Главная страница

Сценарий литературного вечера заведующая библиотекой киселева галина сергеевна елец 2013 г. Цель


Скачать 111.51 Kb.
Название Сценарий литературного вечера заведующая библиотекой киселева галина сергеевна елец 2013 г. Цель
заведующая библиотекой
Дата 29.02.2016
Размер 111.51 Kb.
Тип Сценарий

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 им.М.М. Пришвина

Сценарий литературного вечера



Выполнила: заведующая библиотекой

КИСЕЛЕВА ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА

Елец 2013 г.

Цель:

- воспитание любви к малой Родине на основе литературного краеведения.

Задачи:

- познакомить с жизнью и творчеством знаменитого писателя-земляка М.М.Пришвина;

- развивать творческие способности учащихся;

-обучать основам актерского мастерства;

-формировать эстетический вкус через оформление рисунков к произведениям М Пришвина;

- формировать литературно-художественный вкус через осмысленное, выразительное чтение произведений писателя;

- расширять читательский кругозор обучающихся.
Оборудование:

-книжная выставка «В гостях у Пришвина»,

- реквизиты к инсценировкам отрывка из сказки В.А.Жуковского (колодец, ковш в колодце и т.д.), рассказов М.Пришвина «Лоси»,

-презентация «В гостях у Пришвина»

- кинофильм «Мальчики» (режиссер Рената Григорьева),

-рисунки учащихся к произведениям М.Пришвина.


Библиотекарь: Дорогие ребята, сегодня мы побываем с вами в гостях у удивительного человека, знаменитого писателя Михаила Михайловича Пришвина. Мы откроем лишь маленькую страничку в его биографии, а именно годы обучения в Елецкой мужской гимназии, т.к именно в то время с Пришвиным произошел случай, имевший большое значение в его творческой судьбе. Итак, «В гостях у Пришвина».

Инсценировка сказки В.А.Жуковского

Рассказчик:

Жил-был царь Берендей, до колен борода. Уж три года был женат и жил в согласии с женою, но всё им Бог детей не давал, и было царю то прискорбно. Нужда случилась царю осмотреть свое государство. Он простился с царицей и восемь месяцев ровно пробыл в отлучке. Девятый месяц был на исходе, когда он к царской столице своей подъезжал, на поле чистом в знойный день отдохнуть рассудил: разбил палатку. Душно стало царю под палаткой и смерть как захотелось выпить студеной воды. Но поле было безводно. Как быть? Что делать? Вот он решил сам объехать все поле, авось попадется на счастье где-нибудь ключ. Поехал и видит колодезь. Заглянул в него: он полон водою до самых краев, золотой ковшик плавает. Царь Берендей за ковшик – не тут-то было: ковшик прочь от руки. «Постой же!- подумал царь Берендей - Я напьюсь без тебя». И недолго сбираясь, жадно прильнул он губами к воде и струю ключевую начал тянуть, не заботясь о том, что в воде утонула вся его борода. Напившись вдоволь, хочет он поднять голову, да не может. Трясет, вертит он головою,- держат его, да и только.
Царь Берендей (кричит):

- Кто там? Пустите!
Голос Кощея Бессмертного из воды:

- Не трудись царь понапрасну, я тебя не пущу. Если же хочешь на волю, дай мне то, что у тебя есть и чего ты не знаешь.
Царь Берендей:

- Изволь, я согласен!
Голос Кощея Бессмертного:

- Смотри же, слово сдержи, чтобы себе не нажить ни попрека, ни худа.
Рассказчик:

Честную выручив бороду, царь отряхнулся, как гоголь… О том, что случилось дальше, вы узнаете из сказки Василия Андреевича Жуковского

«О царе Берендее, сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марии-царевнынода.о сбираясь, жадно прильнул он губами к воде и струю ключевую начал тянуть, не заботясь о том, что в воде утонула вся его б, Кощеевой дочери».

1-ый ведущий:

Эту сказку любил слушать в детстве М.М.Пришвин. Он чувствовал себя героем, который борется со злым Кощеем, совершает подвиги, защищает прекрасную Марью…
2-ой ведущий:

М.М.Пришвин родился 4 февраля 1873 года в селе Хрущёво Елецкого уезда. С детства он любил природу родного края:

Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями.


