Главная страница

«Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению биологии»


Скачать 0.88 Mb.
Название «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению биологии»
страница 1/4
Ратушняков Владимир Владимирович
Дата 29.02.2016
Размер 0.88 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4

,


Педагогический проект

«Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению биологии»

Выполнил

Ратушняков Владимир Владимирович

учитель биологии

МБОУ Парабельская гимназия

Парабельского района

Томской области

2013г.

Философия – сложившееся убеждение

по поводу чего-либо; концепция

(Современный толковый словарь русского языка)
Вы думаете так легко сесть и описать в очень краткой форме те убеждения, по которым ты работаешь и живёшь? Сначала хотелось написать о неизбывной и вселенской любви к детям, о высоком счастье работать с ними, о миссии педагога. Но, поразмыслив совсем немного, я понял следующее: во-первых, любовь к детям – свойство любого нормального педагога и любого нормального человека – в чём же здесь моя философия; во-вторых, счастье работать с детьми – это не убеждения, а результат их воплощения в жизнь; в-третьих, брать на себя миссионерство, во всяком случае для меня, не очень скромно.

И вот, окидывая взглядом свой не очень продолжительный педагогический путь, я спрашиваю себя: «Что же лежит в основе моей работы? Без чего я не буду самим собой?» Конечно же, здесь не может идти речь о каком-либо кривлянии и самолюбовании – обманывать самого себя – что же может быть бессмысленнее? Нелёгкий учительский опыт привёл меня к осознанию трёх положений, к которым я мог бы свести свою педагогическую философию - честность, справедливость и профессионализм.

Я недаром упомянул про опыт – понять и принять эти положения можно только в том случае, если пропустишь их через себя. Честность – что она для меня, как для учителя, значит? Это, прежде всего, честность перед своими учениками; это умение признать свою ошибку, каким бы тяжёлым это не казалось. Ошибиться может каждый – нет на свете безгрешных людей. Но чрезвычайно важным для себя считаю осознание того факта, что ошибка учителя, как и ошибка врача, дорогого стоит, хотя и не так заметна. Поэтому признать ошибку и как можно быстрее исправить её – дело обязательное, дело, которое добавит учителю самоуважения и уважения со стороны своих учеников (проверено на собственном опыте). Сделать это ой как нелегко! Казалось бы, ты знаешь в своей профессии всё (ну, во всяком случае, уж точно больше своих учеников). И тебе, такому безгрешному, необходимо публично развенчать себя. Не скрою, такие мысли посещали меня неоднократно, но, переступив через них, я многое в себе изменил.

Другое моё сложившееся убеждение (и в этом со мной согласятся очень многие люди) является основой не только для работы школьного учителя, но и основой для жизни всего человеческого общества. Это то, к чему стремятся люди всегда, и ради чего они способны от много отказаться. Справедливость! Наверно, для детей в их взаимоотношениях с учителем это самое главное. Справедливость в оценках, справедливость в наказаниях, справедливость в поощрениях – без этого все усилия бесполезны. Вы можете быть блистательным знатоком своего предмета, обаятельным человеком, знатоком всего нового и современного, но стоит вам только допустить самую маленькую несправедливость – и дети отвернуться от вас. Стремление к справедливости – один из столпов моей педагогической философии.

Учительский труд никогда не бывал лёгким, особенно трудным он стал в последнее время. Падение престижа профессии, невысокая заработная плата, потеря нравственных ориентиров – всё это можно использовать для оправдания некоторых послаблений в своей работе, которые ты сам для себя придумываешь. «Раз это никому не нужно, то и я не буду слишком напрягаться» - вполне удобная формула. Но можно ли так работать с детьми? Убеждён, что нет! Профессионализм – это не просто владение алгоритмами действий в разных ситуациях, это умение качественно работать при любых внешних условиях. Стараюсь всегда трудиться, основываясь на этом принципе.

Итак, основными ингредиентами рецептов своей педагогической кухни я считаю честность, справедливость и профессионализм. Может быть, всё это и не бог весть какое открытие, но для меня всё изложенное дорого и ценно, так как является результатом труда и размышлений.

Работаю учителем биологии в МБОУ Парабельская гимназия. Образование высшее, окончил в 1990 году Томский государственный педагогический университет по специальности учитель химии и биологии. Общий трудовой стаж 31 год, педагогический 24 года, разряд – 14, высшая категория.

