|
«Самара наш родной город»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 146 г.о. САМАРА
443029, г.Самара, ул.Ново-Садовая, 194-а, тел.:994-81-05
Формирование у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области в логопедической работе
На тему: «Самара – наш родной город».
Составитель: Учитель-логопед
МБДОУ д/с №146 г.о. Самара
Буднева Марина Анатольевна
Самара, 2013г.
Введение
В нашем детском саду большое внимание уделяется формированию социокультурных ценностей нашего народа и Самарской области у дошкольников. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим, желание сохранять и приумножать богатства своей страны, своего края.
Для реализации данной задачи на более высоком уровне педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения был разработан проект «Люби и знай - родной свой край»
В рамках проекта работают и воспитатели, и узкие специалисты. Учитель-логопед, также принимает участие в разработке и реализации проекта.
На своих логопедических занятиях использую лексическую тему «Самара – наш родной город». Данная тема поднимается на моих занятиях достаточно часто, ведь в нашей работе не обойтись без опоры на имеющийся опыт детей, связанных с тематикой родного города.
В логопедической практике использование материалов о родном городе стало неотъемлемой частью моей работы. Я убедилась в том, что использование этого материала повышает интерес детей к занятиям, так как дети с большим удовольствием узнают знакомые объекты, радуются, увидев их. На этих занятиях возрастает речевая активность детей, расширяется и обогащается словарь.
На таких занятиях учитель-логопед осуществляет индивидуальный подход, формирует у ребенка положительную жизненную позицию, развивает навыки коммуникативной деятельности, воспитывает чувство патриотизма. К выводу учащиеся приходят сами, с помощью педагога они получают информацию о родном городе, определяют своё отношение к нему.
Коррекционная работа направлена на формирование единства, включающего в себя представления об акустическом, артикуляционном, оптическом и кинестетическом образе слова. На материале данной темы патриотического воспитания идёт формирование фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи, закрепляется правильное звукопроизношение, расширяются познания о родном городе.
Актуальность работы обусловлена проблемой возрастающего количества детей, страдающих от недостатка сформированности представлений о социокультурных ценностях, формирования коммуникативных навыков по теме родного края, имеющих различные речевые нарушения.
Актуальность коррекционно-логопедической работы состоит в необходимости организации НОД по формированию первичных социокультурных ценностях у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи, используя информационные компьютерные технологии, что способствует, повышению уровня сформированности коммуникативных навыков, познавательного интереса к получению и закреплению новых знаний.
Цель разработки: формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи в условиях НОД с использованием информационных компьютерных технологий.
Задачи:
Формировать положительное отношение к своему родному городу; формирует у ребенка положительную жизненную позицию, развивает навыки коммуникативной деятельности, воспитывает.
Формировать коммуникативные навыки;
Побуждать познавательный интерес к предлагаемой деятельности;
Развивать познавательную активность, мышление и воображение;
Формировать фонематическое восприятие, процессы анализа и синтеза;
Совершенствовать словарный запас и лексико-грамматический строй речи;
Развивать связную речь ребенка.
Методы работы: наблюдение, наглядные, словесные, практические методы (мастер-класс, мультимедийная презентация).
Материалы и оборудование: компьютер, мышка, индивидуальное зеркало, проектор.
В качестве примера непосредственно образовательной деятельности использован прилагаемый план-конспект логопедического занятия по формированию первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области у детей с нарушениями речи на тему «Самара – наш родной город».
План-конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
Тема. «Самара – наш родной город»
Цель образовательной деятельности: формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области посредством использования информационных компьютерных технологий.
Логика проведения
Этапы НОД
|
Действия педагога
|
Действия ребенка-логопата
|
Ожидаемые результаты
|
1.Введение в тему.
- Сегодня мы поговорим с тобой о нашем родном городе – Самара.
|
Обращает внимание на тему деятельности.
|
Рассматривает фотографии, отгадывает изображенный город.
|
Повышается мотивация к содержанию НОД, к совместной деятельности, активизация личного опыта.
|
2. Приглашение к деятельности.
- Педагог заинтересовывает ребенка, приглашает отправиться в путешествие на волшебном автобусе.
|
Побуждает ребенка принять участие.
|
Смотрит на экран, на фотографии.
|
Развивается зрительное восприятие, повышается мотивация ребенка.
|
3. Помощь в реализации деятельности.
|
Предлагает ребенку выполнить артикуляционную гимнастику.
Предлагает рассмотреть картинки на слайдах, выполнять задания.
|
Рассматривает картинки, выполняет задания.
|
Формируются фонематические процессы анализа и синтеза, закрепляются лексико-грамматические категории, расширяется словарный запас, совершенствуется связная речь.
|
4. Рефлексия (Итоги деятельности)
|
Задает вопросы и дает оценку деятельности ребенка. Обобщает полученные знания.
|
Ребенок поддерживают диалог, отвечает на вопросы. Вспоминает, какие задания выполнялись в течение занятия.
|
Создается положительный эмоциональный настрой на последующие занятия.
|
Структура непосредственной образовательной деятельности:
I. Введение в тему:
- Здравствуй, Слава! Посмотри внимательно на фотографии, ты узнал, что за город на них изображен? (г. Самара) Как ты догадался?