1-ый ведущий:

С самого раннего детства Пришвин рос в дружбе с крестьянскими детьми, бегал с ними на речку, в лес. У них он учился перекликаться с птицами, переводить их щебетание на свой язык.
2- ой ведущий:

Отец его умер рано, Миша его почти не помнил. Мать его, Мария Ивановна, после смерти мужа осталась одна с пятью малолетними детьми на руках. Ей приходилось очень много работать, чтобы выкупить заложенное имение. Мечтой матери было дать детям высшее образование. Получить образование, необходимое для поступления в университет, можно было в Елецкой мужской гимназии.
1 ученик:

Елецкая мужская гимназия была открыта в сентябре 1871 года в здании бывшего уездного училища, то есть в здании, в котором сейчас находится библиотека и кабинеты технологии. В здании имелось 8 классных комнат, которых было достаточно для пятидесяти гимназистов. Но не было места для учительской, для библиотеки, для занятий гимнастикой. К тому же уже на втором году обучения в гимназии числилось 195 воспитанников. Поэтому решено было построить новое здание. Здание строилось в основном на пожертвования граждан города. Большую сумму внес промышленник Поляков. Уже в сентябре 1875 года гимназисты начали учебный год в нынешнем здании.

2 ученик:

Вот как описывает Иван Алексеевич Бунин свои первые впечатления от гимназии: «…праздничная новизна гимназии: чистый каменный двор её, сверкающие на солнце стекла и медные ручки дверей, чистота, простор и звучность выкрашенных за лето свежей краской коридоров, светлых классов, зал и лестниц, звонкий гам и крик несметной юной толпы, чинность и торжественность первой молитвы перед учением в сборной зале…».
3 ученик:

Чтобы поступить в гимназию, надо было сдать вступительные экзамены по арифметике, русскому языку и Закону Божьему. Миша Пришвин успешно выдержал вступительные испытания и был зачислен в гимназию в 1881 году. В учебном заведении того времени были установлены определенные требования к внешнему виду, поведению гимназистов.
4 ученик:

Каждый гимназист обязан был соблюдать установленную форму одежды: костюм из серого сукна, фуражку темно-синего цвета с кокардой ЕГ (Елецкая гимназия), поясной ремень с пряжкой, на котором значились те же буквы, и серую шинель. Шапки и валенки зимой носить запрещалось. Во всем требовалась опрятность. Обращение друг к другу допускалось только на «Вы». Требовалось быть вежливым, громко не разговаривать.
5 ученик:

Категорически запрещалось курить. Гимназистам разрешалось находиться на улице одним, без родителей, только до 6 часов вечера. Причем, для посещения театра или кино каждый раз обязательно нужно получить письменное разрешение от инспектора и только на воскресный или праздничный день. Каждому гимназисту, попавшемуся без такого разрешения дежурному надзирателю, оценка за поведение снижалась на 1 балл. А это являлось целой трагедией для восьмиклассников, собиравшихся поступать в университет, т.к. выпускников гимназии, имевших по поведению оценку «4», туда не принимали.
Библиотекарь:

Чтобы вы более полно могли представить себе учеников-гимназистов 19 века, т.е. того времени, когда учился Михаил Пришвин, предлагаю вам посмотреть отрывок из кинофильма «Мальчики». Этот фильм снимался в 1996 году в нашем городе, в нашей школе. Диск с фильмом нашей школе подарила режиссер Ренита Андреевна Григорьева.
Просмотр отрывка из кинофильма «Мальчики» (реж. Р. Григорьева)
Библиотекарь:

Вот приблизительно в такой обстановке учился Михаил Пришвин.
1 ведущий:

Учителем географии у М.М.Пришвина был Василий Васильевич Розанов, впоследствии - известный философ и мыслитель. Посмотрите инсценировку отрывка из автобиографического романа Пришвина «Кащеева цепь». Действующие лица: учитель Розанов, ученики Алпатов (прототип Пришвина), Ахилл, Рюрик (клички).
Алпатов: Этот учитель географию, должно быть знает?

Ахилл: Ну, ещё бы! Это самый учёный, у него есть своя книга.

Алпатов: Про Америку?

Ахилл: Нет, какая-то о понимании, и так, что никто не понимает. И говорят – он сумасшедший.

Алпатов: Правда какой-то чудной. А что не понимают, мне это нравится, милый Саша… Вот бы хорошо иметь такую книгу для понимания.

Звенит звонок. Ученики сидят за партами. Учитель ткнул пальцем в Алпатова. Тот вышел к доске.

Учитель: Выучил урок?

Алпатов: Да.(Рассказ об Америке)

Учитель: Ну, ну! Ты, брат, молодец. Знаешь, из тебя что-то выйдет.

Алпатов: Как же это из меня выйдет?

Учитель: Через верх, конечно; то каждый день через низ выходит, а то через верх…Вот, вот выйдет из тебя, и будешь знаменитым путешественником. Садись. Очень хорошо.(ставит в журнал отметку).