В результате накопления собственного педагогического опыта, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег-учителей, чтения и осмысления современной педагогической и естественнонаучной литературы выделил для себя следующие основные направления в работе:

- формирование системных биологических понятий у обучающихся на всех ступенях школьного образования;

- подготовка обучающихся к осознанному выбору будущих профессий, связанных с биологией через предпрофильное и профильное обучение;

- формирование таких особенностей мыслительных процессов, навыков и компетенций у обучающихся, которые помогали бы ориентироваться в сложных нестандартных ситуациях, связанных с необходимостью поиска необходимой информации.

В классах, где я работаю, учатся дети из разных семей – с хорошим и средним достатком, малообеспеченных, многодетных, социально незащищённых, неблагополучных. Поэтому воспитание детей для большинства родителей отходит на второй план. Дети не видят для себя личностной перспективы и не заинтересованы в получении образования. Проблема заключается в том, что у части учеников положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении биологии они испытывают значительные трудности и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления. В классах есть дети, которые обучаются по специальным (коррекционным) программам. Все вышеперечисленное указывает на необходимость организации учебно-познавательного процесса, направленного на формирование мотивационной сферы обучаемого, становление и развитие внутренних мотивов познавательной деятельности. Дети таких семей создают значительные трудности в обучении и воспитании, требует огромных усилий, знаний, использования различных форм и методов, терпения в плане повышения качества результатов обучения и воспитания.
Социальный паспорт классов, в которых работает учитель:


Контингент обучающихся









Общее количество обучающихся в классе

22

27

25

27

Количество детей из неблагополучных семей

1




-

-

Количество детей из малообеспеченных семей

9

6

6

13

Количество детей из многодетных семей

5

7

4

4

Количество детей из опекаемых семей




1

1

3

Количество детей, стоящих на ВШК

-




-

1


Социально незащищенные дети испытывают недостаток эмоционального внимания со стороны родителей. У них отсутствует сформированность коммуникативных навыков. Нет контроля за выполнением домашнего задания, что влечёт к неуспешности в обучении. Создать для таких детей образовательную ситуацию, где они себя будут чувствовать нужными, очень важно. Моя задача – через мотивацию к предмету биологии, вовлечь в практические работы, показав связь с жизнью, пробудить исследовательский интерес, сформировать компетентности, необходимые для успешной адаптации в социуме.

Причины обращения к проблеме:

а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;

б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно-технологических и коммуникативных умений.
Противоречия:
- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках биологии;

- между высокими требованиями, предъявляемыми к биологическому образованию школьников и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками;

- между возрастающей практической значимостью школьного курса биологии и дефицитом учебного времени.
Поэтому стратегической целью представленного проекта является

формирование положительных мотивов к изучению биологии с помощью современных педагогических технологий.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:


  • Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения биологии.




  • Используя специальные диагностические методики выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.




  • Выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению биологии в условиях сельской гимназии.

  • Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.




  • Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта



Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения, метода проектов; технологии адаптивного обучения и информационно-коммуникационных технологий обучения, технологии критического мышления, метапредметный подход к преподаванию предмета. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших школах.
Предполагаемый результат:


  • устойчивая внутренняя мотивация к изучению биологии;




  • сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;




  • способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени;




  • социальные компетентности, развитие социального опыта учащихся.


Новизна проекта заключается в применении психологических исследований к организации учебной деятельности обучающихся. При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч. Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой 1987г.).

Ресурсное обеспечение процесса обучения биологии по формированию положительной мотивации, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации:


  • кабинет биологии снабжен комплектами дидактических материалов для каждого раздела биологии;




  • имеется возможность применения на уроке мультимедийной установки (компьютер с постоянным выходом в Интернет, проектор, интерактивная доска);




  • в кабинете в достаточном объеме дополнительная литература по биологии (учебники, энциклопедии, учебно-познавательная, занимательная литература);




  • имеются электронные пособия по биологии: библиотека электронных наглядных пособий «Биология 6-9 класс», учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», «1С: Репетитор. Биология», интерактивный иллюстрированный словарь «Янус. Флора и фауна» и другие. ,





Уровень собственной квалификации считаю достаточным для реализации заявленного проекта: имею высшую квалификационную категорию, высшее педагогическое образование позволяет мне эффективно пополнять знания по содержанию и методике преподавания биологии не только во время курсовой подготовки, но и в процессе самообразования. Самостоятельно осваиваю новые компьютерные программы и использую их при подготовке к урокам, подготовке презентаций. Являюсь членом методического совета гимназии заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Используемые рабочие программы учебных курсов по биологии на второй и третьей ступенях обучения в гимназии разработаны в полном соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, обязательного минимума образования 1998г., обеспечивают преемственность курса биологии между начальной и основной, основной и средней школой, опираются на УМК, допущенные Министерством образования и науки РФ (приложение рабочие программы)

Основой информационного и методического сопровождения образовательного процесса в моей работе является учебно-методический комплекс Пасечника Владимира Васильевича, представленный сквозной линией учебников для общеобразовательных классов, методическими пособиями для учителей, комплектами рабочих тетрадей для обучающихся. Учебные пособия данной линии отличает взвешенность и продуманность подачи материала, чёткая взаимосвязь различных разделов, прекрасная иллюстративность, хороший методический аппарат.