У каждого человека есть свой маленький уголок, есть край, где он родился, где живет, улица, родной дом. Это маленькая родина. И где бы человек ни был, он всегда с большой любовью вспоминает свой край, свой поселок. Сегодня мы с тобой поговорим о Нашем родном городе - Самаре.
2. Приглашение к деятельности.
- Сейчас мы отправимся в экскурсию по нашему городу. Давай сядем в волшебный автобус и поедем по нашему городу (звучит песенка, ребенок рассматривает картинки с проектора).
3. Помощь в реализации деятельности.
1. Артикуляционная гимнастика.
- А чтобы нам путешествие понравилось, нужно отправляться с хорошим настроением (упражнение «Улыбка»). На пути нам встретиться много зданий (дотянуться языком до верхних зубов: упражнение «Гармошка»), а также высокий забор (упражнение «Заборчик»).
2. «Отгадай слово».
- Узнай, по чему мы поедем. Выдели первые слоги у слов: ухо, лимон, цыган и составь новое слово.
- А чтобы узнать мимо чего мы поедем, тебе нужно заменить первый звук в слове ком на звук [д] (дом).
3. «Что общего – в чем отличие?».
- Посмотри внимательно, мы разве правильно поехали? Куда мы попали? (в деревню) Что общего и в чем отличие города от деревни?
- А теперь мы поехали по проспекту и заехали на Набережную. Что общего и в чем отличие проспекта от Набережной?
4. «1 Остановка»
- А вот и первая остановка. Посмотри на все предметы на фотографии и подбери нужное слово (городской сквер, городская улица и т.д…).
5. «2 Остановка»
- Приехали на следующую остановку. Посмотри на фотографию и подбери слова, какие бывают улицы (большие, узкие, прямые, старинные, широкие и т.д.…).
«Продолжи предложение»
- На следующей остановке осмотри все предметы и перечисли чего в нашем городе много (домов, улиц, площадей, людей и т.д.)
6. Физминутка.
- Мы молодцы, но нам немного нужно остановиться и передохнуть.
Встанем утром рано.
Выглянем в окно
Смотрит с неба солнце,
Светит нам оно.
Всё, что ясным утром
Видно из окна-
Это наша Родина,
Родная сторона.
«Исправь предложения»
- Мы остановились на одной из остановок и читаем объявления, но там все напутано. Послушай внимательно и скажи правильно. (Улица стоит на домах. На статуях стоит площадь. В скамейках стоит парк.).
9. «5 Остановка»
- Ну а теперь мы споем короткие песенки о нашем городе. Повторяй за мной.
Ра-ра-ра – Самара;
Од-од-од – красивый город;
Ли-ли-ли – строят космические корабли;
Ла-вы-лы – высотный памятник на площади Славы;
Лет-лет-лет – на Ипподроме самолет;
Ци-ци-ци – архитектурные дома на площади революции.
10. «Составь рассказ»
- Тебе понравилась наша поездка? Расскажи мне теперь про наш родной город Самара по плану:
1. Как называется наш город?
3.Как называют жителей нашего города?
4.Сколько лет нашему городу?
5.Какие ты знаешь улицы в нашем городе?
6.Скажи ласковые слова о нашем городе.
7.Как называется главная река, протекающая через наш город?
8.Назови самое красивое место в городе.
9.Что нужно сделать, чтобы город оставался красивым и чистым?
IV. Рефлексия (Подведение итогов).
- Молодец, а теперь послушай пословицы: «Родная сторона, как мать: и накормит и приласкает. Родная сторона - мать, чужая – мачеха».
- Скажи, с кем сравнивает родину русский народ? (с матерью)
- А ты любишь свою маму?
-Так же ты должен ценить, относиться с любовью к своему городу – родине, в котором ты живёшь, и который о тебе заботится.
Список литературы.
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: ЦГЛ. - 2005. - 256 с.
2. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999 - 112с.
3. Мой дом родной. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Ред. - сост. Н.А. Арапова-Пискарева. - М., 2005. - 136 с.
4. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Управление дошкольным образовательным учреждением №1(19), 2005.
5. Бабунова Е.С. Основы этнопедагогики: Учеб.-метод. пособие. Магнитогорск, 2004. 56с.
6. Борякова Н.Ю., Касицина М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. - М.: В.Секачев, ИОИ, 66 с., 2004г.
7. Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Наша Родина: Пособие для воспитателя детского сада / Сост. Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. - М.: Просвещение, 1984. - 304 с.
8. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4 - 6 лет (старшая возрастная группа): Кн. Для воспитателя дет. Сада. - М.: Просвещение, 1987. - 207 с.
9. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно - развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. Редактор С.Г. Шевченко. - М.: «Ника-Пресс», 1997 г.
10. Духовное и нравственное воспитание старших дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/Сост. Н.П. Шитякова, Т.Г. Феоктистова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. - 72 с.
|
|
|