Главная страница

Рок-музыку на урок…


Скачать 60.23 Kb.
Название Рок-музыку на урок…
Дата 10.02.2016
Размер 60.23 Kb.
Тип Документы

Рок-музыку на урок…
Проблема развития музыкальной культуры подрастающего поколения во все времена была актуальной. Данная проблема находит отражение в трудах философов, психологов, педагогов ещё со времён римской античности.

Античное воспитание складывалось в системе освоения «семи свободных искусств»: квадриум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка) и тривиум (грамматика, риторика, диалектика). Древнегреческие философы Аристотель,  Демокрит, Сократ, Платон видели необходимость в разностороннем развитии детей. Музыка считалась приоритетным средством воспитания, а музыкально-эстетическое воспитание базировалось на ценностях культуры.

В 19 веке проблемой формирования и развития музыкальной культуры у детей  занимались многие педагоги-музыканты, среди них необходимо назвать Д.Н.Зарина, А.Н.Карасёва, А.Л.Маслова, П.П.Мироносицкого,  С.В.Смоленского. Итогом многолетнего опыта стало появление науки – методики музыкального воспитания, становление которой началось в 60-е годы 19 века. 

На современном этапе развития общества  данная проблема не просто не утратила своей актуальности, а стала ещё острее. Особую актуальность она приобретает при работе со школьниками- подростками.

Известно, что в подростковом периоде развитие музыкальной культуры достигает определённого уровня. У школьников развивается собственный музыкальный вкус, появляется определённый круг музыкальных интересов и предпочтений, который постепенно приобретает устойчивость, являясь психологической базой ценностных ориентаций подростка во  взрослой дальнейшей жизни. Личные наблюдения позволяют говорить о том, что большая часть подростков увлечена рок-музыкой.

Существует мнение, что решить проблему такого тотального увлечения можно путём вовлечения  учащихся в хоровые коллективы. Но, на мой взгляд, это не решение проблемы. Рок является социальной реальностью нашего времени. Современный педагог-музыкант должен помочь подростку понять и оценить данное направление массовой музыкальной культуры 20 века с духовно-нравственных позиций. Конечно, это предполагает со стороны учителя определённые усилия в изучении данного направления, что и объясняет  существующее мнение.

Психологи отмечают, что для подросткового возраста характерен резкий скачок в формировании отношения к искусству, при котором школьники- «подростки зачастую не имеют прочной системы знаний и достаточно ясных критериев оценки явлений современной культуры» (Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. - М., Роспедагенство, 1996).

Формируя духовную культуру, как основу индивидуальной художественной культуры, музыкальная педагогика опирается на высокохудожественные образцы классического музыкального искусства. При таком подходе остаются без внимания потребности и интересы школьников-подростков, для которых современная популярная музыка, в частности рок-музыка, является важным компонентом общения. Общение, как известно, является ведущим типом деятельности у подростков. Школьник-подросток вынужден черпать знания о рок-музыке из средств массовой информации, и, как правило, через неформальные каналы. Информация, полученная таким образом, не всегда позитивно влияет на развитие музыкальной культуры у школьника-подростка.

Образовался огромный разрыв между музыкой, которая звучит на уроках в общеобразовательном учреждении и музыкой, существующей за пределами школы. Современная музыка воспринимается подростками как обособленная область музыкального искусства, существующая автономно. Таким образом, в сознании школьников-подростков разорвалась нить преемственности в музыкальном искусстве, а это в свою очередь мешает полноценному развитию у них музыкальной культуры.

Я думаю, что проблема формирования и развития музыкальной культуры современного школьника требует от музыкальной педагогики сегодня оптимальных и эффективных решений.

Перед учителем музыки остро встаёт проблема преодоления в сознании школьника-подростка образовавшегося разрыва между классическим и современным музыкальным искусством. Решение данного вопроса, на мой взгляд, является залогом успешного развития музыкальной педагогики, а также утверждения личностно-ориентированного подхода в обучении школьника-подростка. Сегодня существует острая необходимость в создании условий, при которых будут удовлетворены музыкальные потребности современного подростка, т. е. вооружение учащихся знаниями о рок-музыке, её истоках, путях развития, связи с классической музыкой.

