|
Съедобные и несъедобные грибы
КОНСПЕКТ УРОКА-ЗАНЯТИЯ
по предмету «Развитие речи и окружающий мир»
на тему «Съедобные и несъедобные грибы.»
Учитель: Чумакова Т.П.
Цели: обобщить и закрепить знания учащихся о грибах и их разнообразии;
Задачи:
Образовательные: актуализировать знания детей о грибах; закрепить знания учащихся о правилах сбора грибов;
Коррекционные: способствовать развитию слухового и зрительного восприятия и внимания; уточнять и расширять словарный запас учащихся; упражнять в подборе родственных слов, учить согласовывать существительные мн.ч. родительного падежа, закреплять умение составлять предложения из слов, данных вразбивку.
Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, ответственное отношение к природе и своему здоровью;
Оборудование: ИКТ (презентация), картинка с изображением гриба, карточки со словами «съедобные», «несъедобные», «грибница», набор карточек с изображением грибов, мяч, карточки с заданием (приложение 1, 2).
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Средства деятельности
|
I.Орг. момент.
Сообщение темы урока.
|
Ребята, у нас на уроке гости. Поздоровайтесь с ними.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Назовите сегодняшнее число и месяц.
– День недели.
– Время года.
- Отгадайте загадку:
У него одна нога
Да и та без башмака.
Что это?
Правильно, это гриб. А где растут грибы?
А кто из вас ходил в лес за грибами?
Сегодня на уроке мы повторим всё, что уже знаем о грибах и постараемся узнать что-то новое.
|
Приветствуют гостей.
3 октября
Четверг
Осень
-гриб
-в лесу
|
Предъявляется картинка с изображением гриба.
|
II.Основная часть.
Актуализация знаний учащихся о многообразии грибов, об их внешних признаках и месте произрастания
|
1. Рассказ учителя, рассматривание съедобных и несъедобных грибов.
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
- Когда начинают расти грибы?
Грибы расти начинают во 2-ой половине лета. Т.к. к этому времени прогрелась земля и в ней много влаги. Растут грибы до глубокой осени.
-Где растут грибы?
Грибы растут около определенных деревьев:
белые или боровики около берез, елей, дубов. (слайд2)
Подосиновики – растут рядом с осиной.(слайд 3)
Подберезовики – под березой.(слайд 4) Рыжики, волнушки – возле ели, сосны.
(слайд 5)
Маслята – в молодых сосновых лесах.
(слайд 6)
Сыроежки – растут поодиночке. Они очень нарядные красные, желтые, зеленые, серые (слайд 7)
Опята на пнях. (слайд 8)
Лисички растут семейками.(слайд 9)
- Ребята, какие грибы я назвала? Можно ли их есть? Это все съедобные грибы.
Среди грибов существуют несъедобные. Эти грибы нельзя употреблять в пищу людям.
Самый ядовитый гриб – бледная поганка (Слайд 10)
Мухомор – тоже ядовитый гриб – он с красной шляпкой и белыми пятнами. (Слайд 11)
Хоть и ядовит мухомор для человека, но для лесных зверей служит лекарством.
|
Смотрят презентацию и слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя.
- Летом, осенью
В лесу, около деревьев
Да, можно
|
(презентация)
(вывешивается слово «съедобные»)
(вывешивается слово «несъедобные»)
|
Физминутка
Упражнение в словоизменении
|
Игра с мячом «один-много»
- Я нашла один гриб, а вы много…
Подберезовик
Подосиновик
Мухомор
Рыжик
Сыроежка
Лисичка
Волнушка
Поганка
|
грибов
Подберезовиков
Подосиновиков
Мухоморов
Рыжиков
Сыроежек
Лисичек
Волнушек
Поганок
|
Мяч
|
Объяснение нового материала.
Первичное закрепление.
Развитие зрительного внимания, зрительной памяти.
|
2. Строение гриба.
- Ребята, давайте рассмотрим, из каких частей состоит гриб. Грибы не похожи на растения, их даже выделяют в отдельную группу. У всех грибов есть шляпка, ножка, грибница – это такие тонкие белые нити, которые находятся под землей.(12 слайд) Это как будто корень гриба. Собирая грибы, надо аккуратно срезать их ножом, чтобы не повредить грибницу. На следующий год из неё опять вырастет гриб. В начале урока мы с вами говорили о том, что грибы растут рядом с деревьями или на пнях. Это не случайно. Оказывается, корни деревьев срастаются с грибницей, которая помогает деревьям получать из почвы воду и питательные вещества. (13 слайд)
Собирать грибы - большое удовольствие, но, собирая грибы, помните:
Гриб срезай ножом (показ.) Не разрывай землю вокруг найденного гриба, присыпь это место листьями, хвоёй. Не бери незнакомые грибы, они могут быть ядовитые. Не собирай старые и червивые грибы, в них тоже может быть яд. Никогда не срывай грибы зря: ими питаются многие животные, а некоторыми ядовитыми, для человека грибами они даже лечатся. (14 слайд)
3. отгадывание загадок
Растут в лесу сестрички
Рыжие…
Я в красной шапочке расту
Под стройною осиною
Меня узнаешь за версту
Зовусь я …
Возле леса на опушке
Украшая темный бор
Вырос пестрый как Петрушка Ядовитый…
На пеньке растут ребята
Называют их …
У него невзрачный вид
Воланчик на ножке его не украсил
Ты не трогай этот гриб
Его называют …
Серенькие шапочки
Тоненькие ножки
Под березою растут
Как их зовут? ….
На толстой бледной ножке
Коричневая шляпа
Наверняка любой грибник
Найти мечтает …
4. д.и. «Что изменилось?», «Что пропало?»
Да ребята, вы собрали целую корзину грибов. А что же с ними можно делать?
Грибы можно варить, жарить, солить.
|
Лисички
подосиновик
мухомор
опята
бледной поганкой
Подберезовики.
Боровик
Варианты ответов.
|
Вывешивается слово «грибница»
При верном ответе предъявляется картинка-отгадка.
|
Физминутка
|
Свежий воздух мы вдохнём –
За грибами все пойдём:
Друг за другом по тропинке,
А в руках у нас корзинки.
Вот болотце впереди
Как же нам его пройти?
Встанем на носочки,
Прыгнем мы на кочку.
На полянке у реки
Мы увидели грибы.
Их в корзинку соберём
И в обратный путь пойдём!
|
|
|
Работа в тетради. Индивидуальная работа.
|
Откройте тетради. Запишите число и тему урока. Задание для более сильных учеников – Составить предложения из слов, данных вразбивку. С остальными учащимися проводится совместная работа по заполнению кроссворда словами, родственными слову «гриб»
|
Выполняют задание в тетради.
|
Карточки с заданиями. (приложение 1, 2)
|
III подведение итогов.
|
-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили на уроке. Какие грибы растут в нашей местности? Из каких частей состоит гриб? Какие правила при сборе грибов надо соблюдать? Молодцы!(оценивается работа каждого ученика)
|
Ответы детей
|
|
Приложение 1.
Составить предложения из слов.
Грибы в растут лесу
несъедобные бывают Грибы съедобные и
грибов У есть шляпка всех ножка грибница
собирать незнакомые старые Нельзя или грибы червивые
ножом срезать нужно Грибы
можно варить Грибы жарить солить
Приложение 2.
|
|
|