|
Конспект занятия. Лексическая тема: «Животные жарких стран» Цел ь
Конспект занятия.
Лексическая тема: «Животные жарких стран»
Цель:уточнить с детьми названия животных жарких стран и их детенышей; уточнить внешние признаки, их строение, чем питаются, характерные повадки;
Коррекционно-образовательные задачи Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Животные жарких стран» Совершенствование лексико- грамматического строя речи ( образовывать притяжательные прилагательные, сложные слова; учить детей понимать и объяснять значение крылатых выражений; закрепить словарь по данной теме.Развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове). Совершенствование слогового анализа слова..
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к животным.
Оборудование:демонстрационный материал — картинки с изображением животных жарких стран; раздаточный материал — картинки с изображением какой-либо части тела животного.
Ход занятия
1. Организационный момент
В джунглях звон везде летит,
Если слон во всю трубит.
А у жирафа шея длинная,
И все видать ему вокруг.
У зебры грива лошадиная,
Она для всех хороший друг.
А по пустыне поутру
Легко скакала кенгуру.
От солнца все в глазах искрится.
С тигрятами лежит тигрица.
В далекой Африке за всех
Отвечает храбрый лев.
2. Беседа о животных жарких стран
Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О животных.)
А как вы думаете, где они живут? (В Африке.)
Закройте глаза и представьте себе Африку. Пустыня... Вокруг — то желтые, мелкие, нежные, как пудра, пески, то серые, выветренные камни. Знойное небо дышит жарой. Ни воды, ни кустика зелени. Это Африка. А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные. Летают птицы, похожие на волшебные цветы. Здесь всегда сумрачно и влажно. Слышится рев хищников и визг обезьян. Это тоже Африка.
Кроме Африки есть и другие жаркие страны — Австралия, Индия, Южная Америка, где живут эти животные.
Существует два вида слонов: африканские — самые крупные животные. Индийские — меньше. Слон — громадное животное. Шкура у него морщинистая, голая, без шерсти. Хобот длинный и упругий. Его слоны используют для того, чтобы срывать растения, подносить их ко рту. Из хобота слоны поливают себя водой или осыпают пылью. Если приучить слона, он будет хорошим помощником: деревья в лесу клыками выкорчевывать, большие камни с места на место перетаскивать. Слон — очень умное животное. Логопед загадывает загадку:
Кто имеет один рог? Отгадайте... (Носорог.) (Выставляется картинка.)
Почему он так называется?
А это кто? (Бегемот.)
Дети сравнивают двух животных. (Различия: носорог большую часть времени проводит на суше, а бегемот в воде. Окрас у носорога черный и белый, а у бегемота коричневый. У носорога есть рога или рог, а у бегемота — нет. Сходство: они травоядные животные. Кормятся листвой, травой, корнями. Кормятся ночью.)
Выставляется картинка «Кенгуру».
Дети рассказывают об этом животном и логопед обобщает:
— Кенгуру — животное Австралии. Передвигается прыжками, у него мощные сильные задние лапы и хвост, с помощью которого оно удерживает равновесие. На животе у кенгуру — сумка, с находящимся там маленьким детенышем. Кенгуру — это травоядное животное.
Логопед загадывает загадки: Это зверь какой-то странный, Шея, как стрела у крана. Чтобы ртом достать до трав, Вдвое сложится... (Жираф.) (Выставляется картинка.)
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы.
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы. (Зебра.) (Выставляется картинка.)
Дети сравнивают двух животных. Выставляется картинка «Верблюд».
— Верблюды бывают двух видов: однои двугорбые. Они живут в жарких сыпучих песках. Верблюды дольше всех могут терпеть голод и жажду. На спине у них горбы, наполненные жиром. Неделю могут прожить они без еды и питья — жир их прокормит. Питаются верблюды сухими травами и листьями пустынных растений.
Каких еще животных жарких стран вы знаете?
Что можете о них рассказать?
3. Дидактическая игра «Кто у кого?»
У львицы — львенок, львята.
У тигрицы — тигренок, тигрята.
У слонихи — слоненок, слонята.
У жирафа — жирафенок, жирафята.
У верблюдицы — верблюжонок, верблюжата.
У кенгуру — кенгуренок, кенгурята.
У зебры — зебренок, зебрята.
4. Физкультминутка «Чудесное превращение»
Дилы-дилы-дилы — появились крокодилы, Дети изображают дремлющего крокодила.
Моты-моты-моты — появились бегемоты. Показывают, как шагают бегемоты, как широко они открывают рты.
Афы-афы-афы — жуют листики жирафы. Дети тянутся вверх, изображая жирафов.
Ны-ны-ны — водой брызгают слоны. Надувают щеки, как бы набирая воду, затем, брызгают.
Яны-яны-яны — по веткам скачут обезьяны. Дети изображают скачущих обезьян.
5. Дидактическая игра «Добавь словечко»
В Африке живут ловкие, хвостатые ... (Обезьяны.)
В Африке живут большие, толстокожие ... (Бегемоты.)
В Африке живут сильные, гривастые ... (Львы.)
В Африке живут пугливые, быстрые, полосатые ... (Зебры.)
В Африке живут пятнистые, длинношеие ... (Жирафы.)
А также выносливые, двугорбые ... (Верблюды.)
И еще огромные, сильные... (Слоны.)
6. Дидактическая игра «Чье это?»
У детей на столах лежат картинки с изображением какой-либо части тела животного. Грива чья? — львиная. Шея чья? — жирафья. Хвост чей? — обезьяний. Хобот чей? — слоновый. Горб чей? — верблюжий.
7. Дидактическая игра «Составь слово» Образование сложных слов.
У жирафа длинная шея — жираф какой?
У бегемота толстые ноги — ... .
У льва густая грива — ... .
У обезьяны длинный хвост — ... .
У верблюда два горба — ... .
У слона большие уши — ... .
8. «Кому подходит это определение?»
— Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными или их поведением, внешностью, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или похоже двигается, ведет себя с другими, ест. Я вам сейчас буду называть такие определения, а вы объясните, какому человеку оно подходит.
«Львиная грива». (О человеке, у которого на голове пышная, огромная прическа, много волос.)
«Крокодиловы слезы». (Так можно сказать о человеке, проливающем слезы.)
«Топает, как слон». (Это человек с тяжелой походкой.)
«Кожа, как у бегемота». (О человеке, которого ничем не удивишь.)
«Обезьяньи ужимки». (Так говорят о том, кто любит кривляться.)
«Черепаший шаг». (Человек, который очень медленно ходит.)
«Волчий аппетит». (Очень голодный человек.)
9. Итог занятия
|
|
|