Главная страница

«особенности применения системы ученической экспертизы на уроках технологии»


Скачать 95.22 Kb.
Название «особенности применения системы ученической экспертизы на уроках технологии»
Дата 29.02.2016
Размер 95.22 Kb.
Тип Доклад

Министерство образования и науки Волгоградской области

Отдел по образованию, опеке и попечительству

Администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области

Научно –практический семинар методического объединения учителей технологии Кумылженского муниципального района Волгоградской области

Тихонов С.П.,

учитель Технологии МКОУ

Кумылженской СОШ №1 им. Знаменского А.Д.,

Кумылженского района, Волгоградской области.



ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»

(из опыта педагогической деятельности при выполнении практических работ в учебных мастерских)

Станица Кумылженская

2014 год.

2.

Современное образование в настоящее время переживает процесс кардинальной перестройки не только в плане изменения учебной нагрузки, причем как мне кажется не всегда это происходит в лучшую сторону, но и меняется сама природа образовательного процесса, когда реальность требует так строить процесс обучения и воспитания учащихся, чтобы им эти знания, умения и навыки действительно пригодились бы в дальнейшей жизнедеятельности, а не оставались лежать в памяти невостребованным, мертвым грузом. И конечно в первую очередь, при планировании занятий учитель должен выполнять и соблюдать требования государственного стандарта. В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта в учебно-воспитательном процессе необходимо больше уделять внимание на развитие инициативы, самостоятельности и творческой активности учащихся. Тем более считаю это правильным в свете подготовке ребят к их будущей, уже взрослой жизни.

Когда от уровня их способности уметь принимать самим и только самим любые решения, и причем знать о том, что правильность выбора является верной и обоснованной. Уметь грамотно, даже можно сказать профессионально в зависимости от сложившийся, и в ряде случаев может быть в нестандартной ситуации, когда молодой человек уже сможет действовать сам и без помощи наставника, имея определенный опыт подготовки в т.ч. при изучении нашего предмета.

Вот уже два три года подряд, с учётом накопленного практического опыта, с целью повышения творческой активности учеников, принятию на себя совсем другого уровня ответственности, раскрытия своих скрытых возможностей в сфере человеческого общения, на уроках Технологии внедрены и успешно реализуются современные педагогические технологии, адаптированные к конкретным педагогическим условиям, с учетом специфики предмета, в частности в виде элементов игровой технологии

( «Ролевая игра», «Рейтинговые состязания», «Урок-викторина» и др.) .

Также в рамках этой технологии, для более полной реализации себя как личности, расширения кругозора, развития специальных умений и навыков (в области проведения ученической экспертизы) в целом успешно применяю свою методическую разработку: «Система ученической экспертизы на уроках Технологии».

3.

Собственно элементы этой методики не только мною, но и насколько знаю другими учителями, также успешно были использованы при проведении практических работ, например в тех случаях, когда назначали дежурных по классу. И в их обязанности как раз входили некоторые функции по контролю за соблюдением правил по технике безопасности, контроль за качеством выполненных операций, сохранности инструментов и станочного оборудования и т.д.

При этом если раньше просто назначались дежурные по классу, и ни для кого не секрет, что ребята не всегда с удовольствием относились к своим обязанностям, именно как дежурным, то теперь они выполняя те-же функции, плюс дополнительно стали работать в качестве добровольных помощников учителя, как «Ученические эксперты».

И даже чисто психологически, уже при такой постановке методической задачи у ребят возникает соответственно понимание того, что они перешли на другой, качественно более высокий уровень в образовательном процессе.

Теперь им предстоит не просто, как это было прежде, следить за порядком и дисциплиной в классе, но и также применяя приобретенные заранее необходимые знания и опыт по предмету Технология, самостоятельно выполнять определенные функции экспертов при выполнении практических работ. Соответственно за эту работу в качестве «экспертов»*, ребята получали дополнительную оценку.

Чтобы не быть голословным привожу пример использования данной методики при изучении темы: «Художественная обработка древесины. Художественное выжигание», в 5-м классе. [1] Заблаговременно, в конце урока по изучению предшествующей темы, напоминаю фамилии назначенных (по графику) экспертов. Объявляю им тему будущего занятия, провожу краткий инструктаж.

Особое внимание ребят обращаю на знание и строгое выполнение правил и норм безопасности при выполнении практической работы с выжигателем (при самостоятельном изучении теоретической части нового занятия).

Во время проведения нового занятия в 5-м классе, ученики- эксперты раздают учащимся карточки- задания, образцы изделий, контролируют и корректируют ход выполнения графической работы по изображению

4.

рисунков и образцов орнамента, сами с удовольствием помогают ребятам создать совместные эскизы образцов будущих изделий.

При выполнении учебно- практической работы с выжигателем проводят вводный инструктаж по Технике безопасности, показывают приёмы безопасной работы с инструментом, говорят о возможных ошибках, контролируют рабочий процесс. При этом используются наглядные пособия и средства ТСО. В конце выполнения практического задания, выставляют в специальном журнале свои предварительные**, контрольные оценочные баллы и объявляют их в классе с комментариями.

После объявления оценок экспертами, их товарищи выставляют контрольные баллы «Ученическим экспертам», где оценивают общий уровень работы экспертов на уроке ( в т.ч. манеру их обращения, качество проведения экспертизы, эффективность оказания помощи при выполнении учебного задания и др.). В случае, когда работа экспертов была особенно удачной, точнее даже если как-бы сказать и ребята и учитель чувствовали и видели что работа экспертной группы была на достойном, высоком уровне, то после проведения голосования в классе, записываю им официальную «БЛАГОДАРНОСТЬ» в дневник и электронный журнал.

