Главная страница

М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»


Скачать 57.38 Kb.
Название М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
Дата 08.03.2016
Размер 57.38 Kb.
Тип Урок

Предмет: Русская словесность 7 класс

Тема урока: М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

Цель урока:

Образовательная: помочь учащимся увидеть, почувствовать, понять и оценить мастерство Шолохова – психолога в раскрытии характера Андрея Соколова, который сумел преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой; проанализировать яркие отдельные эпизоды из жизни главного героя

Развивающая: Развить устную и письменную речь, обогатить их словарную лексику новыми славами; научить углубленно понимать и сопереживать событиям рассказа; развить мышление и память, расширить кругозор

Воспитательная: Черезсодержания рассказа выстроить шкалу общечеловеческих ценностей, таких как: счастье, долг, достоинство и гордость; привить детям почет и уважение ветеранам, отстоявшим свободу родной страны

Тип урока: анализ произведения

Метод: Частично – поисковый, мозговой штурм

Форма: Групповая

Оборудование: плакаты, маркеры, книги.

Ход урока
І. Организационный момент

- Взаимное приветствие

Ребята! Перед тем как приступить к основному моменту урока, давайте пожелаем друг другу добрых слов. Итак начинаю я:

-Доброго вам здоровья, дети!

-Больше вам добрых друзей!

-Чтобы у вас было только доброе сердце!

-И еще, дети, творите только добрые дела!

ІІ. Проверка и опрос домашнего задания:

Творчество М. А. Шолохова

  1. Работа над словами самого писателя:

«Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресс человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив»

А теперь вспомним произведения М. Шолохова

«ШИБАЛКОВО СЕМЬЯ»


«АЛЕШКИНО СЕРДЦЕ»

«ТИХИЙ ДОН»

«ЧЕРВОТОЧИНА»








«НАХАЛЕНОК»

«ЛАЗОРЕВАЯ СТЕПЬ»


ПРОИЗВЕДЕНИЯ





«НАУКА О НЕНАВИСТИ»

«РОДИНКА»



«ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ»


«ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА»


«СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»


Вывод: во всех этих произведениях писатель призывает людей быть честными, отважными, искренними, добрыми друг к другу, любить, надеяться и верить в лучшее.

III. Работа по вопросам.

1. Какие произведения писателя относятся к военной тематике?

  1. (Роман «Они сражались за Родину», рассказы «Судьба человека» и «Наука о ненависти»)

2.В каких произведениях писателя основными героями является казачья беднота? Назовите эти произведения ?

3. Кем был Михаил Шолохов в военное время? ( В июле 1941 г. М. Шолохов призы-вается в армию и проходит всю войну в качестве военного корреспондента, высту-пает со статьями и очерками в «Правде», «Красной звезде», «Комсамольсой правде».

IV.Работа над произаедением «Судьба человека»

-Слово учителя:

1.Что есть добро? Зло? Любовь? Долг? Честь? Совесть?

2.В чем смысл жизни человека?

3.Может ли он быть хозяином своей судьбы?

Эпигрофом сегодняшней темы нашего урока являются слова В. Астафьева: «Человек всегда может и должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжёлые, трагические обстоятельство его не ставила жизнь.»

V. Словарная работа.

1.Что такое характер?

Характер –совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживаю-щихся в его поведении.

2. Нозовите лучшие черты характера человека. (Ученики перечисляют их, а я записываю на доске: гордость, честность, патриотизм, уверенность в себе, достоинство, честь, блогородство, храбрость, милосердие.)

3.Можно ли сказать, что все эти черты характера присутетвуют в Андрее Соколове? (Да, потому что Андрей Соколов-носитель лучших черт характера-человечности, силы духа, стойкости и мужества.)

4. Перед тем как приступить к анализу текста, разбивают класс на две группы.

А)первая группа пересказывает эпизод с условным названием «Мирная жизнь Андрея», Б) вторая группа дает характеристику его жены Ирины.

Отмечают, что Соколовы жили мирно, счастливо. Рассуждаем о том, чем есть счастье. «Счастье – это состояние души».

Спрашиваю: в чем же видит Андрей Соколов счастье. Учащиеся отвечают, что это дом, лад в семье, здоровье детей, их успехи в учебе, уважение друг к другу, любимое дело.

-Зависит ли счастье от человека?

-Учащиеся отвечают на этот вопрос

Напоминаю, что отец семейства Андрей Соколов был оторван от жены и детей в роковой день сорок первого года. Так история вмешалась в судьбу человека.

І – группа читает с комментариями эпизод с условным названием «Сцена прощания» отличаем, что вспоминания героя полны горечи за то недовольство, какое он проявил по отношению к жене, которая в недобром предчувстии надвигающейся беды сказала: «Родненький мой , Андрюша, не увидемся мы больше на этом свете».

ІІ – группа анализирует эпизод «доставка снарядов гаубичной батарее». Учащиеся отмечают, что долг для Андрея Соколова превыше всего: Он должен проскочить через немцев, он должен убить предателя Крыженева, он должен поделиться кусочком хлеба с узниками лагеря, он должен бежать из плена, захватив немецкого офицера.

-Отмечаю, что характер Соколова особенно четко проявляется в эпизоде вызова к комен-данту концлагеря. Из сложного испытания русский солдат вышел победителем.

-Работаем над понятиями честь, достоинства и гордость.

Словарная работа

ЧЕСТЬ -1. достойный уважения и гордости моральные качества человека, его со-ответствующие принципы. Долг чести

2.Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Например: Сбереги честь смолоду.

3.Почет, уважение

ДОСТОИНСТВО --положительное качество совокупность высоких моральных качеств, а так же уважение этих качеств в самом себе. Например: Говорить с достоинством.

ГОРДОСТЬ -1. чувство собственного достоинства, самоуважение. Национальная гордость. 2. Чувство удовлетворения от чего-нибудь, гордой победой. 3. Высокомерие, чрезмерное высокое мнение о себе.

-Есть ли эти черты характера в Андрее Соколове?

-Почему комендант Мюллер подарил Соколову жизнь?

-Как Мюллер характеризует военнопленного?

-Какие еще испытания ждут Андрея?

-Сломили ли они героя?

IV. Закрепление новой темы:

  1. Работа над понятиям судьба

-Что такое судьба?

Словарная работа

СУДЬБА- 1. Стечение обстоятельность, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств.

2. Доля, участь.

3. История кого-чего-нибудь

4. Будущее, то, что случится

Подвожу учеников к мысли, что в названии рассказа слово «судьба» употреблено в нескольких лексических значениях. Это и история Соколова и его участь и истечение обстоятельств.Заглавие рассказа носит обобщенный характер: перед нами судьба не только Андрея Соколова, но и «маленькой птахи» Ванюшки. Два осиротевших человека обретают друг друга.

-Какое самое смелое, самое отважное, самое доброе дело сделал Андрей Соколов?

-Усыновил сироту-мальчика Ванюшу.

Судьба главного героя – это судьба всего народа прошедшего жесточайшие испытания в годы войны. Шолохов описал человека способного не покориться обстоятельствам.

Писатель показал великую силу характера человека в битве с судьбой.


  1. Дискуссионная карта




Если бы не война...


Влияние войны на судьбу

человека.






















Вывод. Через судьбу одного человека, писатель Шолохов хотел показать судьбу советского народа, пострадавшего в годы Великой Отечественной войны.

V. Выставление оценок за урок

VІ. Домашнее задание

Подготовить сообщение на тему «Шолохов и Казахстан»