|
«Организация досуга в семье»
Бюджетное учреждение социального обслуживания
«Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Зина»
ДОКЛАД
Тема: «Организация досуга в семье»
(для родителей несовершеннолетних, посещающих группы дневного пребывания, в рамках организации работы родительского клуба «Нам по пути»)
Составитель: воспитатель дневного отделения
несовершеннолетних Наумова И.Н.
г. Урай
2011 год
Общие понятия семьи как социально-культурного института
В словаре русского языка С.И. Ожегова под семьей понимается группа живущих вместе близких родственников или объединение людей, сплоченных общими интересами. При этом семьянином является человек, обладающий определенными качествами, необходимыми для семейной жизни. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род.
Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи. Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь, и от того, насколько добротен и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека. Известную часть времени ребенок проводит с товарищами во дворе, а часто вне двора, на прогулках, на площадках, катках, иногда на улице. Чем старше становятся дети, тем товарищеское окружение играет все большую и большую роль.
Взять на себя полное руководство этим товарищеским влиянием родители, конечно, не могут, но за ними остается полная возможность наблюдать за этим товарищеским влиянием, а это в большинстве случаев бывает совершенно достаточно, если в семье уже образовался опыт коллективной связи, доверия, правдивости, если правильно создан родительский авторитет. В таком случае для родителей нужно только одно: более или менее основательно знать, что окружает вашего сына или вашу дочь. Огромную роль в семейном воспитании играет эмоциональный фон в семье, отношения между родителями, их умение поддержать любовь и теплоту друг к другу и детям. Только в здоровой семье, где царит любовь и взаимопонимание, могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни.
Организация семейного досуга
Семейный досуг понимается как социокультурный и педагогический феномен, находящийся в имманентной связи с обучением и воспитанием личности, имеющий ярко выраженные физиологические, психологические, социальные аспекты.
Досуг в семье - это вид развивающей деятельности, представляющий возможности для активного отдыха, потребления духовных ценностей и личностного развития всех членов семейного коллектива при учете индивидуальных интересов и потребностей.
Теоретический анализ работ по проблеме досуга в семье позволил выделить следующие его характеристики:
- это коллективная деятельность, содержание и формы проведения которой зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов;
- выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы, коллектива;
- препятствует проникновению в нее таких враждебных разрушительных сил, как алкоголь, скука, взаимное психологическое пресыщение и отчуждение; оказывает развивающее воздействие на всех ее членов: повышает их образовательный, общекультурный уровень;
- сплачивает общностью интересов, переживаний;
- является действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи и т.д.
Наличие опыта самореализации в семейной досуговой деятельности, отношение к организации досуговой деятельности, родительское отношение к ребенку, ценностно-ориентационное единство семьи определяют уровень организации семейной досуговой деятельности.
1. Наличие опыта самореализации в семейной досуговой деятельности определяется возможностью родителей организовать содержательный развивающий досуг и зависит от знаний, практических умений и навыков в различных видах досуговых занятий.
2. Отношение к организации досуговой деятельности (пассивное, активное, творческое) зависит от личностной позиции каждого члена семьи. Именно творческая активность обеспечивает личностно-деятельностную включенность в данный процесс.
3. Родительское отношение к ребенку характеризуется адекватностью восприятия своего ребенка и признанием его субъектом воспитания.
4. Ценностно-ориентационное единство семьи интерпретируется как наличие устойчивых семейных традиций, целостность миропонимания, образа и стиля жизни, наличие значимой совместной деятельности.
Роль культурно-досуговых учреждений в организации семейного досуга
Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений учитывая все функции семьи. Немаловажную роль в деле организации семейного досуга играют культурно-досуговые учреждения, большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу.
Две трети современных семей в РФ не имеют увлечений (ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения, нередко дети из таких семей идут в клуб для того, чтобы в лице руководителя и товарищей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами.
Атмосфера сотрудничества и сотворчества, которая определяется гибкостью отношений родителей и детей, обуславливает функционирование семьи как коллектива. Наличие двустороннего контакта, единство интересов, взглядов, взаимопомощь, сплоченность, принятие, уважение, эмоциональная поддержка способствуют организации регулярной совместной деятельности в семье, формированию гуманных семейных традиций.
Допустимый уровень подразумевает характер досуга, как активного потребления (рыбалка, охота, походы, посещение театров, кинотеатров, выставок и т.д.), реже целенаправленного активного потребления (спорт, путешествия, хобби, коллекционирование и т.д.) и ориентирован на овладение определенными духовными ценностями. Данный уровень свидетельствует о наличии определенных знаний о досуге, но недостаточном уровне сформированности практических умений и наличных возможностей организации семейной досуговой деятельности.
Низкий уровень организации досуговой деятельности характеризуется пассивным потреблением культурных благ. В таких семьях преобладают следующие виды занятий: просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки, прием гостей, застолье и т.д. Наличие конфликтности в семье, эмоциональной автономии, атмосферы отчуждения, низкого уровня знаний и осознания важности семейного досуга приводит, как правило, к раздельному проведению.
