|
Программа коррекционных занятий по ознакомлению с окружающим миром для детей 3-4 лет
Рабочая программа
коррекционных занятий
по ознакомлению с окружающим миром
для детей 3-4 лет
Срок реализации 1 год
Составитель: учитель-логопед-дефектолог
Ковалева Марина Николаевна
Москва
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность работы.
Одна из характернейших и ярких черт дошкольников – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому на наш взгляд, единственный вариант знакомства с окружающим миром – научиться правильно отвечать на любые вопросы детей. На сегодняшний день особо актуальной становится коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими особенности психоречевого развития, у которых знания об окружающем и перенос полученных знаний и опыта в свою жизнь, остаются на низком уровне. У детей не сформированы произвольное поведение, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, способность видеть мир с точки зрения другого, а так же мотивационная готовность. Сниженный объем памяти и внимания, гиперактивность у детей ведет к минимальным возможностям зафиксировать полученную ими информацию. Вопросов у них много, как же в них разобраться? Средством для этого служит знакомство с целостной элементарной картиной мира, т.е. при минимуме знаний можно сделать человека сознательным участником жизни. Поэтому очень важно с самых первых шагов ребенка научить его целостному взгляду на мир, дать представить пусть неполную, но целостную картину мира.
Мы хотим познакомить ребят с картиной мира для постижения мира и своего жизненного опыта. Поэтому процесс знакомства с окружающим миром, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что дети во время занятий учатся использовать полученные знания, выполняя конкретные задания. Учитывая особенности психики детей, необходимо дать каждому ребенку сравнительно большой обязательный минимум, в котором будет заложено максимум информации.
В связи с вышеизложенным, для реализации процесса ознакомления с окружающим миром, для составления рабочей программы нами были выбраны методические рекомендации образовательной программы «Школа 2100» академика Российской Академии Образования А.А. Леонтьева, одобренной Министерством Образования Российской Федерации.
Программа имеет социально-педагогическую направленность и построена с учетом следующих нормативно-правовых документов и методических рекомендаций Правительства Российской Федерации:
- Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ);
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва;
- «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва;
- «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) от 6 октября 2009 г. N 373; в ред. от 11 февраля 2013 г. N 26993;
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ дошкольного образования) от 16 марта 2010 г. N 16299;
- Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012–2016 гг.) развития образования города Москвы («Столичное образование»);
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 N 761);
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р);
- Базисная программа развития ребенка-дошкольника «ИСТОКИ»
- Программа дошкольного образования «Школа 2100»;
- Устав;
- Должностная инструкции учителя-дефектолога.
Цель программы:
Формирование предпосылок к универсальным учебным действиям, путем развития представлений о целостной картине мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта, знакомство с родным языком.
Задачи:
Коррекционные:
Формировать представление о родном языке и развитие речи.
Формировать систему знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.
Формировать систему предупреждения вторичных отклонений в развитии познавательной сферы.
Развивающие:
Развивать мышление.
Развивать игровое взаимодействие.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Продолжительность и регулярность занятий:
Ход занятий, на наш взгляд, должен состоять из постоянного многократного в течение занятия чередования следующих этапов:
Актуализация имеющихся у детей знаний
Совместное открытие занятий (беседа)
Закрепление новых знаний в игре. Обсудив тему, дети под руководством учителя вовлекаются в имитационную игру, разыгрывая ситуации и закрепляя тем самым полученные ими знания.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут с обязательным продолжением работы в свободное время с родителями, 2 раза в неделю по 30 минут.
Программа содержит 6 часов дополнительного времени в конце учебного года. Данное время необходимо использовать для:
- первичной диагностики (1 час);
- инструктаж по правилам поведения (30 мин.);
- промежуточной диагностики (1 час)
- техника безопасности (30 мин.) (1-ое занятие второго полугодия)
- итогового диагностического обследования (1 час).
Оставшееся время идет на повторение пройденного материала (2 часа).
После окончания данного курса можно перейти ко второму курсу, рассчитанному для детей 4-5 летнего возраста и соответственно к третьему – рассчитанному на возраст 5-6 лет.
