|
Рок-музыку на урок…
Рок-музыку на урок…
Проблема развития музыкальной культуры подрастающего поколения во все времена была актуальной. Данная проблема находит отражение в трудах философов, психологов, педагогов ещё со времён римской античности.
Античное воспитание складывалось в системе освоения «семи свободных искусств»: квадриум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка) и тривиум (грамматика, риторика, диалектика). Древнегреческие философы Аристотель, Демокрит, Сократ, Платон видели необходимость в разностороннем развитии детей. Музыка считалась приоритетным средством воспитания, а музыкально-эстетическое воспитание базировалось на ценностях культуры.
В 19 веке проблемой формирования и развития музыкальной культуры у детей занимались многие педагоги-музыканты, среди них необходимо назвать Д.Н.Зарина, А.Н.Карасёва, А.Л.Маслова, П.П.Мироносицкого, С.В.Смоленского. Итогом многолетнего опыта стало появление науки – методики музыкального воспитания, становление которой началось в 60-е годы 19 века.
На современном этапе развития общества данная проблема не просто не утратила своей актуальности, а стала ещё острее. Особую актуальность она приобретает при работе со школьниками- подростками.
Известно, что в подростковом периоде развитие музыкальной культуры достигает определённого уровня. У школьников развивается собственный музыкальный вкус, появляется определённый круг музыкальных интересов и предпочтений, который постепенно приобретает устойчивость, являясь психологической базой ценностных ориентаций подростка во взрослой дальнейшей жизни. Личные наблюдения позволяют говорить о том, что большая часть подростков увлечена рок-музыкой.
Существует мнение, что решить проблему такого тотального увлечения можно путём вовлечения учащихся в хоровые коллективы. Но, на мой взгляд, это не решение проблемы. Рок является социальной реальностью нашего времени. Современный педагог-музыкант должен помочь подростку понять и оценить данное направление массовой музыкальной культуры 20 века с духовно-нравственных позиций. Конечно, это предполагает со стороны учителя определённые усилия в изучении данного направления, что и объясняет существующее мнение.
Психологи отмечают, что для подросткового возраста характерен резкий скачок в формировании отношения к искусству, при котором школьники- «подростки зачастую не имеют прочной системы знаний и достаточно ясных критериев оценки явлений современной культуры» (Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. - М., Роспедагенство, 1996).
Формируя духовную культуру, как основу индивидуальной художественной культуры, музыкальная педагогика опирается на высокохудожественные образцы классического музыкального искусства. При таком подходе остаются без внимания потребности и интересы школьников-подростков, для которых современная популярная музыка, в частности рок-музыка, является важным компонентом общения. Общение, как известно, является ведущим типом деятельности у подростков. Школьник-подросток вынужден черпать знания о рок-музыке из средств массовой информации, и, как правило, через неформальные каналы. Информация, полученная таким образом, не всегда позитивно влияет на развитие музыкальной культуры у школьника-подростка.
Образовался огромный разрыв между музыкой, которая звучит на уроках в общеобразовательном учреждении и музыкой, существующей за пределами школы. Современная музыка воспринимается подростками как обособленная область музыкального искусства, существующая автономно. Таким образом, в сознании школьников-подростков разорвалась нить преемственности в музыкальном искусстве, а это в свою очередь мешает полноценному развитию у них музыкальной культуры.
Я думаю, что проблема формирования и развития музыкальной культуры современного школьника требует от музыкальной педагогики сегодня оптимальных и эффективных решений.
Перед учителем музыки остро встаёт проблема преодоления в сознании школьника-подростка образовавшегося разрыва между классическим и современным музыкальным искусством. Решение данного вопроса, на мой взгляд, является залогом успешного развития музыкальной педагогики, а также утверждения личностно-ориентированного подхода в обучении школьника-подростка. Сегодня существует острая необходимость в создании условий, при которых будут удовлетворены музыкальные потребности современного подростка, т. е. вооружение учащихся знаниями о рок-музыке, её истоках, путях развития, связи с классической музыкой.
