Главная страница

Консультация для педагогов «Характеристика ребёнка период поступления в школу и к концу обучения в начальной школе»


Скачать 44.89 Kb.
Название Консультация для педагогов «Характеристика ребёнка период поступления в школу и к концу обучения в начальной школе»
Дата 12.03.2016
Размер 44.89 Kb.
Тип Документы

Консультация для педагогов «Характеристика ребёнка период поступления в школу и к концу обучения в начальной школе»

Характерная черта старшего дошкольника - устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. Ребёнок проявляет доброжелательность, внимание к окружающим, отзывчив, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинство других. Находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, ребёнок легко выбирает себе род занятий, партнеров. Способность ребёнка к фантазии, воображению особенно выпукло выступает в ролевой и режиссерской игре. Творческие способности детей также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Эта способность тесно связана с развитием речи и свидетельствует о возникновении внутреннего плана действия, развития функции воображения и становлении произвольности предметного действия. Особым объектом становиться для ребёнка собственное тело и телесные движения, детские движения приобретают произвольный характер. Волевое начало в действиях ребёнка проявляются в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, стараться сделать продукт качественно, переделывать, если не получиться. Произвольность также проявляется в социальном поведении: ребёнок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам. В дошкольном детстве получают развитие познавательные способности ребёнка. Он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений. Любит наблюдать экспериментировать, собирать разнообразные коллекции. Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими. Одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность ребёнка в разных видах деятельности и в сфере отношений. Компетентность ребёнка проявляется в том, что он способен принимать на её основе собственные решения.

В результате обучения в начальной школе происходят значительные изменения в физическом, познавательном, художественно-эстетическом и социально-личностном развитии школьников.

Физическое развитие. На уровень физического развития младшего школьника влияют его состояние здоровья, двигательный режим, питание, а так же экологическое условие наследственность и др. Поэтому физическое развитие детей даже одного возраста может значительно различаться. С приходом в школу у детей проявляется гиподинамия, поэтому формирование осознанного отношения к физкультуре, понимание необходимости двигательной активности, систематических физических упражнений являются важнейшим содержанием физического развития младшего школьника. С однообразным длительным физическим состоянием возникают переутомления, особенно у детей с нарушением координации движения, с негармоничным физическим развитием. Под влиянием систематического обучения становиться значительно более разнообразными, свободными и менее напряженными движения детей. Большинство детей может управлять своими движениями, удерживать равновесие, снимать мышечный тонус, проводить достаточно сложные координационные движения. Под влиянием обучения ребёнок начинает предвидеть изменения в направлении и скорости, преодолевать препятствия, увертываться. Младший школьник по собственной инициативе может проводить утреннюю зарядку, организовывать двигательный режим во время приготовления уроков, прогулок. Он знает и выполняет правила гигиены, ухода за телом, охраны своей жизни и элементарные приемы закаливания.

Познавательное развитие. В начальной школе на основе любознательности, с которой ребёнок приходит в школу, формируется учебно- познавательная активность и интерес к экспериментированию. Самостоятельность, которую ребёнок дошкольного возраста проявляет в игровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы её осуществления, преобразуется в учебную инициативность и самостоятельность суждений, способов и средств деятельности. В начальной школе познавательное развитие ребёнка происходит в условиях совместной учебной деятельности учащиеся и учителя. Показателями её сформированность к концу начального обучения является следующие:

- умения обнаружить недостаточность своих знаний для решения учебной задачи нового типа, поставить перед собой задачу по поиску недостающих способов действия;

- умение выдвигать и проверять гипотезы о неизвестном, находить средства для проверки этих гипотез;

-работать с моделями и схемами;

-оценивать и контролировать свои учебные действия и сверстников;

Важнейшим приобретением в младшем школьном возрасте является способность к рефлексии, которая проявляется:

- в умении отличать известное от неизвестного, знание о своем незнании, определять каких знаний и умений не хватает для успешных действий;

- в умении оценить собственные мысли и действия со стороны, не считая своё мнение единственно возможным;

-в умении критично оценивать мысли и действия других людей.

Способность к рефлексии это важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младшего школьника.

Художественно-эстетическое развитие. Младшие школьники приобретают опыт преобразования игры в художественное творчество. Они обнаруживают способность создать вокально-музыкальные, ритмопластические, живописные, совестные художественные образы. Развиваются художественно-творческие способности детей, они могут претворять впечатления от восприятия окружающего мира в выразительные художественные образы. Младшие школьники приобретают опыт понимания доступных произведений разных видов искусства и авторских оценок в них заключенных.

Социально-личностное развитие. Социально-личностное развитие младшего школьника характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений о самом себе, о нравственно-эстетических нормах, на основе которых строятся отношения с взрослыми и сверстниками. К концу младшего школьного возраста у ребёнка появляется знание о своих индивидуальных качествах. К концу младшего школьного возраста появляются умения учащихся оценивать своё положение в системе социальных отношений взрослый- сверстник и я. Это умение обнаруживается в коммуникативной инициативе ребёнка по организации сотрудничества с взрослыми, сверстниками, старшими и младшими учениками. Взаимоотношения детей строятся с учетом правил культурного поведения, становятся доброжелательными и дружескими; младшие школьники могут самостоятельно разрешать возникающие конфликты, развивается и умение предотвращать конфликтные ситуации, строить общение со сверстниками с учетом их настроения и индивидуальности и точки зрения. Социально-личностное развитие предполагает также владение нравственными нормами поведения в природе, общественных учреждениях, осознание ответственности за самого себя и других людей.