Программа рассчитана на 36 часов (срок реализации – 1 год).
Формы проведения занятий:
• индивидуальные занятия (для детей с интеллектуальным развитием не ниже умственной отсталости умеренной степени, с возможностями самостоятельного передвижения)
• групповые занятия, подгрупповые занятия (для детей с ЗПР, ММД, проблемами здоровья, социально-педагогической запущенностью)
• групповые занятия с интегративным компонентом (включение в группу детей с ЗПР не более одного ребенка с нарушением аффективной регуляции, с диагнозом РДА или аутоподобным поведением)
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные методы: рассказ, беседа, объяснение
пиктографический метод
наглядные: иллюстрация, демонстрация
практические: упражнения и трудовые задания
Методы по степени активности познавательной деятельности:
репродуктивные,
проблемно-поисковые.
Условия эффективности: постановка цели, формирование положительного отношения к деятельности и ее цели, организация деятельности на основе образца, опора на успех и на общественное мнение, организация активной самостоятельной позиции.
Исходными теоретическими положениями для составления данного тематического планирования являются закономерности развития ребенка в норме и патологии. В трудах Л.С. Выгодского доказано, что социальная ситуация воспитания формирует или задерживает процесс зоны ближайшего развития, в которой реализуются потенциальные возможности ребенка. Учет соотношения первичных отклонений, а также признание неравномерности развития ребенка послужили основой для понимания механизмов компенсации и построения на их базе системы коррекционной работы. Продолжение идей Л.С. Выгодского нашло отражение в трудах его учеников: Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина. В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Каждый психологический возраст включает в себя определенную иерархию видов деятельности и ведущий тип деятельности. Однако у детей с интеллектуальным нарушением в раннем и дошкольном возрасте деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития. Своевременно не возникает ни один из видов деятельности, которая призвана стать опорой для всего психического развития в определенном возрастном периоде (Н.Г. Морозова, 1976; А.А. Катаева, 1978) Многолетние исследования доказали, что только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности (А.А. Катаева, О.П. Гаврилушкина, Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева).
Основные принципы коррекционной работы:
- принцип минимакса (каждый ребенок на занятиях может узнать все, что его интересует, но должен понять и запомнить сравнительно большой обязательный минимум);
- принцип переноса части материала с занятий в свободную деятельность;
- онтогенетический принцип предполагает учет возрастных, психофизических особенностей детей, характера имеющихся нарушений;
- принцип деятельностного подхода предусматривает формирование психических функций в процессе организации совместной с ним деятельности;
- принцип постепенного усложнения заданий;
- занятия проводятся в игровой форме, так как этот вид деятельности является ведущим для детей дошкольного возраста;
- принцип развивающей направленности обучения;
- каждое последующее занятие включает в себя задачи предшествующего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания, умения и навыки, приобретенные детьми.
- принцип доступности обучения;
- принцип наглядности обучения.
Ожидаемые результаты:
Иметь представление о:
● о цветах спектра;
● о своем имени и фамилии, именах людей ближайшего окружения;
● о частях тела и лица, их количество и назначение;
● о детенышах домашних (корова, коза, лошадь, собака, кошка) и диких (заяц, волк, лиса, медведь, воробей, ворона, голубь) животных;
● о названиях двух деревьев, двух травянистых растений;
● деталях одежды, мебели, посуды.
● обо всех временах года и их характерных особенностях;
● об основных домашних животных, диких зверях и птицах;
● о назначении и уходе за одеждой, мебелью и посудой;
● о частях суток;
● о действиях детей и взрослых в разное время года.
● о эмоциях человека;
уметь взаимодействовать в коллективе детей, в процессе совместной игры;
● пользоваться обобщающими словами;
● пользоваться простейшими символами
Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для каждого ребенка. Оценивается, прежде всего, динамика развития ребенка на фоне предлагаемых занятий в целом, его отношение к занятиям и интерес к предъявляемому материалу, степень самостоятельности выполнения предъявляемых заданий.
