Главная страница

Консультация для воспитателей «Развитие словотворчества у детей 5-6 лет»


Скачать 39.14 Kb.
Название Консультация для воспитателей «Развитие словотворчества у детей 5-6 лет»
Дата 13.03.2016
Размер 39.14 Kb.
Тип Документы

Консультация для воспитателей
«Развитие словотворчества у детей 5-6 лет»
В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи, я стала замечать, что тот запас слов, который они освоили ранее, мало совершенствуется и даже утрачивается. В старшем дошкольном возрасте речевая активность детей во время игр и другой самостоятельной деятельности снижается по сравнению с предыдущим этапом в два 2-3 раза.

Причину некоторые исследователи склонны искать в совершенствующемся в этот период переходе внешней речи во внутреннюю. Снижение речевой активности можно было бы считать отрицательным явлением, если бы не то обстоятельство, что оно сопровождается уменьшением случаев объяснительной речи (почти в 2 раза). А объяснительная речь наиболее сложна в грамматическом и совершенна в лексическом отношении. Дети часто называют названия предметов местоимениями, используют много частиц и модальных слов, что придаёт речи ситуативный характер. Эти изменения, изученные психологами-исследователями: Выготским, Любинской, Лурией показали, что именно в этом возрасте наряду со сложностями в развитии речи детей, существуют и положительные стороны. На пятом, а ещё больше на шестом году жизни дети начинают рассказывать не только о том, что видят или слышат непосредственно, но и о том, над чем думают, чего хотят, чего опасаются, чего ждут.

На первый взгляд это незначительное достижение, но оно говорит об огромных изменениях происшедших в умственном развитии ребёнка в этот период. Но, пожалуй, самым интересным в области освоения родного языка детьми пятилетнего возраста является словотворчество.

Дети придумывают новые слова, которых нет в родном языке. Прислушиваясь за словами и фразами, придуманными детьми моей группы, я старалась определить основные способы словообразования у детей.

Я записывала необычные слова, придуманные детьми, попросила родителей последить за речью детей и записать выдуманные слова. Вот примеры:

Из «словаря ласковых слов», придуманных детьми:

- Как бы вы назвали свою маму?

Мама – мамочка, мамонька, мамуленька, мамушечка, любименькая, роднулечка, красотулька, цветушечка, хорошуленька…

- Что для вас дом?

Дом – домик, домишко, человечник, людильник.

Анализ выдуманных слов показал, что дети в словотворчестве используют разные способы словообразования, но наиболее распространённые способы – суфориксальные, способ сложения корней, а также часто используются в речи детей заимствованные слова.

Овладение детьми основными способами словообразования в дошкольном возрасте в самых элементарных, доступных детям этого возраста пределах очень важно, так как; во-первых

- оно является одним из важнейших средств обогащения словарного запаса ребёнка. Примеры: синий – синенький; слегка синий – синеватый.

Глагол от прилагательных: розовый – розовеют, белый – белеют.

С помощью приставок образование глаголов: выхожу – прихожу – перехожу.

При помощи приставок образуют причастия: выходящий – приходящий – переходящий.

Деепричастия: выходя – приходя – переходя.

Овладев основными способами словообразования, ребёнок получает в руки ключ, при помощи которого он может самостоятельно и поистине безгранично обогащать свой словарный запас.

Ребёнок обязательно должен овладеть в практике своей устной речи до школы четырьмя способами словообразования:

- образование имён существительных при помощи уменьшительных суффиксов (рыба – рыбка)

- образование глаголов при помощи приставок (ушёл – пришёл)

-образование относительных прилагательных (сок у берёзы – берёзовый сок)

Образование притяжательных прилагательных (стол папы – папин, хвост лисы – лисий…)

В работе с детьми я стараюсь придумывать что-то новое, увлечь детей. Использовала следующие способы:

1. Создавала игровые ситуации. Утром, когда дети приходили в сад их ждал какой-либо сюрприз: волшебная вещь (волшебная книга, письмо, волшебный цветок…), в котором помещала задания для детей по придумыванию слов. Например: Как бы вы назвали осень и почему? Дети в течение дня придумывали слова.

2. Использовала поощрение.

Тот, кто в течение дня придумывал много новых интересных слов, получал почётное звание «Лучший выдумщик».

В работе над словообразованием я использовала следующие приёмы:

1. Дидактические игры и упражнения «Магазин», «Зоопарк» и др.

2. Демонстрация картин, альбомов, фотографий.

3. Художественная литература.

4. Наблюдения за окружающей жизнью.

5. Музыка, театр…

Пятый год жизни – период активного освоения способов словообразования. Словообразование и словотворчество уже носят взрывной характер: дети начинают употреблять все части речи.

Активными словотворцами они становятся лишь на шестом году жизни. Процесс развития словообразования у детей начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается уже в младшем школьном возрасте. В этом возрасте проявляется чрезвычайная активность в многообразных словообразованиях и словоизменениях.

Примеры из записи «Говорят дети»:

Даша: (собирая листву граблями) А я траву причёсываю.

Саша: (закрыв лицо руками) Мы с мошкой столкнулись и она у меня в глазу.

Данил: Мы скоро будем кушать? А то мой живот уже ворчит.

Алина: Завтра нас будут фотографировать, поэтому я приду вся новая.

Рита: (после сна) Мама говорит, что резиночкой завязывать волосы легко и быстро, вы мне лучше ленточкой завяжите.

Дети допускают в речи ошибки. Как любой процесс развития, словообразование не обходится без каких-либо проблем, и ребёнок делает ошибки, образуя новые слова. Наша задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку усвоить законы образования слов и предупредить нарушение. Дать ребёнку знания о том, как образуются слова, как они применяются по смыслу, когда меняется их состав.