|
«Тире в бессоюзном сложном предложении»
Тема урока: «Тире в бессоюзном сложном предложении».
Цель: познакомить учащихся с правилом постановки тире в БСП.
Образовательные задачи:
- повторить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и правила постановки в нем запятой, точки с запятой, двоеточия;
- познакомить учащихся с правилом постановки тире в БСП;
- формировать умение различать пунктограмму и навык постановки тире между частями БСП, а также в простых предложениях.
Воспитательные задачи:
- воспитание культуры обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться,
- способствовать нравственному воспитанию.
Развивающие:
- развитие речи и познавательного интереса учащихся.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Метод урока: объяснительный.
Вид урока: урок-беседа.
Оборудование: опорные схемы, текст.
Ход урока
І. Организационный момент урока.
ІІ. Подготовка к восприятию новой темы.
«О трех золотых куклах».
Один властитель послал соседу султану в подарок три золотые куклы. Куклы были совершенно одинаковые и с виду, и по размерам, и по весу. Однако властитель велел передать, что цены у них разные. Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже. Он просил объяснить, почему это так. Подивился султан подарку и велел придворным разгадать, в чем отличие одной куклы от другой. Придворные осмотрели все куклы – никакой разницы между ними нет.
И вот один бедный юноша попросил передать султану, что он может разгадать тайну кукол. Султан велел доставить юношу во дворец.
Юноша осмотрел кукол и заметил, что у них в ушах просверлены дырочки. Тогда он взял стебелек и сунул его в ухо одной кукле: кончик стебелька вылез у нее изо рта. Потом сунул стебелек в ухо другой кукле: кончик стебелька высунулся у нее из другого уха. Наконец, он сунул стебелек в ухо третьей кукле, и весь стебелек остался внутри нее.
Тогда юноша сказал:
- Ваше величество, эти куклы сходны с людьми. Первая кукла похожа на того, кто сейчас же расскажет всем и каждому о том, что слышал. Вторая кукла схожа с тем, у кого чужие слова в одно ухо влетают, в другое вылетают. А третья кукла походит на человека, который что ни услышит, то словно проглотит. Это человек, достойный доверия, - цена этой кукле самая высокая. Выслушал его султан, обрадовался и приблизил юношу к себе.
(Из индийского фольклора)
1. Работа по тексту «О трех золотых куклах».
а) выразительное чтение текста учащимися;
б) беседа путем ответов на вопросы:
2. Какой подарок и с какой просьбой получил султан?
3. Прочитайте его наказ придворным.
4. Кто и как разгадал тайну подарка?
5. Прочитайте объяснение юноши.
6. Какие качества людей символизируют эти куклы?
7. Какое из качеств вы цените в человеке?
8. Какова главная мысль текста? («Уметь держать язык за зубами - признак культуры человека».)
9. Синтаксический разбор предложений:
А) Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже.
Б) Куклы внешне были совершенно одинаковые; тем не менее, всем на удивление, цена на них была разная.
В) Один бедный юноша попросил передать султану: он может разгадать тайну кукол.
Г) Султан велел доставить юношу во дворец: заинтересовало его смелое предложение.
Д) Третья кукла дороже: она умеет держать язык за зубами.
10. Знаки препинания при БСП.
Знаки
препинания
|
Обоснование
|
Схема
|
Примеры
|
Запятая
( , )
|
Предложения небольшие по объему, в них перечисляются какие-то факты
|
[ ], [ ],
[ ].
|
Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже.
|
Точка с запятой
( ; )
|
Предложения более распространены, не очень близки по содержанию
|
[,];
[, ,].
|
Куклы внешне были совершенно одинаковые; тем не менее, всем на удивление, цена на них была разная.
|
Знаки
препинания
|
Обоснование
|
Схема
|
Примеры
|
Двоеточие
( : )
|
1) вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой части
|
[ ] : [ ].
|
Султан велел доставить юношу во дворец: заинтересовало его смелое предложение.
Третья кукла дороже: она умеет держать язык за зубами.
|
2) вторая часть поясняет первую
|
[ ] : [ ];
[ ].
|
Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, потом говорят; другие прежде говорят, а потом уже думают (Л.Т)
|
3) вторая часть дополняет первую, распространяя обычно сказуемое
|
[ ] : [ ].
|
Один бедный юноша попросил передать султану: он может разгадать тайну кукол.
|
ІІІ. Объяснение новой темы.
1. Тире в простых предложениях.
А) Держать язык за зубами – очень жизненный фразеологизм. (Между подлежащим и сказуемым)
Б) Ни дерево, ни вода - ничто не шелохнется. (Перед обобщающим словом после однородного члена предложения)
В) Одежда очищается от стирки, душа – от задушевной беседы. (В неполном предложении для обозначения пропуска члена предложения)
2. Тире в бессоюзных сложных предложениях.
А) Придворные осмотрели все три куклы – никакой разницы между ними они не нашли.
Б) Уместное слово свое место найдет - неуместное слово хозяина накажет
В) Ласково заговоришь – змея из норы выползет.
Г) Дети стали большими – им надо серьезно учиться.
Д) Ученый без трудов – дерево без плодов.
Знаки
препинания
|
Обоснование
|
Схема
|
Примеры
|
Тире
( - )
|
1) части противопоставлены по содержанию
|
[ ] - [ ].
|
Придворные осмотрели все три куклы – никакой разницы между ними они не нашли
Уместное слово свое место найдет - неуместное слово хозяина накажет
|
2) первая часть указывает на время и условие того, о чем говорится во второй части
|
[ ] - [ ].
|
Ласково заговоришь – змея из норы выползет.
Будешь книги читать – будешь все знать.
|
3) вторая часть заключает вывод, следствие из того, о чем говорится в первой части
|
[ ] - [ ]
|
Солнце дымное встает – будет день горячий.
Скажешь слово – добавят десять.
Дети стали большими – им надо серьезно учиться.
|
4) Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго
|
[ ] - [ ]
|
Ученый без трудов – дерево без плодов.
|
5) Быстрая смена событий
|
|
Вагоны тронулись-поезд стал.
Игнат спустил курок – ружье дало осечку.
|
ІV. Закрепление темы.
1. Самостоятельная работа.
- Объясните случай постановки тире в БСП.
- Замените БСП сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.
Настанет утро - двинемся в путь. Будешь книги читать – будешь все знать. Хочешь получить великую истину - начинай с азбуки. Труд человека кормит – лень портит. Дрова все вышли – топить нечем.
2. Графический тест.
Закрепим знаки препинания при БСП. (Детям раздать такие листочки)
Знаки
препинания
|
Предложения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Запятая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Двоеточие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тире
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кончил дело – гуляй смело.
За селом синел далекий лес, рожь качалась, колос созревал.
Желтые листья роняет осень, красные листья летят по лесам.
Он на пороге остановился: ему хотелось пожать мне руку.
Поедем домой: будет холодно.
В поле потемнело: надвигалась гроза.
Скучно тебе жить – займись чем-нибудь.
Мы очень зябли : ночи были уже холодные.
Солнце дымное встает – будет день горячий.
День становился все более ясным, облака уходили, гонимые ветром.
V. Итог урока.
- Какую тему рассмотрели сегодня?
- В каких случаях в БСП ставится тире?
- Чем можно заменить БСП?
VI. Домашнее задание.
Выписать из художественной литературы по два предложения на каждый случай постановки тире в БСП.
VIІ. Оценка деятельности учащихся.
VIІІ. Заключительное слово учителя о пользе знаков препинания.
|
|
|