Нулевой уровень имеет социально отрицательный и делинквентный характер досуга.
Одним из путей совершенствования семейного воспитания является организация в учреждениях дополнительного образования детей педагогического процесса, направленного на решение задач по обучению родителей и воспитанников совместным формам проведения развивающей досугой деятельности в семье и предоставление возможностей для экстериоризации результатов данной деятельности.
Формы и методы работы с семьей при организации семейного досуга учреждениями культуры
Формы работы социально-культурных институтов с семьей разнообразны. Ставшие традиционными семейные праздники, семейные клубы, индивидуальные формы обогащаются новым содержанием, опираются на интересы семьи. Большое распространение получила организация традиционных форм семейного досуга в русском народном стиле: молодецкие игры, ярмарки, посиделки, кружки прикладного творчества для детей и взрослых «Умелые руки», изобразительного искусства, фольклорные ансамбли и оркестры народных инструментов. Решению проблемы дефицита общения родителей и детей способствуют клубы семейного общения, подростковые клубы, театры, библиотеки и другие центры.
В основе организации досуга с семьей по месту жительства лежат следующие методы:
1. Сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.)
2. Многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые семейные праздники и др.)
Беседы – к ним относятся также различные конференции, диспуты, ток-шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы нравственности, полового воспитания, семейного досуга. Проводятся как для членов семей всех возрастов, так и отдельно для детей, подростков, родителей. Роль беседы как формы работы с семьей прежде всего состоит в возможности решить семейные проблемы с участием специалистов, поделиться опытом воспитательной работы, осмыслить семейные взаимоотношения.
Игровые досуговые программы – это способ «взрослым» ненадолго ощутить себя детьми и окунуться в мир детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой. Популярны такие виды конкурсных программ как «Мама, папа, я – дружная (спортивная, музыкальная, танцевальная – вариантов множество) семья», «А ну-ка, бабушки (дедушки)» и др.
Рекреативный семейный отдых – туризм, походы.
Спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры и т.д.).
Семейные сеансы в кинотеатрах
Экскурсионная работа – семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест.
Совместное посещение концертов и массовых праздников
Семейные коллективы художественной самодеятельности – редко встречающаяся, нон очень популярная у зрителей форма культурной деятельности.
Одной из форм досуга являются праздничные мероприятия, рассчитанные как на массовую аудиторию (Новый год, проводы зимы, балы, карнавалы, танцевальные вечера) так и на более камерную (вечера отдыха и т.д.) Популярны и развлекательно-образовательные формы досуга (конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, а также экскурсии), поскольку позволяют аудитории в игровой форме повышать свой интеллектуальный уровень.
Заключение
На учреждения культурно-досуговой деятельности ложится ответственность за разработку и использование методов и форм работы с институтом семьи. Появляются исследования, посвященные организационным вопросам создания новых форм деятельности с семьей. Одной их них является отдых всей семьи в культурно-спортивных комплексах по месту жительства. Совместная спортивно-оздоровительная деятельность может стать эффективным фактором поддержания стабильности семьи, улучшения взаимоотношений как между супругами, так между родителями и детьми.
Проблема организации семейного досуга разрабатывается на государственном уровне. Издаются методические рекомендации Всесоюзного научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы, рекомендации Министерства культуры «Клуб и семья». Итогом этой сложной деятельности явилась Целевая комплексная программа «Молодая семья», разработанная на долгосрочный период. В ней большое место отведено именно социально-культурной деятельности. Но, к сожалению, финансирование программы в настоящее время прекращено.
В современное время институт семьи переживает кризис, который выражен в дезорганизации воспитательной функции семьи. Семьи порой воспитывают не только будущих социализированных членов общества, но и в большом количестве лиц с девиантными, делинквентными и криминальными формами поведения. Социальный процесс имеет тенденцию к утрате нравственности, альтруизма и духовности.
Необходим поиск новых подходов к решению масштабного ряда проблем семейной жизни. Наиболее перспективными можно представить формирование знаний, навыков и умений к гармоничному взаимодействию супругов в брачном союзе и создание наиболее благоприятных условий для целостного и гармоничного становления личности в семье; становление семьи как первичного культурного института, помощь в раскрытии духовно-нравственного, психолого-педагогического и художественно-созидательного потенциалов, личностного и профессионального самоопределения каждого ее члена; разработка современных подходов к организации свободного времени не только отдельного члена, но и всей семьи в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга: Учебник. - М: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 240 с..
Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М: МГУКИ, 2004. - 539 с.
Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство МГУК, 1995.-136с.
Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 2001.-48с.
Ремизова Т.А. Культурно-просветительная работа - М.: 2004.
Культурно-досуговая деятельность М 2002
Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 2003.-49с.
Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 2004.-32с.
Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 2004.-32с.
Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 2001.-48с.
(Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга: Учебник. - М: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003. – 240 с.).
Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 2003.-49с.
Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ
|
|
|