Звонок.

Ахилл: Ну и счастливец! Он в тебя, кажется, втюрился.

Алпатов: Вот, Саша, я тебе говорил насчет понимания, как это трудно взять и понять. По-моему, книга у него хорошая, и вовсе он не сумасшедший.

Ахилл: Кому как. Тебе вот вышло счастье, тебя он понял, а меня не понимает и всё единицы жарит,- одному хорошо, другому плохо, это, брат, тоже непонимание.

Монолог Алпатова.

Я все раздумывал, что это значит, быть знаменитым путешественником. Наверно, нужно найти неведомую страну, в которой живут голубые бобры. Но ведь отец сказал, что она в Азии. А путь туда простой: по реке Быстрой Сосне в Дон, из Дона - в Азовское море, в Черное, и потом уже и начнется Малая Азия. Большую часть пути можно совершить даже просто на лодке. Вот это и значит быть знаменитым путешественником.

Перемена перед географией. Алпатов показывает карту своего путешествия. Звонок.

Ученики: Василий Васильевич, Алпатов карту сделал, хочет путешествовать! В Азию! Извольте посмотреть!

Учитель: Почему ты себе выбрал Азию, а не Америку? (Разглядывает карту)

Алпатов: Америка открыта. А в Азии, мне кажется, много неоткрытого. Правда это?

Учитель: Нет, в Азии всё открыто, но там много забыто, и это надо вновь открывать.

Алпатов: Нельзя ли открывать забытые страны с Малой Азии?

Учитель: Можно. Только почему же именно с Малой Азии?

Алпатов: Потому что туда легче всего проехать. Я вот и маршрут наметил: по Сосне, в Дон, в Черное море…

Учитель: Отлично, можно начать с Палестины, и, как делали рыцари, поклониться сначала там Гробу Господню. Ведь там находится колыбель человеческого рода, исторические ворота, через которые проходили все народы. Колыбель человечества где-то в глубине Азии, всё это забыто и нужно все вновь открывать. Вот вам пример (показывает в сторону Алпатова), как нужно учить географию. Вы занимайтесь, как он, вообразите себе, будто вы путешествуете, вам всё ново вокруг в неизвестной стране, вы открываете, и будет всегда интересно. Пять, Алпатов.

Звонок с урока.

Ахилл: Ну и счастливец!

Алпатов: Почему ты не хочешь быть счастливым?

Ахилл: Не могу.

Алпатов: Почему ты не можешь? Откройся мне, милый Саша, скажи, ну…

Ахилл: Ну, я скажу: она меня не любит.

Алпатов: Вера Соколова?

Ахилл: Она.

Алпатов: Ну вот, что я тебе посоветую: если она тебя не любит, тебе нужно уехать в другую страну. Поедем с тобою в Азию открывать забытые страны.

Ахилл: Я бы поехал. Но как же уедешь?

Алпатов: А вот подумаем. Рюрик, иди сюда. Поедешь с нами в Азию?

Рюрик: Это можно.

Ахилл: Ну, что ж.

Алпатов: А как же оружие, лодка, съестные припасы?

Рюрик: Оружие у меня есть на всех троих: три ружья, три сабли, три револьвера, у отца я стащу золотые часы, - на это дело не грех и стащить,- сегодня же я их продам, куплю лодку, припасы.

Алпатов: Только надо делать как можно скорее, чтоб успеть до замерзания рек пробраться в южные теплые моря.

Ахилл: Завтра поедем!

Рюрик: Не успеем завтра. Послезавтра.

Ахилл: Я напишу прощальные стихи.

Алпатов: Я составлю подробный план путешествия.

Рюрик: Тогда за работу немедленно. Ты, Ахилл, пиши стихи, я буду считать, что взять с собой. Послезавтра едем.
1 ведущий:

12 сентября 1885 года в Елецкой мужской гимназии случилось чрезвычайное происшествие. На уроки не явились ученики 2 «А» класса - Михаил Пришвин, Владимир Тирман, Николай Чертов и ученик 4 класса Константин Голофеев. Дома их не оказалось, а на квартире Голофеева была найдена записка о том, что гимназисты отправились в Азию.
2 ведущий:

Инспектирующий Федюшин известил об этом городскую и уездную полицию. И уже на следующий день утром пристав Крупкин доставил домой незадачливых путешественников, причём отобрал у них три ружья, три револьвера, две сабли, топор, порох и патроны.