Помню случаи, когда родители, увидев такие записи с благодарностью были приятно удивлены и обрадованы успехам своих детей в учёбе. О чём и мне говорили, что в результате, сами ребята старались уже и дальше соответствовать достигнутому высокому уровню оценки их учебной деятельности.

В настоящее время, с учётом исправленных ошибок, внедрению новых функциональных обязанностей ученических экспертов, применению информационно-коммуникационных технологий и некоторых других методических «задумок», наблюдается неуклонный рост интереса учащихся к исполнению данных обязанностей в качестве «ученических экспертов». При этом, без исключения во всех случаях, повышается не только общий уровень самодисциплины и ответственности, но и общий уровень познавательной и творческой, а также поисково- исследовательской активности учащихся по предмету Технология.

5.

Конкретно, для применения методики можно использовать структурную таблицу построения экспертной работы учащихся (см. Приложение. Таблица 1). Конечно, данные условия, отображенные в таблице являются примерными и могут быть заменены учителем на другие, более подходящими (по его мнению) в зависимости от обстановки.

В заключение статьи хочу обратить внимание педагогов ещё на один важный момент. Это касается в первую очередь составления календарно-тематической документации в рамках организационного обеспечения ФГОС ООО (привожу цитату из статьи): «Качественная профессиональная подготовка и высокая квалификация учителя – обязательные условия реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

С 1 сентября 2011г. в первых классах всех школ России началась реализация федерального государственного образовательного стандарта.

В связи с этим перед администрацией школ, методическими службами встала задача подготовки учителей к деятельности в рамках нового стандарта. ФГОС нового поколения по предмету «Технология» вводится в 5 классе по мере готовности образовательного учреждения в 2014-2015 учебном году; обязательное введение – 2015- 2016 учебный год. Одним из важнейших организационных условий введения и реализации ФГОС ООО является готовность учителя к составлению рабочей программы по предмету.

Для того, чтобы качественно составить рабочую программу необходимо тщательно проанализировать следующие документы: непосредственно сам текст стандарта, в котором в п.18.2.2 указана структура рабочей программы, фундаментальное ядро, универсальные учебные действия обучающихся, примерную программу по технологии, авторскую программу из учебно-методического комплекса, по которому работает учитель.» [2].

6.

Надеюсь мой педагогический опыт по применению системы ученической экспертизы может пригодится в работе нашим уважаемым коллегам. Конечно с учётом разных условий образовательного процесса, психолого- возрастных особенностей детей и наличия других факторов, каждый педагог может (возможно с изменениями, в зависимости от обстоятельств) успешно применить данную методическую разработку с пользой при изучении такого уникального, многогранного и творчески увлекательного учебного предмета, как Технология. В связи с этим вспомнил слова одного киногероя из старого фильма. Он в частности сказал: «…кто владеет технологиями, тот владеет миром!»

Желаю всем участникам образовательного процесса- новых творческих побед и достижений, радости открытия нового, в этом нелёгком, но увлекательном деле!

*Примечание. Вышеуказанный педагогический прием, такой как назначение учеников в качестве экспертов, можно рассматривать также в виде применения элементов применения Технологии ТРИЗа в образовательном процессе, призванным качественно улучшить не только изучение нового учебного материала, но и перейти но новый, более высокий уровень ответственности и самоконтроля учащихся.

**Примечание. Окончательные оценки учащимся в классный журнал выставляет учитель.

7.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Таблица 1.

Примерная структура построения экспертной работы учащихся

№/№

Функциональ-ные действия

Операцион-

ный контроль

Система взаимодействия и коррекция

Ответствен-ные

1.

Назначение экспертов по графику

Начальный инструктаж


Учитель-ученик. Допускаются изменения графика работ по обстановке

Старший группы, помощник учителя.

2.

Знакомство с материалом

Текущий инструктаж

Учитель-ученик

Старший эксперт

3.


Выполнение задания

Контрольный тест-опрос

Ученик- источники информации

Эксперты по ИКТ

4.

Проведение рабочей экспертизы

Инструктаж на рабочем месте

Ученик-эксперт. Возможная корректиров-ка задания по ходу выполнения работы

Эксперты

5.

Выставление предваритель-

ных оценочных баллов

Заключитель-ный инструктаж

Ученик-эксперт. Исправление допущенных ошибок

Эксперты

6.

Проведение заключитель-

ной экспертизы. Анализ и оценка работы экспертов

Стендовые испытания и сравнитель-ный анализ выполненных работ

Ученик- эксперт- учитель- класс

Эксперты, учитель




8.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Рабочая программа по технологии, 5-е классы, для сельских школ. (мальчики). Тихонов С.П. (см. на моем сайте).2010-2014 г.г.



  1. Статья по нов. ФГОС на уроках технологии. Автор: Верёвкина Н.В., методист кафедры теории и методики предмета АО ИОО. Интернет-адрес материала - http://nverevkina.ru/? 2014 г.



  1. Сборник научно- методических журналов «Школа и производство», 2001- 2014 г.г.



  1. Учебники «Технология. Индустриальные технологии. 5 класс: учеб. для гор. общеобразоват. учреждений / Е.С.Глозман [и др.]; под ред. Ю.Л.Хотунцева, Е.С.Глозмана. - М.: Мнемозина, 2012; учебника «Технология» под редакцией Симоненко В.Д. 5 класс. Москва. Издательство «Вентана- Граф».2010 г.

Методический материал исправлен и дополнен в 2015г.

В соответствии с Законом РФ «О защите авторских и иных прав»,

использование и копирование методического материала разрешено с обязательным указанием ссылки на имя автора.

svt_cod//traveller_01256_2015_08/ru.