Календарно–тематическое планирование
Ф.И.О. педагога Ковалева М.Н
Количество часов 36 часов
Всего - 36 час. 72 зан.; в неделю - при двухразовом посещении 1 час.
при разовом посещении 30 мин.
Тема
|
Разделы темы
|
Количество часов
|
Цветной мир
|
Путешествие в Зеленую страну
Путешествие в Красную страну
Путешествие в Желтую страну
Путешествие в Оранжевую страну
Путешествие в Синюю страну
Путешествие в Фиолетовую страну
Красный-синий-фиолетовый
Цветной мир
Путешествие в Голубую страну
|
9
|
Какие мы?
|
Кто мы?
Какие мы?
|
2
|
Времена года
|
Осень
Зима
Весна
Лето
Времена года (дифференциация)
Растения (деревья, кустарники, цветы)
|
6
|
Наши друзья- животные
|
Дикие животные
Домашние животные
Дикие и домашние животные (сходства и различия, уход)
Птицы
|
4
|
Товары в магазине
|
Овощи
Фрукты
Чайная посуда
Столовая и кухонная посуда
Мебель
Одежда
Обувь
За покупками
|
8
|
Всему свое
время
|
Части суток
|
1
|
Дополнительное время в программе
|
- первичной диагностики (1 час);
- инструктаж по правилам поведения (30 мин.);
- промежуточной диагностики (1 час)
- техника безопасности (30 мин.) (1-ое занятие второго полугодия)
- итогового диагностического обследования (1 час).
Оставшееся время идет на повторение пройденного материала (2 часа).
|
6
|
Итого
|
|
72 занятия
36 часов
|
Содержание программы
- необходимое количество часов – 9 часов;
- основные изучаемые вопросы:
Знакомство с цветами спектра.
Получение одного цвета из двух других.
Нахождение предметов названного цвета в окружающей обстановке.
Дифференциация цветов
- формы проведения занятий- занятие-путешествие, занятие-практикум;
- виды деятельности – игровая, продуктивная, общение;
- методы контроля (анализ предложенных понятий по изучаемой теме, анализ результатов практической работы ребенка по изучаемой теме, домашняя работа).
- необходимое количество часов – 2 часа;
- основные изучаемые вопросы:
Все мы – люди.
Мальчики и девочки.
Наше имя.
Семантическое изображение тела и лица человека.
Эмоции.
Мимика людей.
- формы проведения занятий- ролевая игра, занятие-практикум;
- виды деятельности – игровая, общение;
- методы контроля (анализ предложенных понятий по изучаемой теме, анализ результатов практической работы ребенка по изучаемой теме, домашняя работа, практические занятия)
- необходимое количество часов – 6 часов;
- основные изучаемые вопросы:
Научить и закрепить временные понятия: лето, осень, зима, весна.
Научить определять время года по основным признакам.
Познакомить с геометрическими фигурами
- формы проведения занятий – занятия-путешествия;
- виды деятельности – игровая, продуктивная, общение;
- методы контроля (анализ предложенных понятий по изучаемой теме, анализ результатов практической работы ребенка по изучаемой теме, домашняя работа, практические занятия)
4. Тема «Наши друзья – животные»
- необходимое количество часов – 4 часа;
- основные изучаемые вопросы:
Домашние животные: лошадь, корова, свинья, собака, кошка и их детеныши.
Забота человека о домашних животных.
Обитатели леса – звери: заяц, волк, медведь, лиса.
Звери зимой и летом.
Герои сказок – лесные жители.
Птицы – обитатели воздуха.
Разнообразие птиц.
Помощь людей птицам.
- формы проведения занятий – занятия-путешествия; занятия-практикум
- виды деятельности – игровая, продуктивная, общение;
- методы контроля (анализ предложенных понятий по изучаемой теме, анализ результатов практической работы ребенка по изучаемой теме, домашняя работа, практические занятия)
Тема «Товары в магазине»
- необходимое количество часов – 8 часов;
- основные изучаемые вопросы:
Магазин и его витрины.
