|
Розочка-паутинка из лент
Министерство образования и науки республики Тыва
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Республиканский центр технического творчества учащихся
Методическая разработка
открытого занятия
по вышивке на тему «Розочка-паутинка из лент» в технике вышивка шелковыми лентами.
Направление:
декоративно – прикладное творчество.
Разработала:
Заборовская Надежда Николаевна
педагог дополнительного образования.
2008г.
Продолжительность занятия – 1,5 часа.
Возраст детей – учащиеся пед.колледжа
Год обучения – 1-ый
Тип занятия – новый материал
Форма – мастер - класс
Тема «Розочка-паутинка из лент»
Цель – Научиться вышивать розочки
Задачи.
Познакомить учащихся с историей возникновения вышивки шелковыми лентами; с тремя видами вышивки: плоская вышивка, полуобъемная вышивка, объемная вышивка. Научить вышивать розочкe- паутинку шелковой лентой.Расширить кругозор.
2. Развить интерес к данному виду вышивки. Развивать умения работать с лентами. Развивать способность воспринимать и чувствовать красоту окружающего мира; развивать основы эстетического вкуса и потребность как мотивов эстетической деятельности.
3.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое до конца, экономное отношение к используемому материалу, бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: 1. Шелковая лента ( Для розочек - ширина ленты может колебаться от 0,7 до 1,5см (шире брать ленту не желательно, плохо ложится при продергивании через намеченные стежки) - около 70 см. Цвет и окраска ленты может быть любая. Для веточек - ширина ленты 0,7см, цвет зеленый и оттенки зеленого. Для мелких розочек - ширина ленты 0,7см),
2. Катушечные нитки в тон будущих розочек.
3. Мулине зеленого цвета, для стебельков.
4. Ножницы
5. Иголка с большим ушком
6. Пяльцы
7. Сантиметровая лента или линейка
8. технологические карты
9. Карандаш
10. Ткань.
11. Музыкальное сопровождение занятия – «романтическая коллекция».
1. Орг. Момент.
1. Вступление.
Шёлковые ленты и тесьма, применяемые для отделки, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Красивая лента придаёт хорошо упакованному подарку изысканность, подчёркивая торжественность момента. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче. Ленты «оживляют» причёску, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья приобретают так называемую «изюминку». Наверное, большинство из нас замирали от восхищения, рассматривая наряды невест, богато украшенные кружевами, рюшами и лентами! А известные обычаи украшать автомобили свадебного кортежа лентами и перевязывать конверты с новорождёнными голубыми или розовыми лентами в зависимости от пола ребёнка!
Но сегодня мы познакомимся с совершенно новым применением шёлковой ленты. Это – вышивка лентами. Особенность этой техники вышивки в том, что она придаёт рисунку объёмность. Изучив различные виды швов, вы без особого труда сможете создать своими руками необыкновенно красивые вещи. У вас появится возможность придать уже готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик, украсив свою одежду (будь то блузка, трикотажный джемпер или джинсы) и головной убор (вязаная шапочка или летняя кепка). Универсальность этого вида вышивки в том, что она позволяет оформить и детский полотняный рюкзачок, и дамскую вечернюю сумочку. Кроме того, вы научитесь делать красивые салфетки, декоративные панно, косметички и другие милые вещички.
2. Изложение материала (рассказ ребенка).
2. История вышивки шёлковыми лентами.
А теперь поговорим о том, когда и где появились ленты и вышивка и как развивался этот вид художественной техники.
С давних времён узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы «оживить» свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы и в Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причём каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал. Но только в XIV веке начало расширяться бытовое применение шёлковых лент, чему способствовало быстрое развитие производства шёлковой нити в Европе. Период бурного распространения роскошных и красивых лент – начало XVIII в. Король Франции Людовик XIV украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой.
Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим. Платья стали объёмными и просторными, богато украшенными лентами.
Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шёлковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками «а ля рококо», листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черёд белья. В ателье, носивших высокое звание «Поставщики королевского двора», с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры. Теперь они красуются в музейных витринах по всему миру.
Из Франции этот вид вышивки перекочевал в Англию, а оттуда разошёлся по всем странам бывшей Британской империи. Вместе с переселенцами из Европы он попал в Америку, где быстро завоевал популярность. Расцвет этого вида искусства пришёлся на 70-е годы XIX столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах, безделушках для дома и шляпах.
