|
Роль семьи в воспитании речи детей
РОЛЬ СЕМЬИ
-
в ВОСПИТАНИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ
-
-
-
-
-
-
-
Подготовил:
-
учитель-логопед-
-
Дмитриева В.Л.
-
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь — не дар природы, она приобретается человеком в детстве, благодаря усилиям родителей и других людей, в окружении которых он растет и развивается. В первый же день своей жизни малыш уже может отличать свой родной язык от незнакомых и узнавать голос матери из множества других голосов. Ведь он слушал и запоминал его, еще находясь в утробе мамы. Они различают не только интонации и ритм, но и личные акценты и другие разговорные особенности. Дело в том, что ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью – это сложный и многосторонний психический процесс. Речь ребенка развивается на основе подражания и воспроизведения образцов речи взрослых
-
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования.
-
Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.
-
К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.
-
К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.
Развитие речи трёхлетних детей
-
Звукопроизношение
-
Сроки усвоения звуков речи
Навыки произношения у трехлетних детей еще недостаточно сформированы. У малыша остается несовершенным произношение ряда звуков, многосложных слов, слов с сочетанием нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, поэтому речь ребенка трех лет еще не совсем чиста и внятна.
-
Навыки произношения у трехлетних детей еще недостаточно сформированы. У малыша остается несовершенным произношение ряда звуков, многосложных слов, слов с сочетанием нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, поэтому речь ребенка трех лет еще не совсем чиста и внятна.
-
Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка — «сюсюкать» с ним. Таким образом вы будете лишать своего малыша возможности слышать правильное произношение и отличать его от неправильного. В итоге у ребенка не выработается слуховой самоконтроль и закрепится искаженное произношение.
Словарный запас
-
-
Активный словарь составляет около 1500 слов. Перечисляют свойства внутренних качеств предмета, характеризуют его. Учатся называть слова с противоположным значением.
-
Формируется понимание и употребление обобщающих понятий (Игрушки, Посуда, Одежда, Обувь)
Грамматический строй
-
Усваивают падежные окончания, некоторые формы глаголов, начинает согласовывать прилагательные с существительными, усваивают формы Р.п. ед. и мн.ч (нет платья, рубашки).
-
Используют глаголы, пространственные предлоги (в, на , за, под, около).
-
Овладевают способами словообразования, с помощью разных суффиксов (заяц - зайчонок - зайчата).
Связная речь
-
В речи используют простые распространённые предложения, бессоюзные сложносочинённые предложения. Дети учатся пересказывать литературные произведения, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам взрослого, а затем вместе с ним, и наконец самостоятельно.
Фонематический слух
-
Фонеамтический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух обеспечивающий восприятие фонем данного языка
Нарушения развития фонематического слуха
-
Недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:
-
-
б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;
-
в) нестабильное использование звуков в различных формах речи;
-
г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
-
Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
-
В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно.
-
Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
-
Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
|
|
|