Главная страница

«Самара наш родной город»


Название «Самара наш родной город»
Дата 27.02.2016
Размер 87 Kb.
Тип Документы

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 146 г.о. САМАРА

443029, г.Самара, ул.Ново-Садовая, 194-а, тел.:994-81-05

Формирование у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области в логопедической работе

На тему: «Самара – наш родной город».

Составитель: Учитель-логопед

МБДОУ д/с №146 г.о. Самара

Буднева Марина Анатольевна

Самара, 2013г.

Введение

В нашем детском саду большое внимание уделяется формированию социокультурных ценностей нашего народа и Самарской области у дошкольников. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим, желание сохранять и приумножать богатства своей страны, своего края.

Для реализации данной задачи на более высоком уровне педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения был разработан проект «Люби и знай - родной свой край»

В рамках проекта работают и воспитатели, и узкие специалисты. Учитель-логопед, также принимает участие в разработке и реализации проекта.

На своих логопедических занятиях использую лексическую тему «Самара – наш родной город». Данная тема поднимается на моих занятиях достаточно часто, ведь в нашей работе не обойтись без опоры на имеющийся опыт детей, связанных с тематикой родного города.

В логопедической практике использование материалов о родном городе стало неотъемлемой частью моей работы. Я убедилась в том, что использование этого материала повышает интерес детей к занятиям, так как дети с большим удовольствием узнают знакомые объекты, радуются, увидев их. На этих занятиях возрастает речевая активность детей, расширяется и обогащается словарь.

На таких занятиях учитель-логопед осуществляет индивидуальный подход, формирует у ребенка положительную жизненную позицию, развивает навыки коммуникативной деятельности, воспитывает чувство патриотизма. К выводу учащиеся приходят сами, с помощью педагога они получают информацию о родном городе, определяют своё отношение к нему.

Коррекционная работа направлена на формирование единства, включающего в себя представления об акустическом, артикуляционном, оптическом и кинестетическом образе слова. На материале данной темы патриотического воспитания идёт формирование фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи, закрепляется правильное звукопроизношение, расширяются познания о родном городе.

Актуальность работы обусловлена проблемой возрастающего количества детей, страдающих от недостатка сформированности представлений о социокультурных ценностях, формирования коммуникативных навыков по теме родного края, имеющих различные речевые нарушения.

Актуальность коррекционно-логопедической работы состоит в необходимости организации НОД по формированию первичных социокультурных ценностях у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи, используя информационные компьютерные технологии, что способствует, повышению уровня сформированности коммуникативных навыков, познавательного интереса к получению и закреплению новых знаний.

Цель разработки: формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи в условиях НОД с использованием информационных компьютерных технологий.

Задачи:

  1. Формировать положительное отношение к своему родному городу; формирует у ребенка положительную жизненную позицию, развивает навыки коммуникативной деятельности, воспитывает.

  2. Формировать коммуникативные навыки;

  3. Побуждать познавательный интерес к предлагаемой деятельности;

  4. Развивать познавательную активность, мышление и воображение;

  5. Формировать фонематическое восприятие, процессы анализа и синтеза;

  6. Совершенствовать словарный запас и лексико-грамматический строй речи;

  7. Развивать связную речь ребенка.

Методы работы: наблюдение, наглядные, словесные, практические методы (мастер-класс, мультимедийная презентация).

Материалы и оборудование: компьютер, мышка, индивидуальное зеркало, проектор.

В качестве примера непосредственно образовательной деятельности использован прилагаемый план-конспект логопедического занятия по формированию первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области у детей с нарушениями речи на тему «Самара – наш родной город».

План-конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Тема. «Самара – наш родной город»

Цель образовательной деятельности: формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области посредством использования информационных компьютерных технологий.

Логика проведения

Этапы НОД

Действия педагога

Действия ребенка-логопата

Ожидаемые результаты

1.Введение в тему.

- Сегодня мы поговорим с тобой о нашем родном городе – Самара.


Обращает внимание на тему деятельности.

Рассматривает фотографии, отгадывает изображенный город.

Повышается мотивация к содержанию НОД, к совместной деятельности, активизация личного опыта.

2. Приглашение к деятельности.

- Педагог заинтересовывает ребенка, приглашает отправиться в путешествие на волшебном автобусе.

Побуждает ребенка принять участие.


Смотрит на экран, на фотографии.

Развивается зрительное восприятие, повышается мотивация ребенка.


3. Помощь в реализации деятельности.


Предлагает ребенку выполнить артикуляционную гимнастику.

Предлагает рассмотреть картинки на слайдах, выполнять задания.

Рассматривает картинки, выполняет задания.

Формируются фонематические процессы анализа и синтеза, закрепляются лексико-грамматические категории, расширяется словарный запас, совершенствуется связная речь.

4. Рефлексия (Итоги деятельности)


Задает вопросы и дает оценку деятельности ребенка. Обобщает полученные знания.

Ребенок поддерживают диалог, отвечает на вопросы. Вспоминает, какие задания выполнялись в течение занятия.

Создается положительный эмоциональный настрой на последующие занятия.