В профильных классах использую учебные пособия Захарова Владимира Борисовича, Мамонтова Сергея Григорьевича, Сонина Николая Ивановича, Захаровой Екатерины Тимофеевны «Общая биология», которые отличает хорошая сочетаемость с общеобразовательными программами. Данные учебные пособия позволяют качественно готовить обучающихся выпускных классов к единому государственному экзамену по биологии.

В дополнение к имеющемуся информационному обеспечению я создаю и собственные методические материалы и разработки. Очень многое можно успеть сделать, дать дополнительные знания школьникам, сформировать и развить тягу к предмету с помощью авторских программ факультативных и элективных курсов. Кроме всего прочего, реализация этих программ позволяет решать задачи предпрофильного и профильного обучения.

Исходя из потребностей своих учеников, я разработал и реализовал следующие программы элективных и факультативных курсов:

  • элективный курс «Как прожить до ста лет»;

  • элективный курс «Тайны анализаторов или на вкус, запах и цвет товарища нет»

  • элективный курс «Решение задач по генетике».

  • Элективный курс «У самовара я и …»

Наиболее востребованными и результативными стали элективные курсы «Тайны анализаторов или на вкус, запах и цвет товарища нет» и «Решение задач по генетике», «У самовара я и …». По результатам диагностики, проводившейся по окончании реализации каждой авторской программы у 100% школьников занятия по данным программам способствовали повышению интереса к предмету.
Большим подспорьем в работе являются разработанные мной по всем разделам курса «Биология» задания для контроля, тесты, раздаточный материал.

Психолого-педагогические и методические особенности учебно-методических комплексов.

Проблемное изложение материала. Проблема – это то, что мы сегодня решить не можем, то, что мучает нас продолжительное время, к решению чего мы постепенно приближаемся, это то, что, будучи разрешено, даёт эмоциональный заряд, приносит радость. Именно такое понимание проблемного обучения проходит по всему курсу.

Диалектический подход к введению биологических понятий. Лишь простейшие понятия даются сразу в готовом виде, остальные же вводятся постепенно, с уточнениями и корректировкой, а некоторые вообще остаются на интуитивном уровне восприятия до тех пор, пока не наступит благоприятный момент для их точного определения.

Развивающее обучение. Особенность учебно-методических комплексов не в сухом сообщении биологических фактов, а в развитии учащихся посредством продвижения в предмете, иными словами приоритетным является не информационное, а развивающее поле курса. В них практически реализованы принципы развивающего обучения, сформулированные Л.В.Занковым: обучение на высоком уровне трудности; прохождение тем программы достаточно быстрым темпом; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса обучения (ученик должен видеть, как он умнеет в процессе изучения материала – это достигается проблемным обучением); развитие всех учащихся (учитывая уровень каждого).

Исследование проводилось в период с 2011 г. по 2013 г. и состояло из нескольких этапов:


  • Первый этап (сентябрь-декабрь2011 г.) - теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятия "позитивная мотивация", разработка и определение задач исследования.




  • Второй этап (2012 - 2013 гг.) - практическая организация работы по анализу мотивации к обучению учащихся. Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся биологии через использование современных педагогических технологий.




  • Третий этап (2013 - 2014 гг.) - уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.


При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч. Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой 1987г.).

Метод направлен на изучение уровней познавательной активности.

Выявление уровней мотивации необходимо для того, чтобы педагогически обоснованно осуществлять программу воспитания и развития личности учащихся. Знание уровней развития мотивации не только позволяет фиксировать состояния, но и помогает определить и ставить цели воспитания в определенной последовательности.

