|
Рымша Надежда Юрьевна, учитель русского языка и литературы Чтобы урок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22
городского округа Самара (МОУ Школа № 22 г.о. Самара)
443045, г. Самара, ул. Артемовская, 50, тел./факс (846) 262-14-46, тел. 262-14-45,
Е-mail: scn22@yandex.ru
Основные приёмы работы на уроках русского языка и литературы
в 5 классах (по внедрению ФГОС)
Рымша Надежда Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Чтобы урок был интересным, увлекательным, а главное, полезным, нужна модифицированная система урока (соединение традиционной и новой системы по ФГОС).
Создание проблемных ситуаций на уроке
Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как стимул дальнейшего освоения содержания.
Приём «Знаю-хочу узнать-узнал-научился»
Этап «Знаю» предполагает работу в парах: что я знаю о теме урока;
«хочу узнать» - формулирование цели;
«узнал» - соотношение новой и старой информации;
«научился» - осознание результативности деятельности.
Верные – неверные утверждения
Предлагаем ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии выясняем, какие утверждения были верными.
Прогнозирование
На литературе предлагаем спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной ситуации.
Работа с текстом
Приём составления плана (для более глубокого осмысления текста).
Приём составления граф - схемы. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры, символические изображения, рисунки и их соединения.
Приём тезирования – формулирование основных тезисов, положений, выводов текста.
Приём логического запоминания: самопроверка по вопросам, пересказ в парах с опорой на конспект, подготовка докладов и т.д.
Чтение с остановками
Открывает возможности целостного видения произведения.
Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть? Какие ощущения у вас возникли?
Инсерт (чтение с пометами)
Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:
«!» – Я это знал.
«+» – Новое для меня.
«-» – Вызывает сомнение.
«?» – Вопрос.
Кластер
Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
Синквейн
Один из приёмов активизации познавательной активности учащихся на уроке.
В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – высказывание, несущее определённый смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Работа в группах
Работа в парах
Театрализация
Проектная и исследовательская деятельность
Создание учащимися литературных произведений и т.д.
Интеграция выше названных средств позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и повысить качество знаний по предмету, создать условия для успешной социализации личности.
|
|
|