Структура непосредственной образовательной деятельности:

I. Введение в тему:

- Здравствуй, Слава! Посмотри внимательно на фотографии, ты узнал, что за город на них изображен? (г. Самара) Как ты догадался?

У каждого человека есть свой маленький уголок, есть край, где он родился, где живет, улица, родной дом. Это маленькая родина. И где бы человек ни был, он всегда с большой любовью вспоминает свой край, свой поселок. Сегодня мы с тобой поговорим о Нашем родном городе - Самаре.

2. Приглашение к деятельности.

- Сейчас мы отправимся в экскурсию по нашему городу. Давай сядем в волшебный автобус и поедем по нашему городу (звучит песенка, ребенок рассматривает картинки с проектора).

3. Помощь в реализации деятельности.

1. Артикуляционная гимнастика.

- А чтобы нам путешествие понравилось, нужно отправляться с хорошим настроением (упражнение «Улыбка»). На пути нам встретиться много зданий (дотянуться языком до верхних зубов: упражнение «Гармошка»), а также высокий забор (упражнение «Заборчик»).

2. «Отгадай слово».

- Узнай, по чему мы поедем. Выдели первые слоги у слов: ухо, лимон, цыган и составь новое слово.

- А чтобы узнать мимо чего мы поедем, тебе нужно заменить первый звук в слове ком на звук [д] (дом).

3. «Что общего – в чем отличие?».

- Посмотри внимательно, мы разве правильно поехали? Куда мы попали? (в деревню) Что общего и в чем отличие города от деревни?

- А теперь мы поехали по проспекту и заехали на Набережную. Что общего и в чем отличие проспекта от Набережной?

4. «1 Остановка»

- А вот и первая остановка. Посмотри на все предметы на фотографии и подбери нужное слово (городской сквер, городская улица и т.д…).

5. «2 Остановка»

- Приехали на следующую остановку. Посмотри на фотографию и подбери слова, какие бывают улицы (большие, узкие, прямые, старинные, широкие и т.д.…).

  1. «Продолжи предложение»

- На следующей остановке осмотри все предметы и перечисли чего в нашем городе много (домов, улиц, площадей, людей и т.д.)

6. Физминутка.

- Мы молодцы, но нам немного нужно остановиться и передохнуть.

Встанем утром рано.

Выглянем в окно

Смотрит с неба солнце,

Светит нам оно.

Всё, что ясным утром

Видно из окна-

Это наша Родина,

Родная сторона.

  1. «Исправь предложения»

- Мы остановились на одной из остановок и читаем объявления, но там все напутано. Послушай внимательно и скажи правильно. (Улица стоит на домах. На статуях стоит площадь. В скамейках стоит парк.).

9. «5 Остановка»

- Ну а теперь мы споем короткие песенки о нашем городе. Повторяй за мной.

Ра-ра-ра – Самара;

Од-од-од – красивый город;

Ли-ли-ли – строят космические корабли;

Ла-вы-лы – высотный памятник на площади Славы;

Лет-лет-лет – на Ипподроме самолет;

Ци-ци-ци – архитектурные дома на площади революции.

10. «Составь рассказ»

- Тебе понравилась наша поездка? Расскажи мне теперь про наш родной город Самара по плану:

1. Как называется наш город?

3.Как называют жителей нашего города?

4.Сколько лет нашему городу?

5.Какие ты знаешь улицы в нашем городе?

6.Скажи ласковые слова о нашем городе.

7.Как называется главная река, протекающая через наш город?

8.Назови самое красивое место в городе.

9.Что нужно сделать, чтобы город оставался красивым и чистым?

IV. Рефлексия (Подведение итогов).

- Молодец, а теперь послушай пословицы: «Родная сторона, как мать: и накормит и приласкает. Родная сторона - мать, чужая – мачеха».

- Скажи, с кем сравнивает родину русский народ? (с матерью)

- А ты любишь свою маму?

-Так же ты должен ценить, относиться с любовью к своему городу – родине, в котором ты живёшь, и который о тебе заботится.

Список литературы.

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: ЦГЛ. - 2005. - 256 с.

2. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999 - 112с.

3. Мой дом родной. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Ред. - сост. Н.А. Арапова-Пискарева. - М., 2005. - 136 с.

4. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Управление дошкольным образовательным учреждением №1(19), 2005.

5. Бабунова Е.С. Основы этнопедагогики: Учеб.-метод. пособие. Магнитогорск, 2004. 56с.

6. Борякова Н.Ю., Касицина М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. - М.: В.Секачев, ИОИ, 66 с., 2004г.

7. Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Наша Родина: Пособие для воспитателя детского сада / Сост. Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. - М.: Просвещение, 1984. - 304 с.

8. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4 - 6 лет (старшая возрастная группа): Кн. Для воспитателя дет. Сада. - М.: Просвещение, 1987. - 207 с.

9. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно - развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. Редактор С.Г. Шевченко. - М.: «Ника-Пресс», 1997 г.

10. Духовное и нравственное воспитание старших дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/Сост. Н.П. Шитякова, Т.Г. Феоктистова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. - 72 с.