класс

Уровень внутренней мотивации

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Низкий

средний

высокий

Низкий

средний

высокий

Низкий

средний

высокий






10(41%)

14(58%)
























9(24%)

16(64%)
























14(60%)

9(39%)




6(37,5%)

10(62,5%)















13(52%)

12(48%)




8(44%)

10(55%)
























12(54%)

10(45%)




6(28%)

15(72%)















14(51%)

13(49%)




5(20%)

20(80%)
























8(34%)

15(66%)
























10(38%)

16(62%)


Отношение к предмету биология




Классы


Предмет

Учебного

плана

Учебные года

2011-2012 г. г.

2012-2013 г. г.

2013-2014г.г.

Критерии

Критерии

Критерии

Нравится

Равнодушен


Не нравится


Нравится

Равнодушен


Не нравится


Нравится

Равнодушен


Не нравится



1.



класс

природоведение

23

2

0




















2.



класс

природоведение

22

6

0



















3



класс

биология

19

3

0

25

0

0










4.



класс

биология

17

4

0

24

3

0










5

7А класс

биология










23

2

0

22

0

0

6

7Б класс

биология










26

1

0

26

1

0

7.

8А класс

биология



















21

1

0

8.

8Б класс

биология



















25

0

0



В исследовании, которое было проведено в сентябре 2011 года, участвовали обучающиеся 5-6 классов, осенью 2012 года обучающиеся 6-7 классов.

Результаты указывают на группу обучающихся с низким уровнем внутренней мотивации, и равнодушного отношения к обучению предмету биология.

Эта проблема меня насторожила. Данный вопрос обсуждался на кафедре естественно-математического цикла, на педагогических советах Я решил сделать все возможное, что привело бы к усилению внутренней мотивации и повышению познавательной активности гимназистов.

Я обратился к педагогической науке и изучил многочисленную современную литературу, в которой освещается проблема активизации познавательной деятельности и усилению внутренней мотивации.

Т. И. Шамова в книге «Активизация учения школьников» пишет, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности.

Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения.

Изучив специальную литературу, я выяснил что существуют

приемы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации в целом.
Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно:
– включение учеников в коллективистские формы деятельности;
– привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;
– сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;
– поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;
– занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты);
– умелое применение поощрения и наказания
.

Всем этим приемам удовлетворяют технологии личностно-ориентированного обучения, проблемного и развивающего обучения.

– Использование технологии личностно-ориентированного обучения предполагает «признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса», весь учебный процесс строится на основе этого главного положения.
– Проблемное обучение через решение биологических задач основано на ряде психологических посылок: мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний. Оно процесс продуктивный, творящий новые знания. Начало и источник творческого мышления — это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность преподаватель может управлять процессом усвоения учащимися новых знаний.

Выделяется три основных этапа:

Первый этап. Ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.
Качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.

Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных "нестандартных" формах организации их мыслительной активности.

Третий этап. Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а "растворяется" в каждом из предшествующих этапов. (приложение1)

– Особенности развивающего обучения:

  • обучение на высоком уровне трудности;

  • ведущая роль теоретических знаний;

  • обучение быстрым темпом;

  • осознание школьниками процесса учения;

  • целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, включая слабых.

Цель технологии развивающего обучения – общее развитие ученика, не только познавательных процессов; ученик — активный субъект учебной деятельности; учитель — организатор коллективной поисковой деятельности; знания, умения и навыки не есть конечная цель обучения, а средство общего развития.

Также в своей работе я использую и другие педагогические технологии, а именно метод проектов (авторы В.Х.Килпатрик, Дж.Дьюи, С.Т.Шацкий), технологию адаптивного обучения (автор А.С.Границкая) и информационно-коммуникационные технологии обучения (автор Е.С.Полат), технологию РКЧП (автор Стил, Мередит, Темпл, Уолтер), технологию КСО.

Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую последние выполняют в течение определённого отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Я применяю данную технологию для изучения нового материала. Задолго до изучения конкретной темы предлагаю группе своих учеников самостоятельно познакомиться с теоретическим материалом, подобрать интересные исторические сведения, практические задания с решениями, и оформить всё это либо в виде презентации, либо в качестве устного сообщения. Затем выступить со своим проектом перед одноклассниками. Насколько глубоко учащиеся группы изучили тему, видно из их ответов, как на вопросы одноклассников, так и на вопросы учителя. В оценивании проекта участвуют все: класс – группа – учитель. Если при изложении материала обнаружены какие-то неточности (ошибки), учителю важно корректно указать на них, дабы не отбить желание у данной группы и у остальных ребят принимать участие в такой работе. Используя технологию метода проектов в обучении, я преследую следующие цели:

научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;

размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

принимать самостоятельные аргументированные решения;

научить работать в команде, выполняя разные социальные роли. (приложение 2)
Адаптивная технология обучения:

Цель технологии заключается в обучении приёмам самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, приёмам исследовательской деятельности; в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе в формировании интеллекта школьника; в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся.

