|
Урок 22*
Урок 22* дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица
Педагогические цели: способствовать развитию целостного восприятия мира на примере раскрытия образа мамы вербальными средствами и различными видами искусства; создать условия для закрепления лексических единиц английского и французского языков по темам «Внешность», «Характер», тренировки навыков устной речи, расширения знания детей о жанре портрета; содействовать возникновению у детей желания нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты ее облика (цвет глаз, волос); воспитанию уважительного отношения к материнству через общение с произведениями музыки и художественного искусства.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: в познавательной сфере – узнают, воспринимают, описывают и эмоционально оценивают шедевры русского искусства; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; в ценностно-эстетической сфере – различают и передают в художественно-творческой деятельности эмоциональное состояние и свое отношение к изображаемому объекту; в коммуникативной сфере – проявляют способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих человека в различных эмоциональных состояниях; в эстетической деятельности: проявляют художественный вкус, воображение, фантазию, эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства; в трудовой сфере – используют различные материалы и средства художественной выразительности, различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
Личностные: проявляют эмоционально-ценностное отношение к близкому и родному человеку; овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; выполняют учебные задачи, не имеющие однозначного решения; описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; умеют в коммуникации строить понятные для окружающих высказывания; самостоятельно создают способы решения проблемы; проявляют желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; имеют мотивацию, организовывают самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла; овладевают способностями оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников; овладевают художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью.
Тип урока: интегрированный урок: изобразительное искусство + музыкальное искусство + английский язык + французский язык (урок-образ).
Форма урока: урок-праздник.
Вид занятия: рисование по представлению.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Основные понятия и термины: портрет (музыкальный, словесный, изобразительный), женский образ, пропорции человеческого лица.
Оборудование урока: магнитофон, синтезатор, музыкальные инструменты (ксилофон, металлофон, балалайки, бубенцы, трещотка, кастаньеты, маракасы, бубен и т. д.); кисти, краски, салфетки, стакан с водой, шаблоны цветов из бумаги, интерактивная доска.
Образовательные ресурсы: учебник, творческая тетрадь.
Презентация «Моя дорогая мама».
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский пьеса «Мама» из «Детского альбома»; песня «Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля», английская народная песня «My Dear Mummy», песня «В День 8 Марта» (муз. Ж. Пшеничной, сл. О. Русецкого).
Оформление класса: тема урока на доске на английском, французском, русском языках, репродукции картин на тему материнства, на столе – музыкальные инструменты, на партах приготовлены принадлежности для рисования и шаблоны цветов разной величины.
Сценарий урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Проверка готовности учащихся к уроку, смачивание красок, приветствие учащихся.
Учитель ИЗО. Здравствуйте, дети! Мы рады встрече с вами!
II. Постановка учебной задачи.
Учитель музыки. Сегодня нас ожидает необычный, праздничный, урок, посвященный самому любимому и дорогому человеку – маме.
– На уроке мы с вами будем петь о маме, разговаривать на французском и английском языках о маме и нарисуем букет любимой маме.
Приветствие на английском и французском языках. (Презентация, слайд 1.)
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Беседа по теме «Дорогие, любимые, родные».
Музыкальный блок
Учитель музыки. Я хочу рассказать историю о замечательном русском композиторе П. И. Чайковском (презентация, слайды 2–3), о том, как он сочинил музыку, которую мы с вами будем сегодня слушать.
– Как-то летом, приехав в деревню к родственникам погостить (презентация, слайды 4–5), Петр Ильич услышал, как любимый племянник играет на пианино, рядом находилась его мама, которая обожала слушать игру своего сына. Произведения были сложные и неинтересные. Чайковскому стало жаль племянника, и он решил написать для него маленькие, легкие пьески, которые потом назвал «Детский альбом», одну из них мы сейчас послушаем. Эта пьеса называется «Мама». (Презентация, слайд 6.) Слушая произведение, попробуйте узнать в нем свою маму. Смог ли композитор передать в музыке образ мамы?
Слушание пьесы «Мама» из детского альбома П. Чайковского.
– Какой музыкальный образ мамы создал П. И. Чайковский? Какие главные черты он выделил?
Блок иностранного языка
Учитель французского языка. Mes chers amis!
Aujourd’hui nous allons écouter de la musique et nous allons parler de vos mamounettes.
Maître. A qui penses – tu quand tu écoutes de la musique?
Ecolier 1. Quand j’écoute de la musique, je pense á ma mamounette.
Maître. Ta mère, elle s’apelle comment?
Ecolier 2. Elle s’appelle N.
Maître. Ta mère est sympathique?
Ecolier 3. Bien sur! Elle est très jolie!
Maître. Quels sont les yeux de ta mère?
Ecolier 4. Ses yeux sont noirs.
Maître. Est-ce qu’elle est blonde où brune?
Ecolier 5. Elle est blonde.
Maître. Aimes – tu ta mamounette?
Ecolier 6. J’aime ma mamounette! c’ect une femme mer-veilleuse.
Maître. Et vos mères vous aiment aussi!
Учитель английского языка. Good morning, children! We are very glad to see you! Today we are going to have not a simple lesson, but a combination of Arts and English. What are we going to speak about? Please, listen to the music a bit, try to remember what play it is and you will answer this question.
Teacher (учитель). So, what play are you listening to now?
Pupil (предполагаемый ответ ученика). It’s the play “Mother” by P. I. Tchaikovsky.
Teacher. Yes, you are right. And what are we going to speak about?
Pupil. We are going to speak about mothers.
