|
Артикуляционная гимнастика для чего?
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
ДЛЯ ЧЕГО?
Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой дети смогут овладеть правильным произношением гораздо быстрее и эффективнее: дети смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, ведь их мышцы будут уже подготовлены к воспроизведению звуков.
КАК?
Занимаемся с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.
ДЛЯ КАЖДОГО ЗВУКА СУЩЕСТВУЕТ СВОЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ.
ГРУППА ЗВУКОВ
|
НАЗВАНИЕ
|
ОПИСАНИЕ
|
Упражнения на постановку свистящих звуков
|
«Загнать мяч в ворота»
|
Вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками)
|
«Кто дальше загонит мяч?»
|
Улыбнуться. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу, и как бы произнося длительный звук Ф сдуть ватку на противоположный край стола.
|
"Змейка"
|
Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта.
|
"Лопаточка"
|
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.
|
«Почистим зубки»
|
Улыбнуться. Показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
|
«Горка»
|
Рот приоткрыть, улыбнуться. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы (если подуть, получится звук С).
|
"Катушка"
|
Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык " выкатывать" вперед и убирать вглубь рта.
|
ДЛЯ КАЖДОГО ЗВУКА СУЩЕСТВУЕТ СВОЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ.
ГРУППА ЗВУКОВ
|
НАЗВАНИЕ
|
ОПИСАНИЕ
|
Упражнения на постановку шипящих звуков
|
«Загнать мяч в ворота»
|
Вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками)
|
«Кто дальше загонит мяч?»
|
Улыбнуться. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу, и как бы произнося длительный звук Ф сдуть ватку на противоположный край стола.
|
"Змейка"
|
Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта.
|
"Лопаточка"
|
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.
|
"Трубочка"
|
Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе
|
"Вкусное варенье"
|
Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
|
"Чашечка"
|
Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их.
|
«Маляр»
|
Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Медленно ведём язычком по нёбу от зубов вглубь ротовой полости и обратно (белим потолок).
|
"Лошадка"
|
Цокать языком. Тянуть подъязычную связку.
|
"Грибок"
|
Открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть
|
ДЛЯ КАЖДОГО ЗВУКА СУЩЕСТВУЕТ СВОЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ.
ГРУППА ЗВУКОВ
|
НАЗВАНИЕ
|
ОПИСАНИЕ
|
Упражнения на постановку сонорных звуков Л-ЛЬ-Р-РЬ
|
"Лопаточка"
|
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.
|
"Чашечка"
|
Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их.
|
«Маляр»
|
Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Медленно ведём язычком по нёбу от зубов вглубь ротовой полости и обратно (белим потолок).
|
"Лошадка"
|
Цокать языком. Тянуть подъязычную связку.
|
"Грибок"
|
Открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть
|
«Пароход»
|
Улыбнуться, приоткрыть рот, слегка прикусить кончик языка и подуть /длительно произносить звук Ы/ (гудит пароход), получается звук Л.
|
«Барабанщик»
|
Улыбнуться, приоткрыть рот, в разном темпе произносить звук Т. Следить, чтобы двигался только кончик языка, челюсть при выполнении упражнения не двигается.
|
«Имитация стрельбы»
|
Длительное произношение сочетания звуков ТР ( при длительном произношении слышится звук Р)
|
«Балалайка»
|
Улыбнуться. Поднять широкий кончик языка к верхним зубам, завести указательный палец правой руки под язык. При длительном произношении звука З или Ж быстро водим пальчиком под языком ( получается звук близкий по звучанию к Р)
|
«Качели»
|
Улыбнуться, открыть рот. Тянемся языком к верхним и нижним зубкам поочередно, имитируя взлет качелей.
|
|
|
|