Литературное чтение, 3 класс.
Программа «Начальная школа 21 века»
Учитель: Павлова Екатерина Сергеевна
Тема: С.Д.Дрожжин «Зимний день». Пейзаж в стихотворении.
Цели урока:
познакомить детей со стихотворением C.Д.Дрожжина “Зимний день”;
учить анализировать произведение с целью выявления сюжетных линий, определения эмоционального состояния автора;
-
развивать умения находить главную мысль в тексте, выражать свои чувства по отношению к прочитанному;
развивать внимание к авторскому слову, речь учащихся, воображение;
воспитывать любовь к природе;
-
продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал;
формировать умения работать в паре, воспитывать культуру общения, самостоятельность, активность;
формировать универсальные учебные действия:
личностные (нравственно-этическая ориентация, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, самоопределение, эмпатия, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности);
регулятивные (саморегуляция, оценка, целеполагание, волевая саморегуляция, планирование, познавательная инициатива, оценка результата работы, контроль, познавательная саморегуляция, осуществление самоконтроля и контроля, коррекция, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности);
познавательные (общеучебные универсальные действия, анализ, синтез, обобщение, умозаключение, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка учебной задачи совместно с учителем, построение речевых высказываний, выдвижение гипотез и их обоснование, структурирование знаний, рефлексия, поиск и выделение необходимой информации, рефлексия способов и условий действия);
коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, учёт разных мнений, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведением – оценка действия партнёра и своих собственных, управление поведением партнёра).
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация, музыка.
Ход урока:
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть ваши светящиеся глаза, значит, у вас хорошее настроение и нам вместе, сообща, удастся решить любые задачи.
2. Вводная беседа.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы нашу встречу посвятим одному из прекраснейших времен года. Что же это за время года?
Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня ...
(зима)
- Вспомните поэтов, которые писали стихи о зиме, назовите их.
Дети называют:
- А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»,
- А.А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка…»,
- И.З.Суриков «Детство»,
- С.А.Есенин «Белая береза».
- Кто помнит наизусть? Расскажите!
- Молодцы! А как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Правильно, мы будем знакомиться с творчеством еще одного поэта, который очень любил зиму. Это Спиридон Дмитриевич Дрожжин.
3. Знакомство с творчеством Дрожжина.
Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848-1930) родился в деревне на Волге. Семья жила бедно, поэтому Дрожжин проучился в школе всего две зимы. Но он много читал, особенно близких ему А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова. Вся жизнь С.Д.Дрожжина прошла в деревне, где он писал стихи о родной природе, о труде крестьян. Некоторые его стихи стали народными песнями.
Чтение стихотворения учителем;
Проверка первичного восприятия;
- Какую картину рисует поэт? Прочитайте.
- Как автор описывает наступление дня? Прочитайте.
- Какое время суток изобразил поэт? ( Утро)
- Как автор описывает наступление дня?
- Откроем тетради на печатной основе на странице 11, выполним задание 1.
- Что такое олицетворение? (Олицетворение – это перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные).
Словарная работа:
Задворье – задний двор, место позади двора.
Божий храм – церковь.
- В тетрадях выполним задание 2 (тетрадь под наклоном, не забываем).
Физминутка
Самостоятельное чтение учащихся;
Чтение учащихся вслух (3-4 человека);
- Умнички! Давайте оценим чтение ребят!
- Выполним задание 3 в тетради на печатной основе.
- Какие слова использовал автор для описания тихого зимнего дня? Подчеркните.
- Укажите стрелочкой рифмы(немая-стая, кругом-селом).
- Что нужно сделать в 4 задании? Запишите самостоятельно. Проверим!
- Задание №5 сложное.
- Ребята, кто знает, что такое четверостишие?
Работа с иллюстрацией.
- Рассмотрите иллюстрацию. Сравните пейзажи зимнего утра на иллюстрации и в стихотворении. Какие строки вам хочется перечитать, когда смотрите на иллюстрацию? Выборочное чтение подходящих строк.
- Молодцы! Хочется еще сказать, что …..
4.Метапредметные связи(с изобразительным искусством).
- И художники в стороне от зимней темы не остались. Посмотрите на репродукции картин. (Показать слайд-шоу).
- Что такое пейзаж?
5.Творческая работа в группах.
- А сейчас мы разделимся с вами на группы:
1.Будет рисовать иллюстрацию к стихотворению С.Д.Дрожжина.
2.Вспомнит ранее изученное и нарисует зимний пейзаж с помощью белой гуаши.
3.Отгадает кроссворд по теме «Русские поэты» и попробует сочинить стихотворение с рифмой морозы-берёзы, несут-поют.
- Удачи Вам, ребята! (Звучит музыка)
Проверим!!!!!
6. Итог на рефлексивной основе.
- С творчеством какого поэта мы сегодня знакомились? (Спиридон Дмитриевич Дрожжин).
- Что можете сказать о нем? (Родился в деревне на Волге, любил творчество А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова).
Слайд рефлексии на экране.
- Если вы довольны результатом своей работы на уроке, то поднимите карточку с раскрывшимся цветком лилии.
- Если у Вас не все получилось, то бутон лилии.
Оценивание учащихся.
Домашнее задание: стр.14-15, наизусть.
стр.14-15 выраз.чтение, рисунок.
Использованная литература:
1. Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И. Литературное чтение: 3 класс, Ч. 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2009;
2. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: Рабочая тетрадь№2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2012
3. Методический комментарий к учебнику Литературное чтение для 3 класса
М. : Вентана Граф 2006.
|