Главная страница

«Не стучать все спят!». Э. Шим


Скачать 47.8 Kb.
Название «Не стучать все спят!». Э. Шим
Дата 05.04.2016
Размер 47.8 Kb.
Тип Урок

Тема урока: «Не стучать – все спят!». Э.Шим.

Задачи: познакомить учащихся с рассказом «Не стучать – все спят!». Э.Шима; совершенствовать навык чтения.

Оборудование: сюжетные картинки, карточки со словами, карточки к орг.моменту.

Ход урока

I. Организационный момент.

Работа с карточками.

– Коты и собаки решили поиграть в снежки. Поиграйте и вы с ними. Соберите из слогов 7 зимних слов.


II. Актуализация знаний.

1) Проверка чтения стихотворения наизусть «И Сурикова «Детство».

2) Ответы на вопросы.

– От чьего имени написано это стихотворение?

– О какой зимней забаве говорится в стихотворении?.

  1. Сообщение темы урока.

- Разгадайте загадку.

Черный жилет,

Красный берет.

Нос, как топор,

Хвост, как упор.

(Дятел)

Я по дереву стучу,

червячка добыть хочу,

Пусть он скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

(Дятел)

- Правильно.

- Где живет дятел?

- Чем питается?

- Послушайте интересную информацию про дятлов

– Многие из нас задавались вопросом как дятлам удается безболезненно переносить такое количество ударов клювом о твердую древесину и не страдать от постоянного сотрясения мозга. Так вот, оказывается, что у дятлов, в отличие от многих других птиц, между клювом и черепом имеется специальная ткань, смягчающая удары. Именно по этому дятлы относительно безболезненно могут долбить древесину в поиске насекомых.

Считается, что дятлы обладают не только выдающимся клювом и строением черепа, но и самым удивительным языком. Выискивая мелких насекомых, дятлу приходится выдалбливать довольно глубокие отверстия в коре и древесине, но одного клюва, чтобы достать пищу, явно не достаточно. И тут на помощь дятлу приходит его язык, который поистине уникален: со специальными крючками на кончике и очень длинный. Он орудует им с черезвычайной ловкостью, как надёжным и проверенным инструментом. Язык дятла выдвигается из ротовой полости с помощью специальной длинной ленты, которая огибает почти весь череп дятла и крепится к ноздрям.

Почти все представители семейства дятловых обитают в самостоятельно выдолбленных дуплах. При этом, на сооружение своего жилища у дятла уходит не более одной-двух недель.

- Сегодня мы с вами будем читать рассказ «Не стучать – все спят!».

эдуард шим (шмидт)

- а написал его.

Эдуард Юрьевич Шим, который родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Во время войны был эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет Шим работал, переменив множество занятий. «…Мастер на все руки — столяр и садовод, токарь и шофёр». По возвращении в Ленинград учился в художественно-архитектурном училище, с 1950 работал в конструкторском бюро. В 1952—1955 служил в армии. В 1959 принят в СП СССР, вскоре переселился в Москву.

Начав печататься с 1949 года, Эдуард Шим писал преимущественно для детей, преимущественно о природе — но мог успешно и увлекательно рассказывать, например, и о столярном ремесле («Деревянная книга»).

Эдуард Юрьевич ставил вопросы об отношении человека к природе («След на волне» (1958), «Пикет 200» (1963), «Весенние хлопоты» (1964), «Вода на камешках» (1969).

«Кто переведёт нам язык зверей и птиц на человеческий язык? Вот таким 'переводчиком'… и стал писатель Эдуард Шим… Он пишет книги, которые… учат одной из главных человеческих радостей — неиссякаемой радости узнавания».
Э. Ю. Шим умер 13 марта 2006 года.

IV. Изучение нового материала.

1) Чтение рассказа учителем.

2) Ответы на вопросы.

- О ком этот рассказ?

– Для чего дятел стучал?

- Физкультминутка

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)

А внизу леса, поля –

Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

V. Продолжение изучения нового материала.

1) Чтение трудных слов.

Приготовил - при-го-то-вил-ся - приготовился

Махнул - взмах-нул - взмахнул
2) Чтение текста учащимися по цепочке:

3) Вопросы по содержанию.

– Итак, для чего же стучал Дятел?

- кто жил под сосной в норе?

Почему Барсук рассердился на Дятла?

- Кого Дятел разбудил под березой? Какая норка была у Ежика?

- Что посоветовал Ежик Дятлу? Почему нельзя шуметь зимой в лесу?

4) Самостоятельная работа.

– Прочитайте рассказ ещё раз.

- Рассмотрите картинки. Перескажите по ним текст.

– Какая из трёх частей рассказа вам понравилась, почему?

5) Проверка самостоятельной работы.

VI. Итог урока.

– Как называется рассказ, который читали? Кто его автор?

– Чему учит рассказ?

Д.З.: с. 16., зад. 6.