Главная страница

Роль семьи в воспитании речи детей


Название Роль семьи в воспитании речи детей
Дата 24.03.2016
Размер 445 b.
Тип Документы


РОЛЬ СЕМЬИ

  • в ВОСПИТАНИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

  • Подготовил:

  • учитель-логопед-

  • Дмитриева В.Л.


РЕЧЬ ВЗРОСЛОГО – КАК ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ

  • Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь — не дар природы, она приобретается человеком в детстве, благодаря усилиям родителей и других людей, в окружении которых он растет и развивается. В первый же день своей жизни малыш уже может отличать свой родной язык от незнакомых и узнавать голос матери из множества других голосов. Ведь он слушал и запоминал его, еще находясь в утробе мамы. Они различают не только интонации и ритм, но и личные акценты и другие разговорные особенности. Дело в том, что ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью – это сложный и многосторонний психический процесс. Речь ребенка развивается на основе подражания и воспроизведения образцов речи взрослых



  • Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования.

  • Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.



К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

  • К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.



Развитие речи трёхлетних детей

  • Звукопроизношение

  • Сроки усвоения звуков речи



Навыки произношения у трехлетних детей еще недостаточно сформированы. У малыша остается несовершенным произношение ряда звуков, многосложных слов, слов с сочетанием нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, поэтому речь ребенка трех лет еще не совсем чиста и внятна.

  • Навыки произношения у трехлетних детей еще недостаточно сформированы. У малыша остается несовершенным произношение ряда звуков, многосложных слов, слов с сочетанием нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, поэтому речь ребенка трех лет еще не совсем чиста и внятна.

  • Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка — «сюсюкать» с ним. Таким образом вы будете лишать своего малыша возможности слышать правильное произношение и отличать его от неправильного. В итоге у ребенка не выработается слуховой самоконтроль и закрепится искаженное произношение.



Словарный запас

  • Активный словарь составляет около 1500 слов. Перечисляют свойства внутренних качеств предмета, характеризуют его. Учатся называть слова с противоположным значением.

  • Формируется понимание и употребление обобщающих понятий (Игрушки, Посуда, Одежда, Обувь)



Грамматический строй

  • Усваивают падежные окончания, некоторые фор­мы глаголов, начинает согласовывать прилагательные с существительными, усваивают формы Р.п. ед. и мн.ч (нет платья, рубашки).

  • Используют глаголы, пространственные предлоги (в, на , за, под, около).

  • Овладевают способами словообразования, с помощью разных суффиксов (заяц - зайчонок - зайчата).



Связная речь

  • В речи используют простые распространённые предложе­ния, бессоюзные сложносочинённые предложения. Дети учатся пересказывать литературные произведения, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам взрослого, а затем вместе с ним, и наконец самостоятельно.



Фонематический слух

  • Фонеамтический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух обеспечивающий восприятие фонем данного языка



Нарушения развития фонематического слуха

  • Недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:

  • а) замена звуков более простыми по артикуляции, например: звуки с и ш заменяются звуком ф;

  • б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;

  • в) нестабильное использование звуков в различных формах речи;

  • г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.



СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

  • Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

  • В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно.

  • Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

  • Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?