Основная сущность технологии заключается в одновременной работе учителя по:

  • управлению самостоятельной работой всех учащихся;

  • работе с отдельными школьниками — индивидуально;

  • осуществлению учёта и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;

  • максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу.

В условиях адаптивной системы обучения, обучение — это не только сообщение новой информации, но и, и это главное, обучение приёмам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приёмам исследовательской деятельности, умений добывать знания, обобщать и делать выводы. (приложение 3)
АРТ - технологии обладают существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Арт-технология является ещё и здоровьезберегающей. Смена ролей, мест и времени действий способствует раскрытию личностных качеств учащихся, повышает эмоциональный тонус учебного процесса, улучшает здоровье детей (Приложение 4)
Информационно-коммуникативые технологии:

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения:

путём активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст, звук, видео, цвет);

путём ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи до конца, опираясь на всевозможные рекомендации, пояснения, справочники);

используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно – выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.

Но каждый преподаватель должен понимать, что применение компьютера должно органично вписываться в учебный процесс, ведь процесс использования компьютерных технологий на уроках имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

С одной стороны, компьютер – это средство повышения эффективности обучения.

С другой стороны, компьютер – это сложный технический прибор, негативно влияющий на работоспособность, общее самочувствие и здоровье школьников. Несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывает отрицательное воздействие на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными, двигательными и нервно-эмоциональными нагрузками.

Поэтому при организации урока я учитываю то, что:

работа школьников за компьютером в течение всего урока является непродуктивной;

одновременная (синхронная) работа под руководством учителя целесообразна лишь только в течение короткого промежутка времени с целью адаптации к обучающей программе и изучаемым приёмам деятельности;

использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение;

компьютер как обучающее средство не может полностью заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися, не может оперативно реагировать на изменения педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.

Считаю, что при проведении урока с использованием ИКТ необходимо:

чередовать напряжённый умственный труд и эмоциональную разрядку, за счёт упражнений, для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения;

тщательно планировать как фронтальную, так и самостоятельную работу детей, ограничивая её временными рамками и не допуская напрасной потери времени.
Уникальность информационно-коммуникационных технологий в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения:

При объяснении нового материала; при закреплении и повторении изученного; при итоговом контроле. (приложение 5)

Считаю, что активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования, повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы.

Технология “Чтение и письмо для развития критического мышления” (Авторы Т.Темпл, К.Мередит, Дж.Стилл) представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для формирования ключевых компетенций, в первую очередь информационной и коммуникативной, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа.

Достоинство технологии вижу в том, что она включает множество различных приемов, которые могут быть использованы как обособленно, так и в различных сочетаниях на разных этапах урока. Практика использования технологии в преподавании биологии показала, что РКМЧП органично сочетается с мультимедийной презентацией, тестами различных типов, дополнительными цифровыми образовательными ресурсами. Ученики 6-8 классов обучаются по ней с большим интересом.

При изучении биологии школьник сталкивается с большим объемом учебной информации. Я убедился, что на основе данной технологии можно обучать детей переработке информации, определять причинно – следственные связи, вырабатывать собственные идеи, мнения.

Базовая модель урока, основанная на использовании данной технологии, представляет собой последовательное прохождение трех стадий, присущих одновременно и процессу познания: вызов, осмысление, рефлексия. (приложение 6)

Индивидуально-групповые формы познавательной деятельности школьников – коллективный способ обучения (КСО). Это явление не случайно и объясняется тем, что включение учащихся на уроке в деловое общение, соответствующее по характеру «ведущей деятельности» подросткового возраста, обеспечивает высокую познавательную активность ребят, что, несомненно, положительно сказывается на эффективности процесса обучения.

Реализуя методику организации индивидуально-групповой познавательной деятельности обучающихся на основе педагогики сотрудничества, позволило выявить определённые положения собственного видения коллективного способа обучения – обучения в парах и группах. А также выработать свои правила, которым стараюсь следовать.

Правило первое. Развивая личность ребёнка – развивайся сам!

Правило второе. Организуй следующие этапы учебного процесса:

- Погружение в учебный материал – формирование «информационного поля». Этот этап позволяет ученику познакомиться с биологическими явлениями определённого периода, сформировать представления об эпохе, построить в своём сознании образ природы.