Новое содержание музыкального образования соответственно требует и новых подходов в обучении. Актуальным становится создание новых адаптированных методик и программ по изучению современной музыки, в частности рок-музыки, требующих учёта психологических особенностей, характерных для подросткового возраста.
В работе с подростками мною используются методы наглядно-обобщающего и эмпирико-аналитического обучения, такие как:
ü Метод монологически диалогического изложения: рассказ, объяснение, беседа, лекция.
ü Метод визуального изучения явлений и приобретения зрительно-звуковой информации.
ü Метод самостоятельной работы с источником.
ü Метод создания проблемной ситуации.
ü Метод - игровая ситуация.
ü Метод – учебная дискуссия.
ü Метод учебно-критического выражения.
Вышеперечисленные методы были разработаны академиком Б.Т.Лихачёвым для работы со школьниками-подростками с учётом психологических особенностей данного возраста. Каждый из них имеет определённый развивающий и воспитательный эффект. (Лихачёв Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1999).
На основе данных методов мною разработан ряд методик, направленных на развитие музыкальной культуры школьника-подростка:
ü «Представление любимой рок-группы», в которой ребята представляют и доказывают основные достоинства группы.
ü «Рецензия на песенный репертуар рок-группы». В основе методики заложен метод обучающего рецензирования.
ü «Проект программы для последующих поколений». Ребята обсуждают «жизненность» группы и её позитивное влияние на развитие рок-музыки и музыкального искусства в целом.
ü «Определи стилевое направление рок-группы». Данная методика направлена на развитие у школьников-подростков способности стилеразличения.
Данные методики легли в основу разработанной мною программы «История развития рок-музыки», основными задачами которой являются:
ü Помочь школьнику-подростку сориентироваться в многообразии стилей и жанров рок-музыки.
ü Научить понимать и оценивать рок-музыку с духовно-нравственных позиций.
ü Приобщить к лучшим образцам рок-музыки.
ü Развить умение общаться с образцами современной музыки в их взаимосвязи с музыкальным классическим наследием.
В программе «История развития рок-музыки» даётся представление об этапах развития зарубежной и русской рок-музыки, о разнообразии стилей и направлений, об особенностях развития русского рока, о связи рок-музыки с классическим искусством и т.д. Программа рассчитана для учащихся 8-го класса. Необходимо отметить, что большое внимание на уроках должно уделяться эстетической оценке учащихся рок-музыки.
Основой разработки является современная программа музыкального воспитания учащихся Ю.Б.Алиева, в которой в наибольшей степени разработана проблемная методика. Данная методика направлена на развитие способности стилеразличения. Тематическое содержание и методика программы «История развития рок-музыки» выстроена с учётом развития данной способности у школьников-подростков, что позволяет её адаптировать к вышеназванной программе.
Экспериментальное апробирование данной программы позволяет сделать вывод, что изучение рок-музыки на уроке в школе помогает преодолеть разрыв, сложившийся в сознании школьников между классическим музыкальным наследием и современными направлениями массового музыкального искусства 20 века. Это, в свою очередь, позитивно влияет на развитие музыкальной культуры современного школьника-подростка, а также удовлетворяет его музыкальные интересы и потребности.
На мой взгляд, поиск новых подходов и методов в решении данной проблемы позволит успешно решать более глобальные задачи образовательного учреждения, основной задачей которого является воспитание разносторонне развитой, творческой личности выпускника. Личности, обладающей развитой музыкальной культурой, т.е. имеющей определённый социально-художественный опыт, музыкальную развитость и музыкальную образованность. Формирование и развитие музыкальной культуры школьника-подростка, которая является частью духовной культуры, имеет большое значение в нравственно – эстетическом развитии личности.
Я думаю, что данная проблема будет ещё долгое время оставаться актуальной в современной педагогике.
|
|
|