Родительское собрание:
«Влияние фольклора на развитие детей третьего года жизни.»
МДОУ комбинированного типа детский сад №42 г. Серпухова. Воспитатель Хрупова Татьяна Викторовна.
На третьем году жизни в развитии речи детей происходят значительные усложнения: они овладевают грамматическим строем речи, способны легко усваивать многие звуки и закреплять их в произношении собственной речи. Понимание речи взрослых становится качественно новыми: ребёнок начинает прислушиваться к тому, о чём говорят между собой взрослые, ему нравится слушать сказки, стихи, рассказы.
Многие дети в этом возрасте приходят в дошкольные образовательные учреждения. Теперь родители вместе с воспитателями помогают ребёнку овладевать речевыми навыками:
- способствуют пониманию обращенной речи, расширяют пассивный словарь;
- способствуют развитию активной речи, расширяют активный словарь;
- Формируют грамматический строй речи, учат связной речи;
- формируют интонационную выразительность речи: учат говорить в определённом темпе, регулировать громкость и силу голоса;
- учат правильному произношению звуков речи.
Словарный запас ребёнка 2 – 2,5 лет составляет в среднем 250 – 280 слов. К 3 – м годам он увеличивается в 3 – 3,5 раза. Чтобы словарный запас возрастал, необходимо вызывать у детей потребность в речевом общении, как в детском саду, так и в семье, побуждать обращаться к взрослым с просьбой или вопросами. Сами взрослые в разговоре должны употреблять все части речи, усложнять грамматическую форму высказываний, давая образец для подражания.
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладошки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, но и организовывает его поведение.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. И мы, взрослые, общаясь с детьми раннего возраста, должны держать в памяти большой запас песенок, потешек, прибаулок, игры детей со своими пальчиками. Дети с удовольствием перебирают ими:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик - бабушка ,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик наш малыш,
А зовут его - Санечка.
И тактично, с чувством меры, включать их в повседневный разговор с детьми.
Особенно эффективно использовать малые фольклорные формы во время привыкания ребёнка к новым условиям. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам:
При умывании:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
При причёсывании:
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косынька до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка. Маму слушайся.
Во время приёма пищи:
Умница Катенька, ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.
При одевании на прогулку:
Вот они сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождик пойдёт,
Наденем галожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Вот так хорошо!
При укладывании спать:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят!
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках.
Утки – на муравушке.
Детки все по люлечкам
Спят поспят, всему миру спать велят.
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста.
Одну и туже потешку можно обыгрывать разными способами: сопровождать чтение действием с игрушкой, куклой, использовать пальчиковый театр, шапочку различных героев.
Знакомство с народным творчеством расширяет кругозор , развивает и обогащает речь детей, формирует отношения к окружающему миру. Задача взрослых - помочь им в этом.
|