Teacher. Mother is the most important person in our live, isn’t she? Do you love your mother?
Pupil. Yes, I love my mother. She is the most important person for me.
Teacher. What kind of woman do you imagine when you hear the word “mother”? What does she look like?
Ученики описывают внешность мамы, используя лексику по теме.
Для слабых по учебе учащихся можно использовать дополнительные вопросы:
– Is she tall or short?
– Is her face round or oval?
– What eyes (hair, etc.) has she got?
Teacher. You know, there is something more important than appearance. We love our mothers not for their appearance. What is the most important thing for mothers?
Pupil. I think, character is the most important thing for mothers/ more important than appearance.
Teacher. Yes, I agree with you, but what is the Mother like? What traits of character has she got?
Ученики описывают характер мамы, используя лексику по теме.
Для слабых учащихся можно использовать дополнительные вопросы:
– Is she kind? generous? quiet? honest? etc.
Teather. You have described how you imagine the Mother and now we’ll see how different artists all over the world have described mothers. Here you can see world-famous pictures.
Учитель показывает и называет картины, имеющиеся в наличии, и их авторов.
– Look at these women and describe their appearance and character.
Ученики описывают характер и внешность женщин, изображенных на картинах.
Teather. You know that we can express our feelings not only with words. You’ve heard how P. I. Tchaikovsky did it with the help of music in his play “Mother”. Now you will try to do it yourselves and your music teacher will help you.
Исполнение песни «My Dear, Dear Mummy».
My dear, dear mummy, let me kiss your face.
I want you to be happy today and always.
Be happy, be happy today and always.
Be happy, be happy today and always.
My dear, dear daddy, let me kiss your face.
I want you to be happy today and always.
Be happy, be happy today and always.
Be happy, be happy today and always.
Музыкальный блок
Учитель музыки. Вы устно нарисовали прекрасный портрет мамы на французском и английском языках, а теперь давайте попробуем создать музыкальный портрет мамы.
• Игра «Составь портрет».
Учащимся предлагается составить портрет мамы с помощью ритма. Используется все, из чего можно извлечь звук.
В этой игре ребенок учится тому, что любое душевное движение может быть выражено непосредственно в звуках музыкальной или вокальной импровизации, которая отражает его отношение к другим людям или к различным событиям жизни. Творческая деятельность в любой сфере по своей природе интегративна, так как она является выражением всего жизненного опыта человека и его природных способностей. В процессе музыкального творчества – импровизации на заданную тему – происходит более полное познание ребенком самого себя, своих способностей и возможностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром, более глубокая идентификация и слияние с ним. Нахождение в процессе творчества своего неповторимого «Я».
– Выберите музыкальные инструменты, которые вам нравятся, и попробуйте наиграть на них мелодию для мамы.
На столе находятся различные музыкальные инструменты (бубен, колокольчики, ксилофон, металлофон, кастаньеты, бубенцы, маракасы, трещотка, балалайка).
Учащимся предлагается создать свой музыкальный ритмический образ мамы при помощи данных музыкальных инструментов.
Учащиеся по очереди озвучивают свои импровизации на тему «Мама».
– Какой инструмент больше всего подходит для создания образа мамы? (Ксилофон и металлофон.)
– Какая музыка и какого композитора звучала в начале урока? Правильно – пьеса «Мама» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
– Какой музыкальный образ мамы создал П. И. Чайковский? Какие главные черты он выделил?
– А теперь соединим музыку П. И. Чайковского с вашей игрой. Интересно, что у нас получится?
Совместное исполнение пьесы на ксилофоне и металлофоне под музыку П. И. Чайковского.
Оценка исполнения.
– Вам понравилось новое звучание знакомого произведения?
Физкультминутка
Чтоб головка не болела,
Вращаем ею вправо-влево. Вращение головой.
А теперь руками крутим – Вращение прямых рук вперед и назад.
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу, Потягивания – руки вверх
В стороны разводим. и в стороны.
Повороты вправо-влево Повороты туловища влево и вправо.
Плавно производим.
Наклоняемся легко, Наклоны вперед.
Достаем руками пол.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке. Дети садятся.
Изобразительный блок
Учитель изобразительного искусства. Вы выразили образ мамы разными средствами: музыкой, словом. А теперь давайте посмотрим живописный образ матери в произведениях художников. (Презентация, слайды 7–14.)
Женский образ – вечная тема в искусстве. Женская красота воспевалась во все времена в произведениях поэтов, музыкантов, художников.
Каждый художник старался запечатлеть в женских чертах нежность, доброту, любовь.
Рассмотрев работы художников, скажите:
1) Как вы можете различить возраст героинь на этих портретах?
2) Что привлекает вас в этих людях?
3) Как костюм помогает передать красоту портретируемого человека?
2. Формирование практических умений. Творческая работа «Создай портрет самого любимого и близкого тебе человека».
– Рассмотрите схемы в учебнике на странице 82, в которых отражено многообразие пропорций человеческого лица.
– Догадайтесь, как прическа помогает изменить овал лица.
– Такими видели своих близких ваши сверстники и художники (творческая тетрадь, с. 50). Придумайте оригинальные названия, характеризующие образ на каждом портрете.
– Создайте портрет самого близкого и любимого человека. Обратите внимание на выражение лица, на прическу, украшение, костюм. Выберите любую технику (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши).
Во время выполнения работы детьми педагог исполняет песню «Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля» (музыка В. Гаврилина, слова В. Шульгиной).
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что понравилось?
Мини-выставка выполненных работ. Анализ работ, выявление ошибок, оценка.
|
|
|