный момент. Это касается в первую очередь составления календарно-тематической документации в рамках организационного обеспечения ФГОС ООО (привожу цитату из статьи): «Качественная профессиональная подготовка и высокая квалификация учителя – обязательные условия реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
С 1 сентября 2011г. в первых классах всех школ России началась реализация федерального государственного образовательного стандарта.
В связи с этим перед администрацией школ, методическими службами встала задача подготовки учителей к деятельности в рамках нового стандарта. ФГОС нового поколения по предмету «Технология» вводится в 5 классе по мере готовности образовательного учреждения в 2014-2015 учебном году; обязательное введение – 2015- 2016 учебный год. Одним из важнейших организационных условий введения и реализации ФГОС ООО является готовность учителя к составлению рабочей программы по предмету.
Для того, чтобы качественно составить рабочую программу необходимо тщательно проанализировать следующие документы: непосредственно сам текст стандарта, в котором в п.18.2.2 указана структура рабочей программы, фундаментальное ядро, универсальные учебные действия обучающихся, примерную программу по технологии, авторскую программу из учебно-методического комплекса, по которому работает учитель.» [2].
6.
Надеюсь мой педагогический опыт по применению системы ученической экспертизы может пригодится в работе нашим уважаемым коллегам. Конечно с учётом разных условий образовательного процесса, психолого- возрастных особенностей детей и наличия других факторов, каждый педагог может (возможно с изменениями, в зависимости от обстоятельств) успешно применить данную методическую разработку с пользой при изучении такого уникального, многогранного и творчески увлекательного учебного предмета, как Технология. В связи с этим вспомнил слова одного киногероя из старого фильма. Он в частности сказал: «…кто владеет технологиями, тот владеет миром!»
Желаю всем участникам образовательного процесса- новых творческих побед и достижений, радости открытия нового, в этом нелёгком, но увлекательном деле!
*Примечание. Вышеуказанный педагогический прием, такой как назначение учеников в качестве экспертов, можно рассматривать также в виде применения элементов применения Технологии ТРИЗа в образовательном процессе, призванным качественно улучшить не только изучение нового учебного материала, но и перейти но новый, более высокий уровень ответственности и самоконтроля учащихся.
**Примечание. Окончательные оценки учащимся в классный журнал выставляет учитель.
7.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Таблица 1.
Примерная структура построения экспертной работы учащихся
№/№
|
Функциональ-ные действия
|
Операцион-
ный контроль
|
Система взаимодействия и коррекция
|
Ответствен-ные
|
1.
|
Назначение экспертов по графику
|
Начальный инструктаж
|
Учитель-ученик. Допускаются изменения графика работ по обстановке
|
Старший группы, помощник учителя.
|
2.
|
Знакомство с материалом
|
Текущий инструктаж
|
Учитель-ученик
|
Старший эксперт
|
3.
|
Выполнение задания
|
Контрольный тест-опрос
|
Ученик- источники информации
|
Эксперты по ИКТ
|
4.
|
Проведение рабочей экспертизы
|
Инструктаж на рабочем месте
|
Ученик-эксперт. Возможная корректиров-ка задания по ходу выполнения работы
|
Эксперты
|
5.
|
Выставление предваритель-
ных оценочных баллов
|
Заключитель-ный инструктаж
|
Ученик-эксперт. Исправление допущенных ошибок
|
Эксперты
|
6.
|
Проведение заключитель-
ной экспертизы. Анализ и оценка работы экспертов
|
Стендовые испытания и сравнитель-ный анализ выполненных работ
|
Ученик- эксперт- учитель- класс
|
Эксперты, учитель
|
8.
ЛИТЕРАТУРА
Рабочая программа по технологии, 5-е классы, для сельских школ. (мальчики). Тихонов С.П. (см. на моем сайте).2010-2014 г.г.
Статья по нов. ФГОС на уроках технологии. Автор: Верёвкина Н.В., методист кафедры теории и методики предмета АО ИОО. Интернет-адрес материала - http://nverevkina.ru/? 2014 г.
Сборник научно- методических журналов «Школа и производство», 2001- 2014 г.г.
Учебники «Технология. Индустриальные технологии. 5 класс: учеб. для гор. общеобразоват. учреждений / Е.С.Глозман [и др.]; под ред. Ю.Л.Хотунцева, Е.С.Глозмана. - М.: Мнемозина, 2012; учебника «Технология» под редакцией Симоненко В.Д. 5 класс. Москва. Издательство «Вентана- Граф».2010 г.
Методический материал исправлен и дополнен в 2015г.
В соответствии с Законом РФ «О защите авторских и иных прав»,
использование и копирование методического материала разрешено с обязательным указанием ссылки на имя автора.
svt_cod//traveller_01256_2015_08/ru.
|
|
|