Магазины: одежды, обуви, посуды, мебели, продуктов.
Одежда: сезонная, мужская, женская, детская.
Головные уборы.
Обувь.
Мебель для работы и отдыха.
Посуда чайная, столовая и кухонная.
- формы проведения занятий – занятия-путешествия; занятия-практикум
- виды деятельности – игровая, продуктивная, общение;
- методы контроля (анализ предложенных понятий по изучаемой теме, анализ результатов практической работы ребенка по изучаемой теме, домашняя работа, практические занятия, наблюдение)
Тема «Всему свое время»
- необходимое количество часов – 1час;
- основные изучаемые вопросы:
Утро, день, вечер, ночь.
Действия людей в разное время суток.
Круговая диаграмма времени суток
- формы проведения занятий – занятия-путешествия; занятия-практикум
- виды деятельности – игровая, продуктивная, общение;
- методы контроля (анализ предложенных понятий по изучаемой теме, анализ результатов практической работы ребенка по изучаемой теме, домашняя работа, практические занятия, наблюдение)
Дополнительное время
- необходимое количество часов – 6 часов;
- основные изучаемые вопросы:
- первичной диагностики (1 час);
- инструктаж по правилам поведения (30 мин.);
- промежуточной диагностики (1 час)
- техника безопасности (30 мин.) (1-ое занятие второго полугодия)
- итогового диагностического обследования (1 час).
Оставшееся время идет на повторение пройденного материала (2 часа).
Механизм отслеживания результатов (оценка продуктивности программы)
С позиции:
специалист – воспитатель – опросник, эссе.
родитель - опросник, анкета
дети - беседа
Условия реализации программы
- материально-техническое оснащение:
-
отдельное помещение;
-
наличие специального инвентаря;
-
компьютер;
мольберт;
-
магнитофон.
- учебно-методическое обеспечение:
-
образовательная программа «Школа 2100» академика Российской Академии Образования А.А. Леонтьева;
-
учебные пособия;
документация (нормативно-правовая, документация специалиста)
- наличие дидактического материала и наглядных пособий:
набор муляжей овощей, фруктов, грибов;
детские книги;
-
картинки с изображением различных предметов, игрушек, сказочных ситуаций и т. п.;
Разрезные схемы тела;
Перекидные календари «Времена года»;
иллюстрации разных времен года и частей суток;
Природные материалы;
Предметные картинки;
Сюжетные картинки;
«Волшебный мешочек»
Канцелярские принадлежности (альбомы, пластилин, ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры)
Фотографии ребенка, членов его семьи, домашней обстановки;
Журналы-каталоги «Мебель», «Продукты», «Посуда», «Дома», «Сад и
иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей;
настольные театры из пластмассы, дерева или картона по народным и авторским сказкам;
разноцветные флажки, ленточки, мячи, шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки;
надувные мячи (большие, средние и маленькие);
разнообразные матрешки
пирамидки разного размера и разной конструкции;
игрушки сюжетные: лошадка, кошечка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и др.;
пластмассовые кегли и шары;
корзины разной величины, мисочки, кувшины, бутылки, банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек; лото-вкладки;
шарики и кубики с дырочками для надевания на пальцы, для соединения с помощью палки;
коробки-вкладыши разных размеров;
тележки, машины разных размеров;
лоточки для скатывания шариков, для прокатывания автомобилей;
трубки прозрачные и непрозрачные с цветными пыжами и палочками;
тележки со съемными фигурками, трафареты;
пазлы и продукты для сортировки и нанизывания.
Дидактические пособия «Незавершенные изображения», «Чей дом?», «Детеныши животных», «Времена года», «Эмоции».
- Работа с родителями
проведение консультаций;
использование современных технологий (интернет, эл. почта, скайп) для информирования;
анкетирование родителей;
создание портфолио детей совместно с родителями;
проведение открытых занятий;
проведение родительских собраний на актуальные темы.