После Второй мировой войны интерес ко всем видам рукоделия стал снижаться. Но в течение двух последних десятилетий началось возрождение вышивки. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шёлковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных расходов.(показ иллюстраций)
3. Материалы, инструменты и приспособления
Для вышивания применяются разные иглы: тонкие – для лёгких тканей и толстые – для плотных. При шитье шёлковой лентой используются острые иглы, ведь они должны свободно входить в ткань, не образуя при этом затяжек. Ушко у иглы должно быть удлинённым, чтобы можно было легко вдеть ленту и она, не скручиваясь, скользила по нему. Таким образом можно избежать вероятных разрывов. Для лент шириной 7, 9, 12 мм подбирают иглы № 18-22. (показ)
Пяльцы предназначены для того, чтобы во время работы ткань была хорошо натянута. Это гарантирует равномерность стежков. Таким образом, даже тот, у кого есть склонность затягивать стежок, не сможет слишком сильно натягивать ленты, поэтому вышивка получится объёмной.(показ)
В некоторых случаях при вышивании лентами пяльцы обматывают тесьмой. Обмотка круглых пялец – это операция, помогающая избежать появления на таких лёгких тканях, как шёлк, органза или ворсовых, как бархат, заломов при сплющивании, от которых потом трудно избавиться.
Для того, чтобы обмотать состоящие из двух обручев пяльцы, возьмите мягкую тесьму и обмотайте один из обручей по окружности. Натягивайте тесьму так, чтобы не образовывались складки. Когда обруч будет полностью обмотан, закрепите концы тесьмы небольшими стежками. Обмотайте второй обруч. Если под рукой не найдётся тесьмы, можно использовать тонкие и узкие бинтики.
Для основы при вышивке шёлковой лентой можно использовать самые разнообразные ткани: хлопчатобумажные (рогожка, сатин, муслин и др.), льняные (суровое полотно, тонкое полотно), шёлковые, шерстяные. Вышивать можно по любой поверхности, лишь бы ткань была настолько прочной, чтобы на ней надёжно удерживались стежки, и настолько эластичной, чтобы сквозь неё проходила нитка. Можно использовать и набивные ткани, в которых уток становится полезной схемой, дающей толчок вашему воображению(показ).
Красота вышивки в большей части зависит от гармоничного сочетания ткани и ленты. Шёлковые ленты продаются разной ширины и различных цветов.
Кроме всего перечисленного, для занятия вышивкой лентами необходимы ножницы и вышивальные нитки (мулине), которые, в свою очередь, требуются для создания основы (контура) некоторых швов и для закрепления ленты на изнанке в конце работы.
Для украшения и придания вышивке особого изящества применяются различные бусины и бисер (показ выставки).
3.Практическая работа.
А. Вводный инструктаж
Технология процесса вышивания
Подготовить ткань для работы
Перевести рисунок на ткань
Заправить ткань в пяльцы
Выполнить закрепление нитки в начале работы
Вышить стежки схемы розы-паутинки.
Выполнить закрепление нитки в конце работы с изнаночной стороны вышивки
Заполнить лентой каркас
Вышить листочки
Вышить бутоны швом "французский узелок"
Оформить работу блестками и бисером
Технология процесса вышивания.
|
|
|
1. Запяливаем выбранную нами ткань в пяльцы. Ткань необходимо хорошо натянуть, чтобы нигде не провисала, не было перекосов.
|
|
2. Рисуем окружность, в том месте, где предполагается вышитая розочка.
|
|
|
|
3. Нарисовав окружность, делим ее на 5 равных частей.
|
|
4. По намеченным линиям делаем стежки, прошиваем 2-3 раза, для прочности.
|
От длины стежка зависит размер нашей розочки, чем длиннее стежок, тем крупнее будет розочка. Нить прокладываем свободно, не затягивая, чтобы лента проходила свободно и не порвала наши стежки.
5. Отмеряем ленточку.
|
|
|
6. После этого вдеваем ленту в иглу и протягиваем ее в центр нашей окружности, оставляя 1,5-2 см на изнаночной стороне.
|
|
7. Протягиваем ленту через первый стежок, плотно подтягивая к центру.
|
|
|
|
8. Затем следующий стежок пропускаем и протягиваем ленту через один стежок и т.д. делаем 1 круг.
|
|
9. Второй круг - теперь ленту протягиваем в те стежки, которые мы пропускали, но теперь ленту кладем свободно, особо не затягивая, но и чтобы не было свободного пространства.
|
|
10. Продолжаем оплетать наши стежки в шахматном порядке. Кол-во рядов должно быть таким, чтобы закрыть величину нашего стежка. С каждым рядом лента будет проходить все туже и туже это и будет показателем кол-ва кругов. После того как мы закончили оплетать наши стежки, чтобы их не было видно продеваем иголку на изнаночную сторону, обрезаем ленту, оставляя кончик 1,5 -2 см и закрепляем его либо обычной ниткой два – три стежка, припаливаем концы ленты обычной зажигалкой или свечой, чтобы она не распускалась.