1ведущий:

Мечта о путешествиях осуществилась много лет спустя. Пришвин побывал в Карелии и на Белом море, в лесах Северной Двины, в пустынях Казахстана и на Дальнем Востоке, в горах Крыма и в Заволжских лесах. Книги Пришвина – это его личные впечатления, это всё увиденное и пережитое им самим.
2 ведущий:

«И много лет нужно было странствовать по лесам, ночевать у костров, чтобы пришло, настало время, когда все эти сказки, лесные шорохи и звуки вошли в мои книжки, которые я пишу и печатаю для вас, ребята»,- писал М.М.Пришвин.
Ученик :

Рассказы Пришвина читаю…

Страницы пожелтевших книг

Я вновь и вновь перелистаю…

Рассказы Пришвина читаю,

Всё забывая в этот миг.

( Т. Лапина)

Библиотекарь:

Послушайте рассказ Пришвина «Беличья память» и ответьте на вопрос: «Чему удивился и позавидовал Пришвин?»

Ответы детей (беличьей памяти и смекалке, ведь белка не может чуять запах ореха через слой снега и льда)
Библиотекарь:

Посмотрите инсценировку рассказа Пришвина «Лоси» и ответьте на вопрос: «Почему охотник забыл о том, что он на охоте, и не убил лосиху?»

(он забыл обо всем, когда увидел, как играют лосята, а лосиха знала, что охотник может ее убить, но все равно не бросила своих детей)
Библиотекарь:

М. Пришвин – любимый писатель многих людей. Вот какое стихотворение посвятил Пришвину поэт Дмитрий Тихонов.
Ученик: Памяти Пришвина.

Когда у полярного круга

Темно в снегопаде густом

Беру я как верного друга,

Волшебника Пришвина том.

И, ветер когда завывая, несет ледяную метель,

Над книгой, о нем забывая,

Я слышу лесную капель…

Какое знакомое место:

В воде по колено кусты,

Роняют березки-невесты

На землю куски бересты.

Пускай озверело колотит

В борта штурмовая волна –

Я вижу на топком болоте

Ковер из кукушкина льна.

На дальний огонь деревушки

Иду не спеша, через лес,

Где мачтовых сосен верхушки

Поднялись до самых небес…
Библиотекарь:

Михаил Михайлович Пришвин умел видеть и слышать то, чего другие не замечают и проходят мимо. Книги Пришвина – это бесконечная радость постоянных открытий. Среди забот и трудов, радостей и огорчений мы забываем об утренних зорях, о вечерних зарницах, о сверкающих звездах. А Пришвин в своих произведениях показывает нам, насколько прекрасен и удивителен наш мир. Вот, послушайте поэтические миниатюры.
Учащиеся читают подготовленные миниатюры: «Первый снег», «Начало весны света», «Запоздалый ручей», «Анютины глазки», «Разговор деревьев», «Бал на реке».


1ученик: Рассказы Пришвина читаю…

Страницы пожелтевших книг

Я вновь и вновь перелистаю,-

Рассказы Пришвина читаю,

Всё забывая в это миг.

2 ученик:

И вместе с ним по тем местам.

Где он бродил с ружьем когда-то,

Вдруг окажусь в лучах заката,

И руки протяну цветам.

3 ученик:

Сокровища родной страны…

Кладовой солнца – вся природа!

Герои, сами из народа,

В леса России влюблены.

4 ученик:

И я, как в храм, иду в леса.

Где «свечки – ёлочки – старушки»,

В болоте «Блудовом» - лягушки,

И верю в эти чудеса.

5 ученик:

Где вдаль бежит живой родник,

И слышен плач сплетённых веток…

Отсюда тайны для заметок

И становились явью книг.

1 ученик:

Высокой красоте служил.

Добром пропитаны страницы.

Мне повезло, друзья, родиться

На той земле, где Пришвин жил.

(Т.Лапина)
Библиотекарь:

В стихотворении Татьяны Лапиной мы услышали, что слова у Пришвина цветут, сверкают. Они полны свежести и света. Они то шелестят, как листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы. Пришвина часто просили написать рассказ о писательском мастерстве, чтобы можно было этому поучиться. Вот что отвечал Пришвин своим читателям: послушайте запись голоса самого Пришвина. (слушают аудиозапись голоса М.Пришвина)
Библиотекарь:

Михаил Михайлович Пришвин говорит о том, что талант есть у каждого человека, только его надо развивать. В каждом деле движение к лучшему – это шаги к развитию ваших талантов, ребята. Я думаю, что сегодняшние чтения являются пусть крошечным, но шагом, к развитию ваших талантов. Благодарю всех за подготовку, участие в нашем мероприятии, за выразительное чтение, за артистизм, за чудесные рисунки к миниатюрам Пришвина