Литература
Для специалистов:
Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е Здравствуй, мир! Пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей. В 2-х ч. - М.: «Баласс», 1999. - Ч. 1 - 64 с., илл.; ч. 2 - 64 с., илл
Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К.
Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к ч. 0, 1 и ч. 2. - М.: «Баласс», 2001. - 304 с.
Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. – М.: Просвещение, 1985
Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Наша Родина. – М.: Просвещение, 1984.
Волина В., Маклаков К., Козлова С. Естествознание. – Екатеринбург, 1998
Герасимова Е.О., Данилина Г.С., макарчук Н.А. К гармонии с природой. – СПб., 1995
Кац Э.Э. Мы живем в Москве. Дом. – М.: Издатцентр, 1995
Кац Э.Э. Мы живем в Москве. Улица. – М.: Издатцентр, 1995.
Князева О.А., Маханева М.Д. приобщение детей к истокам русской национальной культуры. – СПБ.: Детство-Пресс, 1998
Кочемасова Е.Е., Белова И.К., Вахрушев А.А.
Здравствуй, мир! Окружающий мир для самых маленьких. - М.: «Баласс», 2002. - 64 с., илл.
Кралина М.В. Логика. – Екатеринбург: У-Фактория, 1998
Крылова О.В., Герасимова Т.П. География материков и океанов. – М.: Просвещение, 1997.
Латышина Д.И. Жива Русь. – М.: ЦГО, 1995
Перли П.С., Перли С.С. Москва и ее жители. История. Архитектура. Быт. – М.: Новая школа, 1997.
Плавщиков Н.Н. «Юные любители природы». – М.: Молодая гвардия, 1955
Смирнов Ю.И. «Мир животных». – СПб.: Ми М-экспресс, 1995
Смирнов Ю.И. «Мир географии». – СПб.: Ми М-экспресс, 1995
Смирнова Н.П., Шибанова А.А. По материкам и океанам. – М.: Просвещение, 1988
Для родителей:
Гурин Ю.В. Новые загадки для самых маленьких. – СПБ.: Кристалл, 1998
Золотова Е.И. Знакомим Дошкольников с миром животных. – М.: Просвещение, 1988
Зотов В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993.
Кривыч М., Ольгин О. Школа пешехода. – М.: Малыш, 1984.
Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. – Ярославль: академия развития, 1998
Электронные ресурсы:
www.prezentazia.ru (12.04.13)
www.prezentazia.org (14.02.13)
http://deti.spb.ru – Региональный сайт детских библиотек.
http://detskiy-mir.net/rating.php - Детский мир. Каталог детских ресурсов. Все сайты детской тематики.
http://kidsbook.narod.ru – Kidsbook: библиотека детской литературы.
http://lukoshko.net – «Лукошко сказок». Детская электронная библиотека - народные и авторские сказки, стихи и рассказы для детей.
http://potomy.ru - «Потому.ру - Детская энциклопедия. Вместе познаём мир». Более 2500 ответов на самые разные вопросы
http://www.krugosvet.ru – Энциклопедия «Кругосвет».
-
http://kinklub.com - Каталог детских сайтов. В каталоге представлены сайты только с детской тематикой
http://detskiy-mir.net - «Детский мир» - Весёлый детский сайт.
http://www.solnet.ee/sol - «Солнышко
http://nsportal.ru/detskii-sad
Приложение № 1
Диагностика знаний детей дошкольного возраста об объектах и явлениях природы
В.Г. Фокина, канд. пед. наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного образования Московского педагогического государственного университета
О.М. Газина, канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Московского педагогического государственного университета
Одним из важных критериев готовности ребенка к обучению в школе является объем усвоенной в период дошкольного детства информации, а также умение применять ее в самостоятельной деятельности. Регулярная проверка и оценка знаний каждого дошкольника и группы детей
позволяет получить реалистическую картину, сделать заключение о позитивных и негативных сторонах организации педагогического процесса в детском образовательном учреждении.
