|
М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
Предмет: Русская словесность 7 класс
Тема урока: М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
Цель урока:
Образовательная: помочь учащимся увидеть, почувствовать, понять и оценить мастерство Шолохова – психолога в раскрытии характера Андрея Соколова, который сумел преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой; проанализировать яркие отдельные эпизоды из жизни главного героя
Развивающая: Развить устную и письменную речь, обогатить их словарную лексику новыми славами; научить углубленно понимать и сопереживать событиям рассказа; развить мышление и память, расширить кругозор
Воспитательная: Черезсодержания рассказа выстроить шкалу общечеловеческих ценностей, таких как: счастье, долг, достоинство и гордость; привить детям почет и уважение ветеранам, отстоявшим свободу родной страны
Тип урока: анализ произведения
Метод: Частично – поисковый, мозговой штурм
Форма: Групповая
Оборудование: плакаты, маркеры, книги.
Ход урока
І. Организационный момент
- Взаимное приветствие
Ребята! Перед тем как приступить к основному моменту урока, давайте пожелаем друг другу добрых слов. Итак начинаю я:
-Доброго вам здоровья, дети!
-Больше вам добрых друзей!
-Чтобы у вас было только доброе сердце!
-И еще, дети, творите только добрые дела!
ІІ. Проверка и опрос домашнего задания:
Творчество М. А. Шолохова
Работа над словами самого писателя:
«Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресс человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив»
А теперь вспомним произведения М. Шолохова
«ШИБАЛКОВО СЕМЬЯ»
«АЛЕШКИНО СЕРДЦЕ»
«ТИХИЙ ДОН»
«ЧЕРВОТОЧИНА»
«НАХАЛЕНОК»
«ЛАЗОРЕВАЯ СТЕПЬ»
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
«НАУКА О НЕНАВИСТИ»
«РОДИНКА»
«ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ»
«ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА»
«СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»
Вывод: во всех этих произведениях писатель призывает людей быть честными, отважными, искренними, добрыми друг к другу, любить, надеяться и верить в лучшее.
III. Работа по вопросам.
1. Какие произведения писателя относятся к военной тематике?
(Роман «Они сражались за Родину», рассказы «Судьба человека» и «Наука о ненависти»)
2.В каких произведениях писателя основными героями является казачья беднота? Назовите эти произведения ?
3. Кем был Михаил Шолохов в военное время? ( В июле 1941 г. М. Шолохов призы-вается в армию и проходит всю войну в качестве военного корреспондента, высту-пает со статьями и очерками в «Правде», «Красной звезде», «Комсамольсой правде».
IV.Работа над произаедением «Судьба человека»
-Слово учителя:
1.Что есть добро? Зло? Любовь? Долг? Честь? Совесть?
2.В чем смысл жизни человека?
3.Может ли он быть хозяином своей судьбы?
Эпигрофом сегодняшней темы нашего урока являются слова В. Астафьева: «Человек всегда может и должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжёлые, трагические обстоятельство его не ставила жизнь.»
V. Словарная работа.
1.Что такое характер?
Характер –совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживаю-щихся в его поведении.
2. Нозовите лучшие черты характера человека. (Ученики перечисляют их, а я записываю на доске: гордость, честность, патриотизм, уверенность в себе, достоинство, честь, блогородство, храбрость, милосердие.)
3.Можно ли сказать, что все эти черты характера присутетвуют в Андрее Соколове? (Да, потому что Андрей Соколов-носитель лучших черт характера-человечности, силы духа, стойкости и мужества.)
4. Перед тем как приступить к анализу текста, разбивают класс на две группы.
А)первая группа пересказывает эпизод с условным названием «Мирная жизнь Андрея», Б) вторая группа дает характеристику его жены Ирины.
Отмечают, что Соколовы жили мирно, счастливо. Рассуждаем о том, чем есть счастье. «Счастье – это состояние души».
Спрашиваю: в чем же видит Андрей Соколов счастье. Учащиеся отвечают, что это дом, лад в семье, здоровье детей, их успехи в учебе, уважение друг к другу, любимое дело.
-Зависит ли счастье от человека?
-Учащиеся отвечают на этот вопрос
Напоминаю, что отец семейства Андрей Соколов был оторван от жены и детей в роковой день сорок первого года. Так история вмешалась в судьбу человека.
І – группа читает с комментариями эпизод с условным названием «Сцена прощания» отличаем, что вспоминания героя полны горечи за то недовольство, какое он проявил по отношению к жене, которая в недобром предчувстии надвигающейся беды сказала: «Родненький мой , Андрюша, не увидемся мы больше на этом свете».
ІІ – группа анализирует эпизод «доставка снарядов гаубичной батарее». Учащиеся отмечают, что долг для Андрея Соколова превыше всего: Он должен проскочить через немцев, он должен убить предателя Крыженева, он должен поделиться кусочком хлеба с узниками лагеря, он должен бежать из плена, захватив немецкого офицера.
-Отмечаю, что характер Соколова особенно четко проявляется в эпизоде вызова к комен-данту концлагеря. Из сложного испытания русский солдат вышел победителем.
-Работаем над понятиями честь, достоинства и гордость.
Словарная работа
ЧЕСТЬ -1. достойный уважения и гордости моральные качества человека, его со-ответствующие принципы. Долг чести
2.Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Например: Сбереги честь смолоду.
3.Почет, уважение
ДОСТОИНСТВО --положительное качество совокупность высоких моральных качеств, а так же уважение этих качеств в самом себе. Например: Говорить с достоинством.
ГОРДОСТЬ -1. чувство собственного достоинства, самоуважение. Национальная гордость. 2. Чувство удовлетворения от чего-нибудь, гордой победой. 3. Высокомерие, чрезмерное высокое мнение о себе.
-Есть ли эти черты характера в Андрее Соколове?
-Почему комендант Мюллер подарил Соколову жизнь?
-Как Мюллер характеризует военнопленного?
-Какие еще испытания ждут Андрея?
-Сломили ли они героя?
IV. Закрепление новой темы:
Работа над понятиям судьба
-Что такое судьба?
Словарная работа
СУДЬБА- 1. Стечение обстоятельность, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств.
2. Доля, участь.
3. История кого-чего-нибудь
4. Будущее, то, что случится
Подвожу учеников к мысли, что в названии рассказа слово «судьба» употреблено в нескольких лексических значениях. Это и история Соколова и его участь и истечение обстоятельств.Заглавие рассказа носит обобщенный характер: перед нами судьба не только Андрея Соколова, но и «маленькой птахи» Ванюшки. Два осиротевших человека обретают друг друга.
-Какое самое смелое, самое отважное, самое доброе дело сделал Андрей Соколов?
-Усыновил сироту-мальчика Ванюшу.
Судьба главного героя – это судьба всего народа прошедшего жесточайшие испытания в годы войны. Шолохов описал человека способного не покориться обстоятельствам.
Писатель показал великую силу характера человека в битве с судьбой.
Дискуссионная карта
-
Если бы не война...
|
Влияние войны на судьбу
человека.
|
|
|
|
|
|
|
Вывод. Через судьбу одного человека, писатель Шолохов хотел показать судьбу советского народа, пострадавшего в годы Великой Отечественной войны.
V. Выставление оценок за урок
VІ. Домашнее задание
Подготовить сообщение на тему «Шолохов и Казахстан»
|
|
|