|
Ленту можно укладывать, перекручивая или класть только лицевой стороной (атласной) это вы уже определите на практике и как вам больше понравится. Две одинаковые розочки сделать практически невозможно, лента каждый раз ложится по новому, потренировавшись, вы увидите это сами.
|
|
|
11. Таким же образом мы поступаем с двумя следующими намеченными окружностями.
|
|
12. Наши розочки готовы.
|
|
|
|
13. Сделав розочки, приступаем к следующему этапу нашей вышивки. Чтобы картинка имела законченный вид, добавим зеленые листики. Делаем веточку.
|
|
14. Лепестки прошиваем обычными стежками.
|
|
15. Наши веточки готовы. Но в таком виде наша картинка смотрите немного пусто, так и просится добавить сюда маленькие цветочки, которые украсят нашу работу.
|
|
|
|
16. Маленькие цветочки мы будем делать в технике *французских узелков*. Для этого мы возьмем узкую ленту 0,5-0,7 см.
|
|
17. Выводим иголку с лентой на лицевую сторону и набрасываем ленту на иголку.
|
|
|
|
18. Можно сделать один виток или два витка, больше не рекомендую, получается грубо.
|
|
19. Вводим иглу рядом с началом узелка и протягиваем ленту сквозь наши витки на изнаночную сторону, наш узелок готов.
|
21. Работа окончена. Теперь вышивку можно оформить в виде открытки, вставить в рамку
|
|
20. В нашу вышивку можно добавить еще веточек, мелких цветочек, прикрепить бусины, бисер – все, что Вы считаете нужным для окончания работы.
|
|
|
|
Б. Техника безопасности (на доске).
Техника безопасности.
Работу начинай только с разрешения педагога.
Не пользуйся инструментами правила обращения, с которыми не изучены.
Применяй инструменты только по назначению.
Не работай с тупыми инструментами.
Не работай с неисправными инструментами.
Во время работы инструмент держи так, как показал педагог.
Содержи в чистоте свое рабочее место. Раскладывай инструменты в указанном порядке.
Во время работы не отвлекайся посторонними делами.
Работа с ножницами.
Используй ножницы с закругленными концами.
Не работай с тупыми ножницами и с ослабленными креплениями.
Не держи ножницы лезвиями вверх.
Не режь ножницами при движении.
Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями.
Не подходи к товарищу во время работы.
Передавай ножницы кольцами вперед.
Работа с иглами.
Для работы используй острую иглу.
Не используй ржавую иглу.
Нельзя брать иглы в рот и втыкать в одежду.
Втыкай иглы в игольницу.
Пересчитай иглы в начале и в конце работы.
В. Самостоятельная работа
Все учащиеся делятся на несколько групп и работа выполняется по подгруппам. К каждой группе учащихся пед.колледжа подсаживаются воспитанницы объединения и объясняют практический материал.
4.Физ. минутка.
Упражнения для пальцев рук
Упражнения для шеи
Упражнения для глаз:
Выполнение восьмерки (по 3-4 раза),
рисуем прямоугольник (по 3-4 раза),
«бабочка»
«сжимаем, разжимаем»
«близко-далеко»
«день-ночь»
Г. Текущий инструктаж.
Педагог оказывает необходимую помощь.
Д. заключительный инструктаж.
Советы по оформлению картины.
4.Подведение итогов.
Анализ работы: сначала дети анализируют работы, отмечая самые удачные элементы картины, ошибки, затем педагог подводит итоги. Выставка работ.
Анализ педагога.
Приложение.
Технологическая карта
Для работы приготовь
|
Изготовление деталей поэтапно и сборка
|
Ленты для розочки-30см,
Нитки в тон ленты,
Игла с маленьким ушком для нитки,
Игла с большим ушком для ленты,
ножницы,
свеча и спички,
карандаш,
ткань.
|
|
Технологическая карта
Для работы приготовь
|
Изготовление деталей поэтапно и сборка
|
Ленты для листьев
Нитки в тон ленты,
Игла с маленьким ушком для нитки,
Игла с большим ушком для ленты,
ножницы,
свеча и спички,
карандаш,
ткань.
|
|
Технологическая карта
Для работы приготовь
|
Изготовление деталей поэтапно и сборка
|
Ленты для узелка,
Игла с большим ушком для ленты,
ножницы,
свеча и спички,
карандаш,
ткань.
|
|
|
|
|