Дошкольное природоведение ставит своей целью формирование элементарной системы знаний о живой и неживой природе (умение различать "живое", "неживое"), некоторых существенных особенностях растений и животных как живых организмов, влиянии факторов внешней среды на их жизнь, взаимодействии растений и животных в условиях экосистемы (лес, луг, поле и др.), взаимоотношениях человека и природы; подведение детей к пониманию и установлению доступных для этого возраста разнообразных связей и зависимостей, существующих в природе.
Важным компонентом проверки знаний, умений и навыков служит диагностика, определяющая индивидуально-психологические особенности личности с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития. Процедура диагностики состоит из сбора психодиагностической информации и постановки диагноза для последующих рекомендаций. Получить нужную информацию можно при длительном изучении ребенка (или детей) в условиях образовательного учреждения, а также при кратком обследовании с применением ряда методик, например беседы, серии игровых заданий, теста и др.
Как же осуществляется диагностика? В приложениях 1–3 представлено несколько способов определения уровня сформированности природоведческих знаний у детей дошкольного возраста. Это лишь примерная модель диагностики природоведческих знаний дошкольников, которую воспитатель может дополнить другими вопросами и заданиями при определении содержания и методики обследования детей.
В соответствии с критериями оценки ответов выясняют уровень знаний дошкольников о природном окружении, сформированности умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодействии человека и природы. Уровень знаний может быть высоким, средним, низким.
Высокий уровень – знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет растения и животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.
Средний уровень – имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживаются слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптивных признаков.
Низкий уровень – ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделить существенное в объекте (явлении), не способен к установлению связей и зависимостей.
Диагностика природоведческих знаний детей младшего дошкольного возраста
Позиция 1
Цель: выявить характер, содержание и объем знаний детей о сезонных явлениях в природе.
Беседа проводится индивидуально с использованием иллюстративного материала (например, картин из серии "Четыре времени года" О.И. Соловьевой) или дидактической игры, в которой дети к большой карте с изображением природы зимой (летом) подбирают маленькие карточки, отображающие характерные признаки данного сезона. Рисунки на картинках должны быть четкими, красочными, с хорошо видимыми растениями (дерево, кустарник, трава, цветы).
Вопросы и задания:
Что нарисовано на этой картинке?
Что делают дети?
Когда так бывает, что дети катаются на санках?
А ты катаешься на санках? Почему не катаешься летом?
Что сейчас: лето или зима? Почему ты думаешь, что сейчас зима?
Что это (показывая на снег) на дереве? Когда такое дерево бывает? А летом каким бывает дерево?
Покажи и назови дерево (береза, ель), куст, траву, цветы (одуванчик, ромашка и др.).
Есть ли листья на деревьях? Какого они цвета? Покажи ствол дерева, ветки.
Когда так бывает: зеленые листья, много цветов (травы)?
Летом тепло или холодно?
Как одеваются летом дети? Можно ли летом гулять в теплом пальто? Почему?
Ты любишь купаться в реке? Почему летом можно купаться? Почему вода в реке теплая?
Откуда летом появляются лужи? Почему они высыхают?
Зачем летом нужен дождь?
Что надо надеть (взять с собой), если идет дождь?
Любят ли дождь цветы, трава, деревья?
Позиция 2
Цель: определить уровень представлений детей о животных: степень полноты знаний о каждом животном, форма выражения своих знаний (узнавание и выбор объекта по слову взрослого, самостоятельный поиск, подражание движениям, звукам или правильное определение их словом).
В процессе индивидуальных бесед малышам демонстрируют дидактические картинки или игрушки-модели. Анализируя характер знаний детей о животных, обращают внимание на узнавание и называние животного; знание особенностей внешнего вида, жизненных проявлений (звуки, движения); называние детенышей, сходство и отличие их от взрослых; знание основных условий, необходимых для живых организмов (питание, уход).
Перед ребенком раскладывают картинки с изображением домашних животных (кошка, корова, собака, коза и др.), затем диких (заяц, лиса, медведь). Второй комплект иллюстраций с детенышами животных предлагают по ходу беседы.
Вопросы и задания:
Покажи и назови животных, которых ты знаешь. Как ты узнал, что это корова (кошка, собака, коза)?