- Этап самостоятельного овладения знаниями. На этом этапе происходит фильтрация информации. Часть материала уходит на второй план, ребята самостоятельно формулируют проблемы. В процессе дискуссии возможно столкновение различных точек зрения. В результате материал становится личностно значимым для учеников.

- Этап использования полученных знаний в качестве инструмента в своей собственной деятельности. На этом этапе появляются продукт собственной и коллективной деятельности.

Использование технологий успешного обучения, на основе традиционных методик КСО. (Приложение 7)

Всё это даёт возможность быстро осваивать программный материал, подробно изучить содержание и овладеть основными приёмами экспериментальной работы, осуществлять тестовый контроль знаний по пройденному материалу, а используя программу конструктор тестов, осуществлять проверку домашнего задания. Быстрый контроль знаний даёт возможность обратить внимание на слабые стороны в усвоении материала и скорректировать работу на уроке, обратив внимание на допущенные ошибки. Медиапроектор позволяет погружать обучающихся в мир виртуальности, рассматривать анимационно многие биологические процессы, моделировать биологические образы, знакомиться с качественной и количественной характеристикой различных веществ. Во внеурочной деятельности информационно-коммуникационные технологии позволили мне создать целый ряд материалов для проведения таких интеллектуальных игр как «Своя игра», «КВН».

Продолжаю использовать видеоматериалы, рассказывающие о жизни растений и животных, формируя целостное представление о биологической картине мира.
Исследовательские технологии (проблемно – поисковые) Данная технология требует реализации педагогической модели – «обучение через открытие» Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций. Модель урока: «знаю, но не все, хотел бы узнать – узнал». Обязательное наличие проблемы или проблемных учебных заданий. Экспериментирование или моделирование как обучающие приемы. Например уроки в 6 классе: «Питание растений», «Фотосинтез», «Испарение воды листьями», «Прорастание семян», «Растительный организм как единое целое». Используя знания о строении и функциях каждого растительного органа, моделируется растительный организм на основе понимания того, что растение – целостный организм, в котором все процессы жизнедеятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это позволяет экспериментально проследить основные доказательства целостности растительного организма через постановку эксперимента по выращиванию из семени молодого растения и демонстрации его основных функций: дыхание, фотосинтез, испарение воды, питание.

Изучение биологии не даст желаемых результатов, если оно не будет связано с внеклассной и внешкольной исследовательской деятельностью.

В процессе работы со школьниками различных возрастных групп можно проследить, как меняется мотивация учащихся при использовании разных технологий обучения: если 5-классников более привлекают игры, творческие и даже прикладные задания, то в старших классах обучающиеся все более стремятся выполнять проектные, исследовательские работы, что хорошо видно в диаграмме, по результатам проведенного мониторингового исследования.

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках – удалось повысить степень мотивации обучения биологии, повысилась результативность и интерес к предмету. Обучающиеся больше стали заниматься экспериментальной, исследовательской работой, серьёзно стали волновать вопросы экологии и сохранения здоровья.
Результаты работы таковы:


  • Повышение качества обученности школьников

(результаты успеваемости за 3 года)






  • устойчивая внутренняя мотивация к изучению биологии;

(анализ анкетирования школьников)



  • рост количества обучающихся, принимающих участие во внеклассных биологических мероприятиях: международный природоведческий конкурс «ЧиП», Молодёжный биологический чемпионат, Международный природоведческий конкурс «Колосок», региональные заочные олимпиады по биологии, региональные природоведческие конкурсы – «Вода, вода», «Здоровье здорово», «Экологическая сказка», во всероссийских заочных олимпиадах. Имеются лауреаты, призёры и победители конкурсов.




  • способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени; (результаты диагностики мышления обучающихся) (Приложение 8)




  • социальные компетентности, развитие социального опыта обучающихся (бесконфликтная преемственность, участие в общественной жизни класса, гимназии)


Литература:

1. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.,1996.

2. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. - Москва. - Тюмень, 1994.

3. В.К. Дьяченко. Сотрудничество в обучении. – М., 1991.

4.М.В.Кларин. Педагогические технологии в учебном процессе. - М.,1989.

5. А.С.Границкая. Научить думать и действовать. – М., 1991.

6. В.В.Фирсов. Дифференциация обучения на основе обязательных

результатов обучения. – М.,1994.

7. Н.Н. Гузик. Учить учиться. - М., 1981.

8. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. – М.,1998.

9.В.В.Гузеев. Образовательная технология: от приема до философии. – М.,1996.

Приложение 1
  1   2   3   4