Новое содержание музыкального образования соответственно требует и новых подходов в обучении. Актуальным становится создание новых адаптированных методик и программ по изучению современной музыки, в частности рок-музыки, требующих  учёта психологических особенностей, характерных для подросткового возраста.

В работе с подростками мною используются методы наглядно-обобщающего и эмпирико-аналитического обучения, такие как:

ü Метод монологически диалогического изложения: рассказ, объяснение, беседа, лекция.

ü Метод визуального изучения явлений и приобретения зрительно-звуковой информации.

ü Метод самостоятельной работы с источником.

ü Метод создания проблемной ситуации.

ü Метод - игровая ситуация.

ü Метод – учебная дискуссия.

ü Метод учебно-критического выражения.

Вышеперечисленные методы были разработаны академиком Б.Т.Лихачёвым для работы со школьниками-подростками с учётом психологических особенностей данного возраста. Каждый из них имеет определённый развивающий и воспитательный эффект. (Лихачёв Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1999).

На основе данных методов мною разработан ряд методик, направленных на развитие музыкальной культуры школьника-подростка:

ü «Представление любимой рок-группы», в которой ребята представляют  и доказывают основные достоинства группы.

ü «Рецензия на песенный репертуар рок-группы». В основе методики заложен метод обучающего рецензирования.

ü «Проект программы для последующих поколений». Ребята обсуждают «жизненность» группы и её позитивное влияние на развитие рок-музыки и музыкального искусства в целом.

ü «Определи стилевое направление рок-группы». Данная методика направлена на развитие  у школьников-подростков способности стилеразличения.

Данные методики легли в основу разработанной мною программы «История развития рок-музыки», основными задачами которой являются:

ü Помочь школьнику-подростку сориентироваться в многообразии стилей и жанров рок-музыки.

ü Научить понимать и оценивать рок-музыку с духовно-нравственных позиций.

ü Приобщить к лучшим образцам рок-музыки.

ü Развить умение общаться с образцами современной музыки в их взаимосвязи с музыкальным классическим наследием.

В программе «История развития рок-музыки» даётся представление об этапах развития зарубежной и русской рок-музыки, о разнообразии стилей и направлений, об особенностях развития русского рока, о связи рок-музыки с классическим искусством и т.д. Программа рассчитана для учащихся 8-го класса. Необходимо отметить, что большое внимание на уроках должно уделяться эстетической оценке учащихся рок-музыки.

Основой разработки является современная программа музыкального воспитания учащихся Ю.Б.Алиева, в которой в наибольшей степени разработана проблемная методика. Данная методика направлена на развитие способности стилеразличения. Тематическое содержание  и методика программы «История развития рок-музыки» выстроена с учётом  развития данной способности у школьников-подростков, что позволяет её адаптировать к вышеназванной программе.

Экспериментальное апробирование данной программы позволяет сделать вывод, что изучение рок-музыки на уроке в школе помогает преодолеть разрыв, сложившийся в сознании школьников между классическим музыкальным наследием и современными направлениями массового музыкального искусства 20 века. Это, в свою очередь, позитивно влияет на развитие музыкальной культуры  современного школьника-подростка, а также удовлетворяет его музыкальные интересы и потребности.

На мой взгляд, поиск новых подходов и методов в решении данной проблемы позволит успешно решать более глобальные задачи образовательного учреждения, основной задачей которого является воспитание разносторонне развитой, творческой личности выпускника. Личности, обладающей развитой музыкальной культурой, т.е. имеющей определённый социально-художественный опыт, музыкальную развитость и музыкальную образованность. Формирование и развитие  музыкальной культуры школьника-подростка, которая является частью духовной культуры, имеет большое значение в нравственно – эстетическом развитии личности.

Я думаю, что данная проблема будет ещё долгое время оставаться актуальной в современной педагогике.