Как кричит корова (кошка, собака, коза)?
Где живут эти животные?
У тебя дома есть кошка (собака, птичка, рыбки)? Что надо делать, чтобы кошке (собаке и др.) было хорошо? Чем ты ее (их) кормишь?
Ты любишь свою кошку (собаку)?
Может ли кошка (собака) жить в лесу? Почему?
Найди и назови детеныша кошки (собаки, коровы, козы).
Выявление уровня знаний о диких животных проводится аналогично.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
«Рабочая программа коррекционных занятий
по ознакомлению с окружающим миром
для детей 3-4 лет»
Полное наименование программы
|
Рабочая программа
коррекционных занятий
по ознакомлению с окружающим миром для детей 3-4 лет
|
Разработчик (и) программы
(Ф.И.О. полностью, образование, стаж, квалификационная категория)
|
Ковалева Марина Николаевна
Учитель-логопед, учитель-дефектолог
1-ой квалификационной категории
|
Нормативно-правовые документы,
базовые государственные программы (по видам), авторские программы и технологии, положенные в основу Рабочей программы педагога (перечислить!)
|
- Методические рекомендации образовательной программы «Школа 2100» академика Российской Академии Образования А.А. Леонтьева, одобренной Министерством Образования Российской Федерации
- Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ);
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва;
- «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва;
- «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) от 6 октября 2009 г. N 373; в ред. от 11 февраля 2013 г. N 26993;
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ дошкольного образования) от 16 марта 2010 г. N 16299;
- Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012–2016 гг.) развития образования города Москвы («Столичное образование»);
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 N 761);
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р);
- Базисная программа развития ребенка-дошкольника «ИСТОКИ»
- Устав ГБОУ ЦЛПиДО «На Королева»;
- Должностная инструкции учителя-дефектолога.
|
Цель программы
|
Формирование предпосылок к универсальным учебным действиям, путем развития представлений о целостной картине мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта, знакомство с родным языком.
|
Задачи программы (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные)
|
Коррекционные:
Формировать представление о родном языке и развитие речи.
Формировать систему знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.
Формировать систему предупреждения вторичных отклонений в развитии познавательной сферы.
Развивающие:
Развивать мышление.
Развивать игровое взаимодействие.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
|
● цвета спектра;
● свое имя и фамилию, имена людей ближайшего окружения;
● части тела и лица, их количество и назначение;
● название детенышей домашних (корова, коза, лошадь, собака, кошка) и диких (заяц, волк, лиса, медведь, воробей, ворона, голубь) животных;
● название двух деревьев, двух травянистых растений;
● основные детали одежды, мебели, посуды.
● обо всех временах года и их характерных особенностях;
● об основных домашних животных, диких зверях и птицах;
● о назначении и уходе за одеждой, мебелью и посудой;
● о частях суток;
● о действиях детей и взрослых в разное время года.
● различать эмоции человека;
- взаимодействовать в коллективе детей, в процессе совместной игры;
● пользоваться обобщающими словами;
● пользоваться простейшими символами
|
Срок реализации программы
(продолжительность 18,36,72 занятий/часов)
|
36 часов(72 занятия)
|
Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа
|
3-4 года
|
Форма занятий (индивидуальные, групповые, подгрупповые)
|
индивидуальные, групповые, подгрупповые
|
Диагностические методы и методики (перечислить!)
|
1.Исследование развития восприятия:
- методика «Разрезные картинки» (3-6 лет);
- методика «Коробочка форм», «Доска Сегена» (2,5-6 лет);
2. Исследование развития памяти:
- методика «10 предметов» - анализ объема непосредственной образной памяти (3-5 лет);
3. Исследование развития мышления
4. Исследование креативности:
- тест «Дорисовывание» (модификации для детей 4-10 лет);
- тест «Назови картинку» - исследование вербальной креативности (4-6 лет).
|
Механизм отслеживания результатов работы ребенка по программе всеми участниками образовательного процесса:
|
а/итоговая оценка продуктивности работы ребенка автором программы,
б/оценка результативности программы родителями
в/экспертная оценка результативности программы учителями школы (воспитателями)
г/самооценка результативности программы
самим ребенком-школьником
|
Условия реализации программы а/материально – техническое оснащение кабинета,
б/методическое оснащение программы (научно-методическое обеспечение, дидактическое оснащение)
в/ работа с родителями как важное условие реализации программы (перечислить все формы работы, заложенные в программе)
|
- материально-техническое оснащение:
-
отдельное помещение;
-
наличие специального инвентаря;
-
компьютер;
мольберт;
-
магнитофон.
- учебно-методическое обеспечение:
-
образовательная программа «Школа 2100» академика Российской Академии Образования А.А. Леонтьева;
-
учебные пособия;
документация (нормативно-правовая, документация специалиста)
- наличие дидактического материала и наглядных пособий:
набор муляжей овощей, фруктов, грибов;
детские книги;
картинки с изображением различных предметов, игрушек, сказочных ситуаций и т. п.;
Разрезные схемы тела;
Перекидные календари «Времена года»;
иллюстрации разных времен года и частей суток;
Природные материалы;
Предметные картинки;
Сюжетные картинки;
«Волшебный мешочек»
Канцелярские принадлежности (альбомы, пластилин, ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры)
Фотографии ребенка, членов его семьи, домашней обстановки;
Журналы-каталоги «Мебель», «Продукты», «Посуда», «Дома», «Сад и
иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей;
настольные театры из пластмассы, дерева или картона по народным и авторским сказкам;
разноцветные флажки, ленточки, мячи, шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки;
надувные мячи (большие, средние и маленькие);
разнообразные матрешки
пирамидки разного размера и разной конструкции;
игрушки сюжетные: лошадка, кошечка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и др.;
пластмассовые кегли и шары;
корзины разной величины, мисочки, кувшины, бутылки, банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек; лото-вкладки;
шарики и кубики с дырочками для надевания на пальцы, для соединения с помощью палки;
коробки-вкладыши разных размеров;
тележки, машины разных размеров;
лоточки для скатывания шариков, для прокатывания автомобилей;
трубки прозрачные и непрозрачные с цветными пыжами и палочками;
тележки со съемными фигурками, трафареты;
пазлы и продукты для сортировки и нанизывания.
Дидактические пособия «Незавершенные изображения», «Чей дом?», «Детеныши животных», «Времена года», «Эмоции».
- Работа с родителями
проведение консультаций;
использование современных технологий (интернет, эл. почта, скайп) для информирования;
анкетирование родителей;
создание портфолио детей совместно с родителями;
проведение открытых занятий;
проведение родительских собраний на актуальные темы.
|
Использование ИКТ-технологий при освоении детьми программы (ресурсы интернет-сети, демонстрация презентаций, дистантное обучение и т.п.)
|
www.prezentazia.ru
www.prezentazia.org
http://deti.spb.ru – Региональный сайт детских библиотек.
http://detskiy-mir.net/rating.php - Детский мир. Каталог детских ресурсов. Все сайты детской тематики.
http://kidsbook.narod.ru – Kidsbook: библиотека детской литературы.
http://lukoshko.net – «Лукошко сказок». Детская электронная библиотека - народные и авторские сказки, стихи и рассказы для детей.
http://potomy.ru - «Потому.ру - Детская энциклопедия. Вместе познаём мир». Более 2500 ответов на самые разные вопросы
http://www.krugosvet.ru – Энциклопедия «Кругосвет».
http://kinklub.com - Каталог детских сайтов. В каталоге представлены сайты только с детской тематикой
http://detskiy-mir.net - «Детский мир» - Весёлый детский сайт.
http://www.solnet.ee/sol - «Солнышко
http://nsportal.ru/detskii-sad
Демонстрация собственных презентаций, мультипликация.
|
Преемственность в работе специалиста с другими педагогами в рамках реализации программы
|
|
Подпись _________________________
Дата заполнения паспорта программы_____________
|
|
|